Главная Культура 18:10 28 Сентября 2023 2119
Смертна, но бесконечна

В Нижегородской опере устроили охоту за Красотой

Сергей Бирюков
Наслаждение, Время и Разочарование цинично разыгрывают судьбу Красоты в карты. Фото Анастасии Пономаревой предоставлены Нижегородским театром оперы и балета

В Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени Пушкина показали ораторию Генделя «Триумф Времени и Разочарования», поставленную в сотрудничестве с Международным Дягилевским фестивалем. Счастливая идея – обратиться к одному из прекраснейших творений гения барокко, сочиненному им на заре (ослепительной!) своей карьеры – в Риме, куда он поехал впитывать высшие премудрости европейской музыки, а вышло так, что сам стремительно, в 22 года стал одним из главных ее светочей. Притом форма сочинения еще свободна от имперской пышности британского периода – по сути перед нами камерная фантазия для четырех певцов и небольшого оркестра на вечную тему – «что есть красота и почему ее обожествляют люди». То, что нужно для новой компактной и стильной сцены, которую недавно обрел театр – Пакгауза на Стрелке.

Собственно, генделевские оратории не обязательно ставить сценически. При жизни композитора их, в отличие от опер, и не инсценировали. Но впоследствии традиция воспринимать Генделя как прежде всего театрального композитора сказалась на судьбе и ораториальных партитур, включая «Триумф». Например, в памятной многим продукции пятилетней давности в Московском академическом музыкальном театре ее авторы даже, пожалуй, перестарались в своей театрализации, что, впрочем, неудивительно: режиссера Константина Богомолова и либреттиста Владимира Сорокина никак не отнесешь к приверженцам аутентичного воспроизведения шедевров прошлого. Сорокин даже и либретто русское написал полностью свое; накладываясь в виде визуального текста на звучащие итальянские стихи, оно создавало режущие смысловые диссонансы. Например, в знаменитейшей арии Lascialaspina соавтор Генделя, кардинал и поэт Бенедетто Памфили говорил «всего лишь» о привлекательности роз и опасности их шипов, а Сорокин услышал в этой дивной мелодии… гимн сперме как началу всего живого.

Создатели нынешней версии избежали подобных провокационных крайностей. Правда, и им бы, оживи сегодня Гендель с Памфили, нашлось чем удивить авторов начала XVIII века. Начиная с заменыголосов солистов, среди которых сохранил свою изначальную стать лишь тенор-Время (Сергей Годин). Понятно, кастратов, которые пели три остальные партии – Красоты, Наслаждения и Разочарования – нынче взять неоткуда, и названные роли достались соответственно сопрано Диляре Идрисовой, меццо-сопрано Яне Дьяковой и контратенору Андрею Немзеру. Впрочем, это изменение вряд ли столь уж радикально по сравнению с оригиналом. Более существенна смысловая переакцентировка. В произведении Памфили – Генделя аллегорические персонажи не столько конфликтуют между собой, сколько в диалогах (пусть и доходящих иногда до острого спора) приходят к совместному выводу: подлинное наслаждение – в освобождении от телесных соблазнов и приобщении к высшей, небесной истине.

В трактовке московского режиссера Елизаветы Мороз («Труд» уже писал о другой ее постановке в Нижнем Новгороде – «Кармен») мы наблюдаем совсем иное. Красоту (девушку в роскошном золотистом платье) в самом начале, еще до первых звуков увертюры, похищают из партера, то есть из обыденной жизни, и приносят на сцену, где затем на протяжении двух с половиной часов действия та самая тройка – похожее на пастора Время, вальяжный «папик» Разочарование и женщина-вамп в огненном парике Наслаждение – устраивает наивной веселушке издевательский квест. По его ходу подопытной читают мораль (это в лучшем случае), дурят (открывает рот Наслаждение, но поет свои жесткие инвективы Разочарование), пугают (показывают муки познания истины, сравнимые с терзаниями грешников в аду), срезают брови, ресницы и локоны, заставляя плакать кровавыми слезами и, наконец, приводят к решению укрыться от всего этого ужаса в гробу… Да и все пространство сцены, придуманное художником-постановщиком Сергеем Илларионовым, при внимательном рассмотрении оказывается склепом с задником-колумбарием, где отчетливо видны портреты Генделя и Баха (Елизавета потом сказала мне, что там десятки композиторов эпохи барокко). То есть мы на пороге царства мертвых, где над тобой изрядно поизмываются, прежде чем доведут до убеждения, что лучше покинуть мир живых, если хочешь, чтобы тебя перестали дергать, щипать, ломать, толкать, давить во всех смыслах, от физического до морального. А когда жертва «готова», ей на смену, опять же как бы из публики, выцепляют другую – на сей раз хорошенького мальчика, которого тут же раздевают до трусов (понятно, золотистых, он ведь следующий в бесконечной цепочке Красот), и дальше его ждет то, чего мы уже не увидим, но легко можем вообразить.

