Главная Культура 09:23 02 Февраля 2015 2226
У американского Гофмана нашлась русская страсть

Единственную оперу Оффенбаха показали из Нью-Йорка на весь мир

Сергей Бирюков

Метрополитен-опера транслировала на кинотеатры планеты спектакль «Сказки Гофмана». В составе участников, на редкость сильном и ровном, одно из ключевых мест заняла российская певица Хибла Герзмава. Музыкальный уровень постановки оказался столь высок, что это искупало провалы самого зрелища, на которое временами можно было просто закрыть глаза. В буквальном смысле.

«Сказки Гофмана» — одна из самых сумасбродных оперных фантасмагорий. Уж в XIX веке — точно самая. О том, что поэзия сродни сумасшествию, а влюбленный поэт безумен стократ. Что от смешного до ужасного один шаг. Но и смешное, и ужасное, попав в руки романтического художника, все равно становится прекрасным — как стало оно им в таинственных новеллах Гофмана и в изумительной музыке Оффенбаха.

Театры любят «Сказки Гофмана»: режиссерам и художникам — простор для фантазии, певцам — шанс исполнить суперхиты, вроде баркаролы или песенки про Крошку Цахеса, да еще и наперевоплощаться в героев-перевертышей на добрых три оперы вперед.

Гофман (Витторио Григоло) поет знаменитую песенку о Крошке Цахесе

Правда, Метрополитен-опера, чью прямую трансляцию благодаря российской компании CoolConnections мы увидели вчера на киноэкране, не стала заморачиваться «концепцией». Все в общем традиционно, герои выглядят так, как должны выглядеть: поэт живописно всклокочен и одет под разночинца XIX века, его мрачный соперник Линдорф, отнимающий у него возлюбленную Стеллу, официозен и носит черный цилиндр, одежды прочих персонажей соответствуют некому усредненному времени между Гофманом и Оффенбахом. Притом зрелищно постановка довольно экономна: к так называемому большому стилю с подробными декорациями, с раскрывающимся вглубь пространством (вечерний сад в огнях, полный пестрой публики), можно отнести разве что первое действие — у фанатика-ученого Спаланцани с его коллекцией механических кукол во главе с поющей и танцующей куклой Олимпией. Все остальное — да, костюмировано довольно красочно, но декорации весьма условны. Кабинет Гофмана — просто высвеченный угол авансцены с письменным столом и пишущей машинкой (ну нельзя же совсем без анахронизмов, хотя для зрителя XXI века вид машинки, пожалуй, так же архаичен, как и гусиного пера). Кабачок Лютера, где завязывается конфликт (Линдорф ссорится с Гофманом и решает отбить у него оперную примадонну Стеллу), — незатейливые столы с лавками в полутьме. Дом чахоточной певицы Антонии — розовый задник и черные драпировки. Даже последнее приключение Гофмана — неудачная интрижка во время венецианского карнавала — иллюстрирована очень скромно: куда там до роскоши нашего Театра Станиславского и Немировича-Данченко, где Валерий Левенталь выстроил чуть ли не целую Венецию почти в натуральную величину...

Похоже, главным направлением удара для постановщиков была музыкальная часть — что для оперного театра, пожалуй, все же лучше, чем наоборот. Все очень качественно: и инфернальный баритон Томаса Хэмпсона (Линдорф-Коппелиус-Миракль-Дапертутто), и чуть слишком «итальянистый», но главное — красивый и невероятно подвижный тенор Витторио Григоло (Гофман), и виртуозное колоратурное сопрано Эрин Морли (Олимпия), легко взлетающее до третьей октавы — простим пикантной американке, что самый последний ля-бемоль своей головоломной песенки она, едва взяв, оборвала (как говорят штангисты, вес поднят, но не удержан). Что особенно приятно, одну из самых развернутых и напряженных женских партий на большом эмоциональном подъеме провела наша Хибла Герзмава (Антония), и даже ее легкое «эдитпиафство» — мелкое тремолирование голоса — не воспринималось как недостаток, а играло на образ обреченной девушки, которой музыка и любовь дороже собственной жизни. Кстати, в упомянутой московской постановке Хибла поет ВСЕХ возлюбленных Гофмана — редчайший случай в оперной практике, ведь это очень разные партии: от лирико-драматического сопрано до высочайшего колоратурного.

Доктор Миракль и его несчастная пациентка Антония (Томас Хэмпсон и Хибла Герзмава)

Отдельно скажу о роли Никлауса в исполнении американки Кейт Линдси. Помимо эффектного, очень плотного меццо-сопрано, исполнительнице удалось впечатлить и актерской трактовкой образа. Вот тут, пожалуй, сказалась-таки «концепция» американского режиссера Бартлета Шера — впрочем, имеющая прецедент в творчестве великого Вальтера Фельзенштейна. Суть вот в чем: если в большинстве других постановок остается «за кадром», отчего Оффенбах наградил друга Гофмана женским голосом, то тут ясно: Никлаус — изначально женской природы, но не из ряда интрижных Гофмановых героинь, а сама его муза, его душа. Не зря же она единственная появляется не в цивильной одежде, а босиком и в легкой телесного цвета тунике — т.е. как бы обнаженной. И только решив спасти Гофмана от претендующих на него женщин (причем спасти не так уж бескорыстно — ведь они все отвлекают его от НЕЕ), она наряжается в мужское платье, чтобы всюду сопровождать и опекать героя. Становясь таким образом СОЮЗНИЦЕЙ врага Гофмана Линдорфа... Кстати, актерская пара Линдси-Хэмпсон чем-то напомнила автору этих строк молодую Шарлотту Рэмплинг (которая наигралась за свою жизнь роковых женщин) и Рона Перлмана, специализирующегося на инфернальных персонажах вроде Хэллбоя.

