Главная Жизнь 01:01 30 Мая 2000 139
ПАСПОРТ ДЛЯ ВАГОНА
Занимая свое место в вагоне поезда или с уважением поглядывая на работягу-локомотив, упорно тянущий вереницу платформ или цистерн, вы, наверное, и не догадываетесь, что имеете дело с настоящими "железными" гражданами, у каждого из которых имеется свой "па
Вагринов Александр

- Сегодня ГВЦ - это пульт управления движения пассажирских и грузовых поездов по территории всего бывшего СССР, мозговой центр отрасли, вырабатывающий экономическую и финансовую стратегии ее развития, - говорит он.
Когда находишься в кабинете главы центра, сомнений не возникает, что хозяин его - железнодорожник: даже телефон здесь в виде искусно сделанного локомотива. "Отраслевой" патриотизм для Эдуарда Сергеевича естествен, ведь он железнодорожник потомственный и знает в своем деле все - любимому делу отдал 43 года жизни. Его дед был стрелочником, отец дважды удостоился знака "Почетный железнодорожник". Сам Эдуард Сергеевич, начав послужной список с плотника небольшого паровозного депо, был и начальником железнодорожный станции на Восточно-Сибирской магистрали, и генеральным конструктором систем телекоммуникаций и информатизации на железнодорожном транспорте. Постепенно дорос до поста первого заместителя министра путей сообщения РФ. И сейчас уже несколько лет академик Академии транспорта России и Международной академии информатизации является ведущим руководителем программы информатизации отрасли, а его центр вырос в одну из самых богатых информационных "копилок" всего СНГ.
- Любые информационные потоки, зарождающиеся на всех "этажах" нашего железнодорожного хозяйства, стекаются в центр, где на их основе формируются специальные базы данных, - рассказывает Эдуард Сергеевич. - Главная наша цель - оперативное обеспечение информацией всех технологических процессов и сфер отрасли для достижения максимальной эффективности ее работы. В наше время особенно верны слова: незнающий - проиграет. Мы созданы для того, чтобы знать, что происходит на стальных артериях страны. Самое современное техническое оснащение позволило нам аккумулировать колоссальные объемы информации, обработав которые высококвалифицированные специалисты центра выполняют и управленческие задачи. А с 1995 года ГВЦ возглавляет работы по обеспечению взаимодействия информационно-вычислительных центров железных дорог стран СНГ и Балтии. Территориальный размах нашей деятельности - весь бывший Советский Союз.
В компьютерных "кладовых" центра кропотливо собирается и хранится информация о всем подвижном составе стран СНГ и Балтии. Из полутора миллионов вагонов только 900 тысяч принадлежат России. Независимо от того, кто является их собственником - государство, какое-нибудь иностранное предприятие или частная фирма, - каждый на счету у специалистов центра. Благодаря этому ГВЦ стал своеобразным "санитаром" на железной дороге. Отныне стало недопустимым "жонглирование" вагонами, когда различные махинаторы словно умудрялись надевать на них "шапки-невидимки" и те порой объявлялись лишь через несколько месяцев. Сотрудникам центра под силу помогать государствам экономить тысячи рублей, отслеживая, например, какое время использовал сосед его вагоны или контейнеры, сколько километров они на его территории "намотали". Вагоны с выработанным нормативом пробега, истекшими сроками планового ремонта теперь уже не появляются на железнодорожных путях, неся в себе угрозу безопасности движения. Электронный документ подсказывает "паспортисту" вычислительного центра, когда следует отправить "коня" на "перековку", то есть в ремонт. Информационно-справочная система, которая обеспечивает проведение плановых ремонтов вагонов в зависимости от пробега, оправдала себя не один раз. Вагонов "без определенного места жительства" на российских дорогах уже не осталось.
Как я убедился, считанные секунды нужны специалисту, чтобы найти любой контейнер или вагон на стальных ветках стран СНГ, а также Латвии, Литвы и Эстонии. Технолог вводит в компьютер восьмизначный номер "объекта", и тут же на дисплее появляется информация о проделанном им пути, сиюминутной дислокации, техническом состоянии... По этим данным легко сделать прогноз о времени прибытия состава к месту назначения, если он находится в пути. Можно высчитать, сколько времени будет потрачено на разгрузку товарняка и когда он снова отправится в дорогу. Информация, согласитесь, ценная - без нее многие экономические задачи в наше время просто не решить.
- Автоматизированный банк данных парка вагонов стал основой для решения многих прикладных задач, - поясняет Поддавашкин. - Судите сами: теперь, например, стало гораздо легче следить за сохранностью парка. Администрация каждой станции получает необходимую информацию о ее собственных вагонах, которые "заблудились" на территории других железных дорог, и о "чужих" вагонах, почему-либо "загостившихся" у них. Это значительно облегчает розыск "раскатившихся колес". Такой индивидуальный подход позволяет прилично экономить на содержании вагонного парка.
- Сейчас в ГВЦ функционируют 11 автоматизированных систем, пользователями которых являются администрации железных дорог стран СНГ и Балтики, - продолжает Поддавашкин. - Они стали основой для обеспечения задач, связанных с эксплуатацией грузовых вагонов и универсальных контейнеров в межгосударственном сообщении.
В структуре ГВЦ был создан "Информационно-технический центр по учету парка грузовых вагонов и его технического состояния", деятельность которого финансируется за счет долевых взносов железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии.
- ГВЦ, по сути дела, выполняет роль межгосударственного вычислительного центра, обрабатывая потоки информации от железных дорог нескольких государств, - подытоживает Поддавашкин. - "Провода", как у нас говорят, связывают ГВЦ с 1200 рабочих мест, расположенными на всем пространстве бывшего СССР. Руководители и аналитики МПС и всех железных дорог России в любой момент могут получить оперативную информацию и при необходимости сравнить показатели с теми, что были несколько лет тому назад. Поэтому к числу главных наших задач относятся разработка и внедрение технологий, обеспечивающих защиту и достоверность информационных ресурсов отрасли, бесперебойное функционирование центров обработки информации дорожного и сетевого уровней на базе создания системы резервных вычислительных центров.
...Из особой машины, называемой плоттер, слегка подрагивая, выползает широкий лист со множеством разных линеек. Расстелив его на столе, начальник технологического отдела Александра Яковлева рассказывает:
- Здесь мы можем проследить движение всех поездов, которые находятся на ветках Московской железной дороги. Сейчас их в пути не менее 100. Вообще в ГВЦ составляются графики для всех российских поездов и иностранных, которые проходят по нашей территории. Раньше, конечно, было проще. Благодаря плановому хозяйству заранее на конкретную дату можно было планировать определенное количество составов, которые необходимо доставить в тот или иной город для загрузки. Ситуация сейчас далеко не та. А раз непредсказуемости стало больше, повысилась и интенсивность работы ответственных за составление графиков. По заявке центр любую "нитку" пути "протянет" так, чтобы это было удобно заказчику. Грузопоток усилился, и мы стараемся увеличить пропускную способность железной дороги.
Мы идем дальше и оказываемся в просторной комнате с большим экраном на стене, на котором постоянно меняется множество цифр, понятных только посвященным. Это Центр управления вычислительными ресурсами отрасли (или ЦУП), запущенный в работу всего несколько дней тому назад. ЦУП работает по беспрерывному графику. Именно здесь осуществляется общий контроль за местонахождением всех вагонов, контейнеров, а также их грузов. Специалисты ЦУПа будут регулировать и различные финансовые потоки и экономические процессы отрасли. Это - святая святых ГВЦ.
- Министр путей сообщения Николай Емельянович Аксененко прекрасно понимает значение нашей работы, и мы всегда чувствуем его поддержку и уверенно можем ставить перед собой новые цели, - считает Эдуард Поддавашкин.
- Для новых задач нужны новые люди. Где же вы их находите?
- А мы их сами воспитываем, - замечает глава центра. - Созданный в ГВЦ учебный центр выполняет функции головного учебного центра отрасли. В нашем филиале Института новых информационных технологий уже повысили свою квалификацию несколько тысяч специалистов. Открылась у нас и аспирантура. Куда же сейчас без науки?!
Пройдясь по учебным классам ГВЦ, можно только позавидовать студентам - вся техника, что называется, с иголочки, самые последние электронные новинки собрались именно здесь.
- А как же иначе? - разводит руками Эдуард Сергеевич. - Тот, кто думает о будущем своего дела, думает о молодежи. Мы особенно гордимся тем, что каждый пятый наш сотрудник - представитель молодого поколения. Они видят свои профессиональные перспективы, находят здесь единомышленников - знаете, если честно, плохие люди у нас не задерживаются. Но из поколения в поколение многие выбирают своей судьбой железную дорогу и служат ей.

