- У папы было много поклонниц. После концерта ему приходилось гримироваться, чтобы незаметно проскочить через толпу обожательниц. А машина, вся в губной помаде от женских поцелуев, забирала его где-нибудь за несколько кварталов от концертного зала. Бывало, его вместе с машиной, представляете, женщины поднимали на руки. А папа всю жизнь хранил верность одной, моей маме, - рассказывает об отце дочь, оперная певица Рашида БЕЙБУТОВА.
- Судя по вашему имени, отец, видимо, ждал наследника?
- В том-то и дело, что наш "восточный" папа непременно хотел девочку. Для будущей дочери из загрангастролей он привозил немыслимые наряды. И, как шутила мама, она оказалась в "безвыходной ситуации": пришлось к этим нарядам родить девочку. Папа был неординарным человеком, лишенным даже намека на банальность, будь это творчество, общение с людьми. Простите за громкую фразу, но его действительно при рождении поцеловали все феи, одарив необыкновенным голосом, красотой... Хотя, конечно, и гены тут хорошо "поработали".
Род Бейбуталы, как называли в старину Бейбутовых, был известен не только в царской России, но и во всем мире. Известность принесли не только обширные землевладения, конезаводы и шелковые платки купца Бейбуталы. Далеко разнеслась и молва о необыкновенном голосе его сына, Меджид бея, моего деда, ханенде - исполнителя народных песен. Правда, профессиональным певцом он стал к 30 годам, поскольку помогал отцу в торговле. Набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: "Аршин мал алан, аршин мал алан..." Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте "Аршин мал алан". Так вот, в дореволюционной России было выпущено более ста пластинок Меджид бея. Они тиражировались по всему миру. Англичане, ценители восточной музыки, хранят в королевском национальном архиве несколько десятков грампластинок с его голосом.
- А каким было начало творческой карьеры самого Рашида Бейбутова?
- Он рос в атмосфере творчества. Известной оперной певицей стала папина сестра, а брат, режиссер Энвер Бейбутов, - первым азербайджанцем - народным артистом РСФСР, возглавлял такие известные драматические театры, как Новосибирский, Ростовский, Казанский. Что касается папы, он учился в классе скрипки у самого Давида Ойстраха и, по признанию маэстро, мог бы стать виртуозом. Но по настоянию родителей папа поступил в Тбилисский железнодорожный техникум.
И все-таки святая к музыке любовь взяла верх: он организовал один из первых в Закавказье студенческих джазоркестров. Молодые музыканты выступали на различных эстрадных площадках, участвовали в съемках фильмов. В 1936 году папа начал работать в джазоркестре. Вскоре начались мировые гастроли. В войну музыканты не раз выезжали на фронты в составе концертных бригад. Кстати, мало кому известно, что именно Рашид Бейбутов был первым исполнителем песни "Дорога на Берлин", той самой, что потом вошла в репертуар Леонида Осиповича Утесова.
- С именем вашего отца связано немало страниц в истории отечественного кинематографа. Одна из самых ярких -фильм "Аршин мал алан". Каким образом Бейбутов попал на съемочную площадку, сыграв роль обаятельного молодого купца Аскера?
-Узеир Гаджибеков написал оперетту "Аршин мал алан" еще в 1913 году, когда учился в Петербургской консерватории в классе композитора Ильина. Прослушав ее, он показал работу ученика ректору консерватории Глазунову, и тот, завороженный услышанным, сказал, что наконец-то появилась первая российская оперетта. Вскоре спектакль попал в репертуары многих театров, а по всей империи стали открывать рестораны, кофейни, магазины под названием "Аршин мал алан". Были даже две экранизации, но - неудачные.
А в 1943 году, когда проходила Тегеранская конференция, в Иране с культурной программой находились азербайджанские артисты. Они случайно попали на просмотр фильма "Аршин мал алан" и с удивлением прочитали в титрах, что фильм снят в Голливуде режиссером Тиграновым, а сценаристом, автором музыки является некто Магалян. Об этом артисты рассказали Узеиру Гаджибекову, и он, зная, что оперетта "Аршин мал алан" любима Сталиным, пишет вождю письмо о плагиаторах. Вскоре композитор получает телеграмму: "Предлагаю снять наш, советский, настоящий "Аршин мал алан". Ответственным Сталин назначает секретаря компартии Азербайджана Мирджафара Багирова.
Началась подготовка к съемкам, а исполнитель главной роли, Аскер, не находился. В этот момент в Баку на гастроли с джазоркестром приехал Рашид Бейбутов, в репертуаре которого были арии, песни Аскера. Об этом становится известно Узеиру Гаджибекову, и проблема исполнителя главной роли была решена: ее должен играть сын Меджид бея -прототипа Аскера. Папу вызвал к себе сам Мирджафар Багиров. На встречу он пошел в клетчатом желтом пиджаке, клетчатых красных брюках, синей рубашке с ярким галстуком, лакированных ботинках, да еще с набриолиненной головой, что ну никак не "вписывалось" во френчи, галифе военного времени. Такой наряд был вызовом и мог привести к самым непредсказуемым последствиям, что и понял папа, войдя в кабинет к Багирову. А тот долго молчит, тяжело смотрит на него поверх очков и, наконец, выдавливает: "Слушай, чей ты такой сын?!" "Меджида Бейбутова", -отвечает папа, стараясь сохранить невозмутимость. Это и решило его судьбу, поскольку партийный бонза был горячим поклонником Меджид бея. Из кабинета папа вышел обладателем шикарной квартиры, так как надо было постоянно жить в Баку, чтобы сниматься в фильме.