Темперамент франко-канадского дирижера Ива Абеля вполне адекватен оффенбаховской романтичности, иронии, пружинности развития, мастерству построения крупных форм, ярко контрастных и ловко проплетенных лейтмотивами. Почти три часа экзальтированной, в то же время по-французски рациональной и ясной музыки — и ни секунды расслабления внимания.

Для тех, кто не успел: в 18 городах России «Сказки Гофмана» покажут в записи 31 марта.

А следующей прямой кинотрансляцией из Метрополитен-оперы 14 февраля станет пара «короткометражных» партитур: «Иоланта» Чайковского с Анной Нетребко в заглавной роли и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока с другим знаменитым русским певцом — басом Михаилом Петренко. Обеими операми в постановке польского режиссера Мариуша Трелиньского продирижирует Валерий Гергиев.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 39793
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Культура 00:05 / 24 Января 2025 22852
Кина не будет?

Команда Никиты Михалкова готовит к сносу Центральный дом кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
30000 кв.м элитного жилья с садами на крышах и подземными парковками планируется возвести на месте приговоренного к сносу Дома кино. Фото Юрия Феклистова

1 февраля Дом кино, который появился в Москве в 1934 году по инициативе Сергея Эйзенштейна, закрывается на реконструкцию. Сегодня комплекс состоит из двух зданий: Алексеевского народного дома 1908 года постройки,...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 14387
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

В Ингушетии начали работу две новых радиостанции; их вещание будет доступно не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоялось торжественное открытие двух радиостанций, которые входят в холдинг «Крутой Медиа»: это «Радио Дача» и «Радио Шансон». Почетными гостями мероприятия стали глава региона Махмуд-Али Калиматов...

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....

Михаил Боярский счастлив благодаря своим близким

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Первая и единственная, на всю жизнь жена. Двое детей. Шестеро внуков. Десятки ролей в театре и кино. Песни, ставшие в его исполнении хитами. И такая же популярность уже у четвертого поколения зрителей,...

Культура 00:05 / 26 Декабря 2024 7978
Календарь: 26 декабря

Сегодня Михаил Боярский отмечает 75-летие

Труд
Михаил Сергеевич Боярский. Фото: © Tatiana Morozova, globallookpress.com

1783 Первый в истории прыжок с парашютом совершен французским физиком Луи-Себастьяном Ленорманом. Его парашют представлял собой жесткий конусообразный купол со стропами. 1812 Солдаты разгромленной французской армии перешли...

В уходящем году известный писатель и давний собеседник «Труда» Юрий Поляков отметил свое 70-летие и выпустил книгу стихов

Дарья Ефремова
Труд
Юрий Михайлович считает: прежде других устаревают те, кто старается сочинять по моде. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

К случившемуся недавно юбилею Юрия Полякова у него вышел поэтический сборник «Осень в Переделкине», куда вошли стихи, написанные за полвека. Об осени как поре сбора плодов и о ностальгии по советскому...

Один из создателей музея «Полторы комнаты», глава градозащитного общества «Старый Петербург» делится с «Трудом» своими воспоминаниями

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из личного архива Михаила Мильчика

«В Рождество все немного волхвы...». В недавние рождественские дни сами собой вспоминались эти строки Иосифа Бродского. Историк, реставратор и искусствовед Михаил Мильчик дружил с поэтом в пору, когда Бродский...

Именно так продюсер Барбара Брокколи назвала руководство Amazon – нового владельца прав на франшизу

Труд
Фото: Royal Mint/Keystone Press Agency, globallookpress.com

По информации The Wall Street Journal, ситуация со следующей частью бондианы печальна. У фильма до сих пор нет сценария, конкретных идей и исполнителя главной роли. А тут еще между продюсером Барбарой Брокколи,...

Культура 00:02 / 26 Декабря 2024 7191
Сообщите нам надежду!

В Москве представили спектакль Антона Федорова по антиутопии Платонова «Котлован»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд

В Москву привезли спектакль главного режиссера Новосибирского театра «Старый дом» Антона Федорова по антиутопии Платонова «Котлован». Его показали в «Студии театрального искусства». Эту платоновскую...

В ресторан в варежках и шапке и другие подробности вечеринок в честь Нового года

Марина Крючкова
Труд

Нынешняя неделя, последняя перед Новым годом, традиционно корпоративная: на нее приходится максимум подобных вечеринок «трудовых коллективов». Чаще они проходят в ресторанах (их, по опросам, выбрали почти 70%,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?