Главная Экономика 23:01 31 Января 2024 3229
На своих четырех…

С 1 февраля депутатов и чиновников планировали пересаживать на отечественные автомобили. А где их столько взять?

Александр Киденис
Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Российские автомобили Lada Vesta поступили в гараж Госдумы и уже вышли на линию, — сообщил журналистам депутат Олег Леонов из фракции «Новые люди». — Машины достойные, и я считаю, что власти всех уровней — и федерального, и регионального, и местного — должны последовать этому примеру». Правда, Нина Останина из фракции КПРФ тут же уточнила: пересаживать народных избранников на «Лады» планируется пока лишь при выезде в регионы, где депутатов обеспечивают арендными машинами. А в Москве они пока продолжат пользоваться иномарками.

Внеочередную замену импортного транспорта на отечественный обещают пока только думскому начальству — 11 вице-спикерам (Вячеславу Володину уже заменили) и пяти руководителям фракций. Каждому предоставят по лимузину Aurus Senat — машина почти как у президента, только без брони. К слову, у дилеров такой товар продается свободно — от 35 млн рублей за штуку. Но спрос небольшой: за весь 2023 год реализовано 115 лимузинов, тогда как итальянских Lamborghini куплено 113, британских Bentley — 146.

Раньше руководящих депутатов обеспечивали иномарками отечественной сборки — в основном BMW пятой и седьмой модели с калининградского «Автотора». Вячеслав Володин сказал о нынешней замене: «Это поможет развитию российского автопрома, а бюджетные деньги останутся в стране». Хотя насчет бюджетных денег — бабушка надвое сказала. Калининградские BMW и прочие премиальные иномарки обходились российскому бюджету по 8-10 млн, и даже это считалось роскошью. Постановлением правительства от 2015 года за номером 927 руководителям федеральных органов власти запрещалось покупать служебные авто дороже 2,5 млн рублей. Впрочем, запрет постоянно нарушался...

Зато Aurus Senat может похвастаться небывалой для нашего автопрома «отечественностью»: как заявляют в компании-производителе, лимузин на 60% состоит из российских комплектующих. Тогда как обещанная рядовым депутатам Lada Vesta собирается из российских деталей на 45%, Lada Niva — на 47%, а самая дорогая из тольяттинской продукции Lada Largus — на 39%. В списке автомобилей, подготовленном Минпромторгом «для приоритетного использования госслужащими в служебных целях», также значатся заграничный на 70% УАЗ и «Москвич», у которого российский только шильдик.

А еще президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов пообещал к концу года поставить на конвейер бизнес-седан Lada Aura, адресованный госслужащим. В Тольятти намерены позиционировать его как премиальный автомобиль, хотя Aura представляет собой удлиненную версию Lada Vesta и, видимо, будет улучшена лишь за счет кожаного салона, люксовой аудиосистемы и дополнительной шумоизоляции. То есть чиновники рангом пониже получат свой «аурус», но без последней буквы — попроще, не сильно дешевый, но госбюджетный!

В упомянутом министерском списке автомобилей для приобретения за казенный счет региональными и муниципальными ведомствами фигурируют и два незамаскированных китайских бренда: три модели Evolute и четыре — Haval. Видимо, именно для них оговорено, что для госзакупок собираемых в России иномарок с низкой локализацией будут выдаваться специальные разрешения. Кстати, в 2023 году наибольший рост продаж легковых авто в России продемонстрировали именно китайские модели, занявшие уже больше половины нашего рынка.

Тем временем на отечественных автозаводах, сумевших перезапуститься после ухода известных марок, обнаружилась новая беда: угрожающая нехватка кадров инженерных и рабочих специальностей. «Мобильные бригады носятся по стране в поисках таких специалистов», — признавал вице-президент «АвтоВАЗа» Сергей Громак.

С нехваткой квалифицированных работников столкнулись и автосервисы — и это в условиях быстрого старения автопарка. В ряде регионов дефицит персонала достигает 30-40%. То есть в кризисе оказалась огромная отрасль, где еще недавно трудился почти миллион квалифицированных работников. Спасать ее нужно комплексно, восстанавливая и реанимируя не только сборочные производства, но и создавая заново промышленность автокомпонентов, которой в России фактически не было, а та, что была, развалилась.