Фильм "Аршин мал алан" имел колоссальный успех: он был дублирован на сто с лишним языков, прошел по экранам всего мира, 86 стран поставили по нему спектакль. Остался доволен и Сталин. Кстати, говорят, одну из копий он подарил своему другу Мао Цзедуну. Тому лента так понравилась, что была переведена на китайский язык, а сценарий стал спектаклем для многих китайских театров. Был даже снят свой, национальный вариант "Аршин мал алана". А когда папа приехал в Китай на гастроли и пел на китайском языке, Мао так растрогался, что попросил его продлить гастроли на три месяца. На концертах тогда побывало более 8 миллионов человек.
- О длительных гастролях Рашида Бейбутова, его друзьях, среди которых члены королевских семей, именитые деятели культуры, науки, искусства, ходят целые легенды. Как ему удавалось дружить со всеми?
- Думаю, благодаря артистическому таланту, огромному человеческому обаянию и - неумению жалеть себя. Он пел на 60 языках мира! В определенной степени папа опережал свое время. Театр песни Рашида Бейбутова, созданный в начале 60-х, высокопрофессиональный, оснащенный суперсовременными техническими средствами, где с артистами обговаривались достаточно жесткие условия контракта, - тому свидетельство. Например, танцовщицы не имели права выходить замуж, тем более рожать детей, певцам запрещались спиртные напитки, сигареты...
- Неужели не делалось никаких поблажек даже для вас?
- Ваш вопрос, видимо, следствие тех слухов, которые ходили обо мне. Мудрость приходит с годами. Сейчас, когда жизнь папы так трагически оборвалась, безусловно, я многое бы изменила во взаимоотношениях с ним, не совершила бы некоторых поступков, которые заставляли его переживать, страдать. Тем не менее папа воспитал меня так, что, не нуждаясь ни в чем, живя в более чем обеспеченной семье, чванливой, заносчивой, богемной дочерью я не стала. Да и в том же театре, если кому-то и доставалось больше всех, так это мне: и заслуженно и не заслуженно. Отцовские уроки усвоены так, что воспользуйся его именем и авторитетом, сегодня я могла бы решить многие проблемы бытия, работы, но - срабатывают внутренние тормоза. Я не могу это сделать даже во имя будущности его Театра.
- А как, кстати, обстоят там дела?
- С тех пор, как нас с мамой уволили оттуда, даже не объяснив причины, я мало что знаю о театре. Хотя когда-то папа готовился передать свое детище мне. Из-за этого я отказалась от стажировки в классе народной артистки СССР Нины Исаковой. Знаете, в определенной степени театр стоил папе здоровья, а мне - карьеры оперной певицы.
- Я слышала, что вы с супругом, известным телережиссером Кямилем Шахвердиевым задумали снять фильм об отце?
- Мы собрали уникальный материал - из наших семейных и архивов частных лиц за рубежом, многие из которых принадлежат королевским семьям, высоким государственным чинам. Недавно у нас в гостях побывал первый заместитель министра культуры Китайской Народной Республики и передал настоящие раритеты: газеты, фотографии о китайских гастролях папы. Приезжали другие зарубежные исследователи его творчества. Запущен целый проект, который называется "Возвращение Рашида Бейбутова". Сюда входят не только съемки фильма, но и выпуск серии дисков с его песнями. Совместно с турецкой фирмой "Ракс" уже издали 18 дисков антологии творчества. Голливудская фирма "Юниверсал" предложила перевести на видеодиски художественные, документальные фильмы, где снимался папа, все его концертные номера. Все это выпускается подарочными изданиями, которые мы подготовили к 85-летию Рашида Бейбутова, и поскольку он был тесно связан с российской культурой, ценил любовь своих российских поклонников, то закономерно, что первыми "Возвращение Рашида Бейбутова" увидят и услышат москвичи, все россияне. После этого планируется мировое турне.
- И напоследок не могу не спросить... Я слышала, что подрастает внук, Рашид Бейбутов второй, у которого, как считает специалисты, уникальный голос.
- Мне хотелось бы, чтобы маленький Рашид пошел своим путем, а голос у него есть. Но пока говорить об этом рано. Мне же позвольте поблагодарить "Труд" за внимание. Вашу газету очень почитают в нашей семье, ценя не только гуманную, выдержанную направленность публикуемых материалов, но и удивительно благородную миссию конкурса молодых исполнителей русского романса "Романсиада", который вы проводите и который мне, как певице, особенно близок.