Концепция, не лишенная логики, хотя в практическом воплощении, может быть, перегруженная деталями вроде драки Красоты с Разочарованием за портрет Достоевского (намек на хрестоматийную фразу «Красота спасет мир»?) и беспрестанного иллюстративного мельтешения восьмерки фигур миманса (без которого и так все понятно). Говорят, на недавней мировой премьере постановки в Перми, где Дягилевский фестиваль отдал ей просторную главную сцену оперного театра, эта перегрузка была менее заметна…

«Красота спасет мир»… А кто спасет саму Красоту?

Но вот с музыкой решение Мороз сочетается удачно, показывая, что генделевский материал намного богаче контрастами, чем того требовал исходный условно-философский «сюжет». Абстрактному Времени из какого-нибудь ученого диспута вряд ли понадобились бы такие эмоциональные выплески, как ария №9 «Я поверг на землю даже исполинские статуи Гелиоса», чей сумрак сравним с самыми скорбными ариями Баха, и свирепый №39 «Безумен тот рулевой, который не хочет сменить курс, даже если ветер неблагоприятен». Не менее многолико Наслаждение, от баюкающего менуэта №20 «Прекрасный юноша чарующими звуками пробуждает радость» до злобной арии №52 «Как туча, гонимая ветром, убегаю от тебя во гневе и ожесточении». Драматизация помогает зрителю ощутить подлинную эмоциональную глубину этих генделевских музыкальных находок.

Ради самой злобной из своих арий Время затаскивает Красоту за бутафорский телеэкран – намек на популярную одноименную программу новостей?

Особенно богаты подобными перепадами партии Разочарования и Красоты, выступающих главными противоборствующими образами оратории. Тут и раздраженные срывы сладкоголосого Разочарования на агрессивное аллегро (№23 «Человек думает, что Время отдыхает»), и жесткий ритм галопа в речитативе №36 «Клянусь, ты закрыла глаза и не смотрела в зеркало истины» – рядом с печальной мелодией «Прекрасные слезы зари» (дуэт №50 со Временем) и просветленным монологом «Истинное Наслаждение превыше земного», во время которого артист с благостным видом… листает газету «Музыкальное обозрение» (завершение 36-го номера).

Что до милой простушки Красоты, она начинает с веселой песенки «Верное мое зеркальце»(№2), на равных соревнуется с одним из виртуознейших инструментов ансамбля – гобоем в №8 «Сонму наслаждений велю охранять мои мысли», после учиненной ей трепки в квартете №41 (как раз где дерутся за Достоевского) впадает в раскаяние в арии №45 «Я хочу изменить свои прежние желания»и завершает ораторию скорбно-умиротворенным признанием «Ты, избранный посланник небес»(№54).

Столь сложно закрученную полифонию аффектов, логик и драматургий с одинаковым старанием, хотя с несколько разными результатами передают четверо солистов. Больше других предстоит работать над собой, убирая излишнюю открытость звука, наверное, Яне Дьяковой – но она ведь и наименее опытна среди участников исполнения. По иронии судьбы, именно ее персонажу Гендель отдал свою самую известную арию «Избегай шипов, срывая розы» (№43), с богатой орнаментикой которой молодая певица справилась довольно успешно.

Из удач куда более искушенного тенора Сергея Година отмечу уже упомянутые арии №№ 9 и 39, особенно последнюю из них, требующую виртуозного владения техникой фиоритур.

Трудно было найти лучшего исполнителя ироничной роли и партии Разочарования, чем Андрей Немзер, сделавший своего героя лукаво-инфернальным предводителем таинственной тройки устроителей квеста, этаким Мефистофелем, играющим своей жертвой и, в отличие от гетевского персонажа, обыгрывающим ее.

Счастливым назову и выбор исполнительницы главной (хотя она не обозначена так у Генделя) роли Красоты. Диляра Идрисова – признанный мастер барочной аутентики, в чьем багаже – «Золотая маска» за генделевского «Геракла» в Башкирской опере. Ее кантилена, одинаково трогательная в мечтательных и скорбных ариях, ее подобный американским горкам дуэт с гобоем в упомянутом 8-м номере, сам ее цельный и светлый имидж стали подлинным украшением исполнения.

Наконец, отдадим дань энтузиасту барокко – дирижеру и скрипачу Дмитрию Синьковскому.

Дмитрий Синьковский и его оркестр

Минималистичный генделевский инструментальный ансамбль (всего восемь исполнителей) зазвучал у него сотнями нюансов, особенно выделились насыщенностью красок солирующие гобои и виолончели. Приглашение этого московского музыканта два года назад на пост главного дирижера труппы – одно из удачных решений художественного руководителя Нижегородской оперы Алексея Трифонова. Оно и театру придало новый импульс в освоении громадной терра инкогнита, каковой до последнего времени оставалась не только в Нижнем, но вообще в России музыка барокко (за исключением ограниченного круга шлягеров). И самого Дмитрия втянуло в оперный мейнстрим, что уже принесло труппе такой успех, как упомянутая «Кармен». А скоро грядет «Евгений Онегин» – правда интересно?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 9642
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5823
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 4871
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 4782
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?