Главная Культура 12:31 03 Марта 2016 2817
Сергей Дрезнин: Мама пела мне Гершвина с колыбели

Автор музыкального блокбастера «Екатерина Великая» приезжает в Москву с сольным пианистическим концертом

Анна Кочарова

Живущий в Берлине пианист и композитор, автор 12 мюзиклов, в том числе «Ромео и Джульетта в Сараево», «11 сентября — Свидетельство», «Маленькие трагедии», «Кабаре Терезин», «Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен империи», в последние годы все чаще осуществляет свои проекты в Москве. На этот раз он приезжает с сольным концертом как пианист. О грядущем выступлении 10 марта в Академии имени Гнесиных, любви к импровизации и о том, что такое настоящий пианизм, музыкант рассказал «Труду».

– Почему вы решили выступить в амплуа пианиста?

– Это моя первая профессия, я с ней работал в Москонцерте, а мюзиклы стал сочинять уже потом. На Западе стал больше писать, у меня появился свой музыкальный коллектив– Krasnyi Angel Сompany. Играть приглашали часто, но исполнительство немного выпало из моего поля зрения… Будучи в Париже в 2011 году, я решил отметить 200-летие Листа и записать диск. Лист – мой кумир. И я понял в тот момент, что могу сказать что-то новое. В программе московского концерта тоже будет соната Листа си-минор, мой коронный номер. А прошлый год у меня прошел под знаком Скрябина. Я не только играл, но и говорил об этом композиторе в моей манере, которую называю пассионарной: в России – по-русски, в Англии – по-английски, в Германии – по-немецки. Даже читал отрывки романа Сорокина «23 000», что было неожиданно, но очень созвучно идеям Скрябина. Я понял, что и активное занятие музыкальным театром очень повлияло на мой исполнительский стиль. Единственное «но» – пианист должен постоянно заниматься, это настоящие галеры, как балерина у станка. Иначе никакие порывы не будут воплощены. В фортепианной игре гораздо больше техники и механики, нежели в процессе сочинения музыки. Зато на сцене ты один, никто тебе ничего не указывает, ты создаешь свой собственный звуковой мир. Т.е. по сути ты – автор, потому что любое настоящее исполнение – на самом деле новое творение.

– Вы упомянули о техническом аспекте и балете – сейчас очень многие танцовщики говорят о том, что современные артисты супер-техничны, и это уже граничит с гимнастикой. Нет ли подобного в музыке?

– Да, именно так и происходят. Музыканты-исполнители с детства находятся в тюрьме, на каторге этой технической работы. К 16-ти годам у них вообще может не остаться воображения. Тем более что нынешние цифровые технологии дают возможность записи с идеальным, в техническом смысле, исполнением. В котором все движения и нюансы выучены заранее. Но настоящее исполнение ¬– это живой акт творчества, акт любви, здесь важен импульс. Как ни странно, родоначальником порочной системы «механической» игры был Сталин, который открыл ЦМШ при консерватории. Знаю, о чем говорю, поскольку сам учился в этой школе. В ЦМШ стали производить музыкантов, цель которых – победа на международных конкурсах.

Порочность этой системы в том, что людей приучают играть только по нотам, они не могут играть по слуху, тем более импровизировать. То, чему учили в Европе в XVIII-XIX веках, когда композиторы и были исполнителями, оказалось забыто, а потом вовсе стало китайской грамотой. У нас исполнитель, если сделал ошибку, не может найти выход из положения, он должен остановиться, вернуться назад и начать момента, который он помнит твердо. Это – результат каждодневной зубрежки.

– А что вам позволило стать другим?

– У меня в 11 лет появился магнитофон – со всеми последствиями в виде музыки Гершвина и «Битлз», которую я играл на переменах. К тому же мама пела мне Гершвина с колыбели, Summertime (Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». – «Труд») по-русски. Папа потрясающе играл джаз, хотя не был профессиональным музыкантом.

– А как строились взаимоотношения с Борисом Моисеевичем Берлином, в память о котором вы и даете концерт?

– Меня не приняли в консерваторию – поставили «два» на экзамене по фортепиано. Хотя это была та же комиссия, что за неделю до этого поставила «отлично» на выпускном экзамене в ЦМШ. И мне очень повезло, что профессор Берлин объявил в институте имени Гнесиных набор из «отсеянных» в консерватории. Это был счастливейший день, который перевернул мою судьбу. Борис Моисеевич – человек сложнейшей трагической судьбы. Его выгнали из консерватории после войны, когда началась борьба с космополитизмом, а старушка Гнесина (Елена Фабиановна Гнесина, одна из основателей и директор Музыкально-педагогического института в Москве, ныне это Российская академия музыки. – «Труд») его приютила. Я у него учился в институте и два года в консерватории. Он был уникальный музыкант уровня Горовица. У меня есть записи его уроков, 50 часов – это просто бесценно.

– Что было самым важным в занятиях с ним?

– У него было три момента: звучание рояля, образное мышление и потрясающее техническое мастерство. Он мало разговаривал на отвлеченные темы. Но показывал приемы, как настоящий мастер показывает подмастерью свои тайны, открывая перед ним «шкатулку» с профессиональными секретами. Мы все были его подмастерьями. Ну, и я умел у него учиться – это тоже особый навык.

– Сами не преподаете?

– Отчего же, преподаю и люблю это делать – Берлин всех нас этим заразил, и мы ответственно относимся к этим обязанностям. В Москве у меня тоже будет мастер-класс в РАМ им.Гнесиных. Это интересно и в какой-то степени тоже театр.

– По какому принципу составлена программа вашего московского концерта?

– Я выбрал произведения, которые проходил с Борисом Моисеевичем. Они овеяны для меня атмосферой занятий с ним.

– Изменилось ли с годами понимание этих произведений?

– Не только с годами – иногда что-то меняется и на протяжении 2-3 недель. Я ведь сам меняюсь, все время ищу новое. Новый мюзикл напишешь – глядишь, и Листа начинаешь по-новому играть.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5589
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4587
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?