Украинская сторона получила столько же военнопленных, сообщили в Министерстве обороны РФ

Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

Россия и Украина провели обмен военнопленными по формуле «25 на 25». Об этом сообщила в социальной сети «ВКонтакте» пресс-служба Министерства обороны РФ. В результате переговоров на Родину вернулись 25 российских военнослужащих....

Выдача одного из них вызвала широкий общественный резонанс

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по фактам выдач жилищных сертификатов в подмосковном городе Мытищи. Об этом сообщается в Telegram-канале ведомства. «В социальных медиа сообщалось о возможных нарушениях при выдаче жилищных...

Откуда пошел террор?

Валерий Володченко
Труд
Покушение на жизнь Государя Императора Александра II-го. Взрыв 2-го снаряда 1 марта 1881 года. Арнольд Бальднигер (1850—1911). Фото из открытых источников

Дня не проходит, чтобы СМИ не вещали о коварных террористах, не признающих границ ни географических, ни юридических, ни моральных. На этой неделе пошумели вокруг взрыва в московском элитном комплексе...

Жизнь 00:11 / 17 Января 2025 4722
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Для начала, читатель, предлагаю нехитрую задачку. В прошлом году средняя заработная плата российских женщин и мужчин составила соответственно 61,1 тысячи и 87,7 тысячи рублей. Выходит, разница в зарплатах — почти...