Это непросто. По оценкам замглавы Минпромторга Альберта Каримова, насчитывается 800 критически важных компонентов, в которых остро нуждается отечественный автопром. Проще говоря, нужно создавать сотни производств. В Китае они уже имеются — там в последние годы созданы 437 (!) автозаводов. В России насчитывается лишь 17 действующих автозаводов и не больше полусотни производств автокомпонентов. По словам Каримова, найдены решения по двум сотням наименований узлов и агрегатов, которые прежде импортировались. А остальные?

Тем временем в Калининграде прорабатывается вариант перестройки солидного сектора российской автомобильной промышленности по программе ремоторизации. Вот что говорит о ней основатель и ведущий акционер «Автотора» доктор экономических наук Владимир Щербаков: «Сейчас в стране из общего парка примерно 40 млн авто средним возрастом 14 лет, более четверти легковых автомобилей и свыше 40% грузовиков эксплуатируются больше 15 лет. Владельцы, всякий в меру своих возможностей, поддерживают жизнь своих машин, но с каждым годом это все сложнее и дороже. И вот что мы придумали. Часто автомобиль уже не молодой, но кузов целый — он может использоваться еще 10 лет, а двигатель, трансмиссия никуда не годятся. В таком случае мы их выкидываем и ставим туда агрегат, который может работать еще полный цикл. Причем двигатель электрический».

Лучше всего под эту программу подходят машины, которые выпустили не ранее 2010 года. Такие автомобили, как правило, обладают качественной системой управления, крепкими кузовами и рамами, которые можно будет использовать и дальше. На примере наиболее популярных в Калининграде моделей и марок «Автотор» назвал наиболее подходящие для участия в программе марки: Hyundai, Kia, Volkswagen, Toyota, Renault, Skoda, Nissan, Lada, Mercedes, BMW.

На «Автоторе» подсчитали, что переделка легковушки в электромобиль будет стоить от 950 тысяч рублей, из которых 650 тысяч — стоимость оборудования. Ремоторизация легкого коммерческого автомобиля обойдется в 1,5 млн рублей (из них 1,1 млн рублей — оборудование), а грузовика — 2,5 млн рублей (2 млн рублей — оборудование). В качестве «подопытного» на «Автоторе» выбрали популярный седан Kia Cerato с бензиновым двигателем, изготовленный там же, в Калининграде, в 2012 году. Как объясняют специалисты концерна, технология ремоторизации помимо электрического двигателя и блока батарей включает в себя установку 17 элементов управления — от зарядного блока и отопителя до блоков управления системами автомобиля.

Сейчас пилотный электромобиль проходит испытания, промежуточные результаты держатся в секрете. А в СМИ уже появилась информация, что во ФГУП НАМИ разработан проект ГОСТа по переделке обычных машин в электромобили. Документ направлен на согласование в правительство. Предполагается, что автопроизводитель сможет сертифицировать переделанную модель и запустить ее переоборудование в промышленных масштабах. По мнению экспертов, этот ГОСТ может стать основой для ремоторизации.

Аналитики считают, что уже в следующем году рынок ремоторизации составит 20 тысяч комплектов, а к 2026-му — до 100 тысяч комплектов. Однако известный автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что без господдержки, в том числе и финансовой, ремоторизация в промышленных масштабах просто невозможна.

Но есть еще один вариант государственной помощи новой программе — начать ремоторизацию возрастных иномарок с автопарка Госдумы. Заодно «перекуем» двигатель внутреннего сгорания на электрический и очистим атмосферу от выхлопных газов.

Параллели

Четверть века назад корреспондент «Труда» специально интересовался у мэров Берна и Хельсинки, каким способом они добираются на работу. Как оказалось, глава столицы Финляндии в основном пользуется общественным транспортом. Только если предстоят разъезды по служебным делам, то приходится приезжать на своей личной автомашине. Но это накладно, потому как свободных бесплатных парковок в Хельсинки в рабочий день не найдешь. А бургомистр Берна затруднился сказать, сколько служебных машин в гараже мэрии. Потому что сам на работу ходит пешком, а в выходные пользуется исключительно собственной автомашиной.

В огромной Москве пешком далеко не уйдешь. Однако с тех пор, как в городе выделили отдельные полосы для общественного транспорта, передвигаться на автобусах в часы пик стало быстрее и даже удобнее, чем на легковых автомашинах. Если, конечно, сверху нет персональной мигалки.

Лица, ответственные за выпуск новых отечественных авиалайнеров, кормят страну завтраками

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Superjet 100 улетел на 2026 год. Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Объединенная авиастроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», в очередной раз сообщила о переносе сроков поставок отечественных авиалайнеров. Итак, МС-21 улетел на 2025 год, а Superjet 100 —...

