Главная Культура 12:31 03 Марта 2016 3011
Сергей Дрезнин: Мама пела мне Гершвина с колыбели

Автор музыкального блокбастера «Екатерина Великая» приезжает в Москву с сольным пианистическим концертом

Анна Кочарова

Живущий в Берлине пианист и композитор, автор 12 мюзиклов, в том числе «Ромео и Джульетта в Сараево», «11 сентября — Свидетельство», «Маленькие трагедии», «Кабаре Терезин», «Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен империи», в последние годы все чаще осуществляет свои проекты в Москве. На этот раз он приезжает с сольным концертом как пианист. О грядущем выступлении 10 марта в Академии имени Гнесиных, любви к импровизации и о том, что такое настоящий пианизм, музыкант рассказал «Труду».

– Почему вы решили выступить в амплуа пианиста?

– Это моя первая профессия, я с ней работал в Москонцерте, а мюзиклы стал сочинять уже потом. На Западе стал больше писать, у меня появился свой музыкальный коллектив– Krasnyi Angel Сompany. Играть приглашали часто, но исполнительство немного выпало из моего поля зрения… Будучи в Париже в 2011 году, я решил отметить 200-летие Листа и записать диск. Лист – мой кумир. И я понял в тот момент, что могу сказать что-то новое. В программе московского концерта тоже будет соната Листа си-минор, мой коронный номер. А прошлый год у меня прошел под знаком Скрябина. Я не только играл, но и говорил об этом композиторе в моей манере, которую называю пассионарной: в России – по-русски, в Англии – по-английски, в Германии – по-немецки. Даже читал отрывки романа Сорокина «23 000», что было неожиданно, но очень созвучно идеям Скрябина. Я понял, что и активное занятие музыкальным театром очень повлияло на мой исполнительский стиль. Единственное «но» – пианист должен постоянно заниматься, это настоящие галеры, как балерина у станка. Иначе никакие порывы не будут воплощены. В фортепианной игре гораздо больше техники и механики, нежели в процессе сочинения музыки. Зато на сцене ты один, никто тебе ничего не указывает, ты создаешь свой собственный звуковой мир. Т.е. по сути ты – автор, потому что любое настоящее исполнение – на самом деле новое творение.

– Вы упомянули о техническом аспекте и балете – сейчас очень многие танцовщики говорят о том, что современные артисты супер-техничны, и это уже граничит с гимнастикой. Нет ли подобного в музыке?

– Да, именно так и происходят. Музыканты-исполнители с детства находятся в тюрьме, на каторге этой технической работы. К 16-ти годам у них вообще может не остаться воображения. Тем более что нынешние цифровые технологии дают возможность записи с идеальным, в техническом смысле, исполнением. В котором все движения и нюансы выучены заранее. Но настоящее исполнение ¬– это живой акт творчества, акт любви, здесь важен импульс. Как ни странно, родоначальником порочной системы «механической» игры был Сталин, который открыл ЦМШ при консерватории. Знаю, о чем говорю, поскольку сам учился в этой школе. В ЦМШ стали производить музыкантов, цель которых – победа на международных конкурсах.

Порочность этой системы в том, что людей приучают играть только по нотам, они не могут играть по слуху, тем более импровизировать. То, чему учили в Европе в XVIII-XIX веках, когда композиторы и были исполнителями, оказалось забыто, а потом вовсе стало китайской грамотой. У нас исполнитель, если сделал ошибку, не может найти выход из положения, он должен остановиться, вернуться назад и начать момента, который он помнит твердо. Это – результат каждодневной зубрежки.

– А что вам позволило стать другим?

– У меня в 11 лет появился магнитофон – со всеми последствиями в виде музыки Гершвина и «Битлз», которую я играл на переменах. К тому же мама пела мне Гершвина с колыбели, Summertime (Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс». – «Труд») по-русски. Папа потрясающе играл джаз, хотя не был профессиональным музыкантом.

– А как строились взаимоотношения с Борисом Моисеевичем Берлином, в память о котором вы и даете концерт?

– Меня не приняли в консерваторию – поставили «два» на экзамене по фортепиано. Хотя это была та же комиссия, что за неделю до этого поставила «отлично» на выпускном экзамене в ЦМШ. И мне очень повезло, что профессор Берлин объявил в институте имени Гнесиных набор из «отсеянных» в консерватории. Это был счастливейший день, который перевернул мою судьбу. Борис Моисеевич – человек сложнейшей трагической судьбы. Его выгнали из консерватории после войны, когда началась борьба с космополитизмом, а старушка Гнесина (Елена Фабиановна Гнесина, одна из основателей и директор Музыкально-педагогического института в Москве, ныне это Российская академия музыки. – «Труд») его приютила. Я у него учился в институте и два года в консерватории. Он был уникальный музыкант уровня Горовица. У меня есть записи его уроков, 50 часов – это просто бесценно.

– Что было самым важным в занятиях с ним?

– У него было три момента: звучание рояля, образное мышление и потрясающее техническое мастерство. Он мало разговаривал на отвлеченные темы. Но показывал приемы, как настоящий мастер показывает подмастерью свои тайны, открывая перед ним «шкатулку» с профессиональными секретами. Мы все были его подмастерьями. Ну, и я умел у него учиться – это тоже особый навык.

– Сами не преподаете?

– Отчего же, преподаю и люблю это делать – Берлин всех нас этим заразил, и мы ответственно относимся к этим обязанностям. В Москве у меня тоже будет мастер-класс в РАМ им.Гнесиных. Это интересно и в какой-то степени тоже театр.

– По какому принципу составлена программа вашего московского концерта?

– Я выбрал произведения, которые проходил с Борисом Моисеевичем. Они овеяны для меня атмосферой занятий с ним.

– Изменилось ли с годами понимание этих произведений?

– Не только с годами – иногда что-то меняется и на протяжении 2-3 недель. Я ведь сам меняюсь, все время ищу новое. Новый мюзикл напишешь – глядишь, и Листа начинаешь по-новому играть.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3478
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3396
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3202
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?