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов»

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото с сайта Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» событие: здесь спустили на воду крупнейший в России рыболовный траулер «Виктор Гаврилов». Строили его по заказу камчатского Рыболовецкого колхоза имени...

Адпатации к змеиному яду не бывает. Наоборот: повторный укус опаснее первого!

Георгий Настенко
Труд
МГУ Эдуард Галоян. Фото из личного архива

По восточному календарю 2025 год пройдет под знаком Зеленой Деревянной Змеи. Где мы, а где восточный календарь? Не скажите! Замечено, что к началу года Собаки наши соотечественники чаще обычного принялись покупать щенков —...

Жизнь 00:02 / 17 Января 2025 3943
Календарь: 17 января

65 лет назад начался неуправляемый дрейф самоходной баржи Т-36

Труд
Спасённые с баржи Т-36 Крючковский, Поплавский, Зиганшин. Фото из открытых источников.

1605 Вышел первый том одного из самых знаменитых романов мировой литературы — «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. Второй том был опубликован в ноябре 1615 года. 1847 Родился Николай Егорович Жуковский, отец...

За аварии без тяжких последствий злостных нарушителей ПДД раньше обычно штрафовали, но не судили. Но возник прецедент

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Злостных нарушителей ПДД у нас обычно штрафовали, но не судили, если они не совершили аварию с тяжкими последствиями. Теперь появился прецедент. В Дагестане суд впервые в России за выезд на встречную...

35 лет назад в Баку были введены войска в связи с беспорядками в ходе армяно-азербайджанского конфликта

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Фото: Imago/www.imago-images.de, globallookpress.com

Накануне инаугурации Трампа «эксперты» всевозможных круглых столов и ток-шоу спорят на все лады о том, что ждет человечество в ближайшем будущем, а что — в отдаленном. Говорят с напором,...

Жизнь 00:01 / 31 Января 2025 3771
Грабеж на Курской дуге

Депутаты, чиновники и бизнесмены из Курской области знатно погрели руки на строительстве линии на границе с Украиной

Алекс Зверев
Труд
Воры открыли украинским боевикам дорогу на российскую землю. Фото: Владимир/Синьхуа, globallookpress.com

Генпрокуратура пытается взыскать 3,2 млрд рублей с курских чиновников, депутатов и бизнесменов, разворовавших выделенные из бюджета деньги на сооружение оборонительной линии на границе с Украиной. Чем, по сути,...

Жизнь 00:06 / 17 Января 2025 3584
Провокация

Много ли надо человеку для счастья? Да всего ничего: пройти по парку или бульвару и не наступить в «собачий привет». Но где же в большом городе найти такую тропку?

Гузель Агишева
Труд
Фото: Bernard Jaubert, globallookpress.com

Позвонила приятельница-психологиня: — Ты как относишься к провокациям? — Плохо. — Жаль. У меня аспирант такой интересный тест придумал, позарез нужен человек твоего психотипа. — Какого же...

Жизнь 20:01 / 18 Января 2025 3449
Последняя колонка

Россия по-прежнему «самая читающая страна в мире»

Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

В метро не разучились читать Советские граждане в метро держали в руках газеты, а теперь все дружно уткнулись в гаджеты. Однако недавний опрос SuperJob показал, что наша страна по-прежнему может считаться «самой...

В России от года Змеи ждут неприятностей, и его хозяйка обычно не обманывает ожиданий

Марина Крючкова
Труд
В 2025-м Змея станет хозяйкой с 29 января. Фото: Chu Baorui/Синьхуа, globallookpress.com

Судя по опросам, почти треть сограждан все еще не разбирали новогоднюю елку. А шесть процентов так прямо и заявили, что сделают это только после китайского Нового года. Который у нас уже «прописался»: в честь...

Жизнь 00:02 / 31 Января 2025 3164
Прости нас, Черное море!

Можно ли будет этим летом отдохнуть в Анапе

Марина Крючкова
Труд
Танкер «Волгонефть-239», севший на мель у мыса Панагия, 20 января 2025 г. Фото: Roman Naumov, globallookpress.com

«Вы поедете летом в Анапу?» — спросили в одной из популярных групп во «ВКонтакте» в декабре, вскоре после крушения в Керченском проливе двух танкеров, из которых вылилось...

Маньяки бродят не только в телесериалах...

Марина Суранова
Труд
Фото: ru.freepik.com

Наше телевидение регулярно потчует зрителей сериалами, где проницательные следователи годами ведут поиск серийных убийц — жестоких, коварных и так похожих на обычных людей. Иной раз просто хочется выключить телевизор, отгородиться...

 Шестую часть мазута, собранного в мешки после катастрофы танкеров, штормом унесло обратно в море

Георгий Настенко, корреспондент «Труда»

 В Черном море произошло сильнейшее в истории загрязнение акватории. Несмотря на усилия тысяч людей, до ликвидации последствий катастрофы и очищения воды и берега еще очень далеко. Катастрофа стала следствием крушения двух танкеров –...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?