На рынке автострахования появился новый продукт - краткосрочные полисы, которые действуют от одного до нескольких дней

Максим Башкеев
Труд
«Автогражданку» сейчас не критикует только ленивый водитель. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В отличие от годовых договоров ОСАГО, стоимость которых контролируется Центробанком, «однодневки» отданы на откуп страховым компаниям. И сразу стало ясно, что скромничать они не собираются. «Автогражданку»...

Может, с принятием прогрессивной налоговой шкалы Минфин наконец-то увидит давно очевидное?

Алекс Зверев
Труд
Между прочим, россияне владеют самым большим флотом суперъяхт в мире. Фото: Christian Charisius/dpa, globallookpress.com

«Следует продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы», — высказался на днях президент Владимир Путин. И тут же...

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

Экономика 00:01 / 29 Февраля 2024 3242
Как рыбку съесть?

Британское блюдо фиш-энд-чипс готовят из трески Баренцева моря, которая слишком дорога для нашего кармана

Александр Киденис
Труд
Может, пора уже для населения устроить настоящий рыбный день? Фото: Алексей Гынгазов/Russian Look, globallookpress.com

«У нас в Мурманске в советское время треску и минтай за еду не считали — кошек и поросят кормили. А сейчас по ценам все это деликатес», — говорят жители рыбной столицы...

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

Российское общество много лет ждет ответа на запрос относительно исправления ошибок приватизации

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
По иску Генпрокуратуры арестовано имущество сразу нескольких крупных предприятий, в 1990-х годах отданных в частные руки. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

По иску Генпрокуратуры арестованы акции и имущество Ивановского завода тяжелого станкостроения (ИЗТС). Что за этим стоит: пересмотр всего комплекса имущественных отношений, сложившихся после 1991 года, или точечное изъятие...

Экономика 00:01 / 07 Марта 2024 2995
Сюрприз на колесах

Первоапрельский «День дурака» обещает нам рост цен на бюджетные легковушки минимум на 300 тысяч рублей

Александр Киденис
Труд
Автомобиль постепенно превращается из средства передвижения в роскошь. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство вводит новый, повышенный размер утилизационного сбора за автомобили. Вздорожают в основном китайские авто, но они уже составляют две трети рынка импортируемых машин. В минувшем году в России было реализовано...

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Максим Башкеев
Труд
Чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен бизнесу. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение...

Нашему Совету Федерации, похоже, неймется, как герою старого анекдота о знаменитом одесском закройщике, который мечтал стать царем

Алекс Зверев
Труд
Потешить самолюбие законодателей, которые и так недешево обходятся бюджету, – дорогое удовольствие. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В Совете Федерации обсудили возможность создания в России государственного маркетплейса. Как видим, немножко поторговать не прочь даже обитатели столичного особняка на Большой Дмитровке. В старом анекдоте о знаменитом...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Частных домов в России уже строится больше, чем многоквартирных

Алекс Зверев
Труд
Большинству россиян надоели «человейники», которые росли как грибы после дождя. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В начале нулевых я построил дом. Пришлось во многом себе отказывать, залезать в долги, но с годами пришел к убеждению, что это были лучшие мои инвестиции. Сегодня так думают миллионы: частных домов уже строится...

На фоне президентской кампании в США там озаботились китайской торговой экспансией так, будто речь идет об Армагеддоне

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Западные СМИ стращают цунами из дешевого китайского импорта. Фото: Zhang Ailin/Синьхуа, globallookpress.com

Спятивший американский генерал Джеймс Форрестол, в 1949-м сиганувший с 16-го этажа с криком «Русские идут!», давно стал фигурой символической: вот до чего доводят фобии. Но сегодня пора беспокоиться за нынешних...

Рекордный уровень в 69 тысяч долларов был впервые достигнут 10 ноября 2021 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

Стоимость биткоина впервые приблизилась к 70 тысячам долларов. Согласно данным торгов, цена криптовалюты достигла рекордного показателя. На крупнейшей по объему торгов криптовалютами бирже Binance биткоин дорожал на 0,94 процентоа за сутки...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

Проектом распоряжения предусматривается распределение субсидий 88 регионам

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Правительство России одобрило выделение денег на проекты по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. «О выделении Минтруду России в 2024 году из резервного...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?