Главная Культура 01:01 03 Июня 2009 2536
Александр Соколов: "Рок консерватории не грозит"
После четырех месяцев пребывания в статусе «и.о. ректора Московской консерватории» Александр Соколов избран руководителем главного музыкального вуза страны. На закрытом собрании делегатов за него проголосовали 176 из 233 человек. Накануне бывший министр к
Сергей Бирюков

- Какой вы нашли Московскую консерваторию, вернувшись в нее?

- Во-первых, я не уходил, а все происходящее в консерватории было наблюдаемо и переживаемо мной как профессором, заведующим кафедрой теории музыки, председателем диссертационного совета – я совмещал эти обязанности с работой министра. Во-вторых, и я сказал об этом на первом же заседании ученого совета, проведенном мною как и.о. ректора, -- мне очень приятно видеть активное продолжение того курса на созидание, который мы с единомышленниками наметили еще в начале 2000-х годов. В ту пору возникли принципиально новые структуры – Студия новой музыки, Факультет исторического и современного исполнительского искусства, Камерный хор, центр русской церковной музыки, компьютерный центр… Появился Попечительский совет, чего у нас отродясь не было. Все это дало возможность поднять работу консерватории на новый уровень. А задачи стоят очень серьезные. В частности, по освоению того обширного пространства, которое находится за задним фасадом Большого зала. Чтобы превратить практически весь квартал в консерваторский комплекс, где получили бы достойные условия жизни наш оперный театр, инструментальные мастерские, библиотека. Но для этого необходимо решить прежде всего непростые юридические, имущественные вопросы. Напомню, что в 1992 году консерватория потеряла очень важное для нее здание по Среднему Кисловскому переулку. Теперь его занимает фирма "Реновация". Это произошло при попустительстве Росимущества, которое призвано охранять государственные интересы, но на практике порой действует в совсем ином направлении. Речь – об одном из углов того большого квадрата, который должен составить будущий комплекс консерватории, и без него мы этот комплекс не создадим. Очень рассчитываем на помощь правительства Москвы, которое традиционно оказывает нам поддержку. Например, при содействии мэра Юрия Лужкова удалось отстоять корпус позади Рахманиновского зала, который мы теряли. Юрий Михайлович хоть и не обязан впрямую нас опекать, поскольку консерватория имеет федеральное, а не городское подчинение, тем не менее изыскал возможность расселить проживавшие там четыре семьи. В итоге мы получили ценнейшие площади, без которых у Рахманиновского зала никогда бы не было достойных артистических, у библиотеки – читального зала.

- У консерватории есть и такая болевая точка как знаменитый Большой зал. Во всемирно прославленном историческом помещении постоянно закрывают для публики то часть партера, то ложи амфитеатра, поскольку там опасно сидеть…

- Ну самые опасные места мы все-таки отремонтировали, так что не бойтесь, приходите на концерты. Многое сделано и другой – невидимой, но очень важной работы. Ведь когда на рубеже XIX – XX веков строился нынешний комплекс консерватории, никто не мог предположить, какие аншлаги будут в залах, какую тяжесть составит невероятно разросшаяся библиотека, расположенная по соседству с Малым залом. Теперь фундамент по всему периметру укреплен глубинными сваями, и здание стоит прочно.

- Часом не "СУИХолдинг" их загонял, который вот уже четвертый год ремонтирует Большой театр, но конца-края работе не видно?

- Нет, у нас свои, традиционные партнеры. Что касается ремонта Большого театра, то я ни как министр, ни тем более как ректор к нему прямого отношения не имел, поскольку генеральным заказчиком являлось Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким.

- В самом Большом зале есть еще один проблемный объект – знаменитый орган, давно требующий реконструкции.

- Да, инструмент ценнейший, это единственный в нашей стране орган знаменитой, ныне уже не существующей французской органостроительной фирмы "Кавайе-Коль". На парижской Всемирной выставке 1900 года этот инструмент стал сенсацией, получил Гран-при. И по сути за сто лет ни разу серьезно не реставрировался. Сегодня есть два варианта его реставрации – увезти за границу или оставить в Москве, пригласив компетентных специалистов. Я склоняюсь ко второму. Мэр Лужков уже пообещал нам ангар для хранения органа в разобранном виде, пока его будут реставрировать.

- Все музыкальные вузы мира активно обмениваются профессорами. Но такое впечатление, что Московская консерватория как-то в стороне. Трудно вспомнить, чтобы сюда приезжали на мастер-классы музыканты уровня Марты Аргерих или Ицхака Перлмана.

- Московская консерватория вовсе не в стороне: наших профессоров постоянно зовут на мастер-классы за рубеж. Но в чем вы правы – это должно быть улицей с двусторонним движением, а пока наши возможности приема зарубежных звезд сильно ограничены, хотя бы из-за нехватки средств на достойные гостиницы.

- В последнее время российские вузы пытаются приблизить к международным стандартам, к так называемой болонской системе, с ее разделением на ступени "бакалавр-магистр". Но в нашем музыкальном образовании давно выработались свои традиции, которые вряд ли стоит так уж ломать об колено. Ведь сами западные профессора (например, Бэлла Давидович из Джульярдской школы) признают, что уровень той же Московской консерватории неизмеримо выше, чем их вузов.

- Полностью с вами согласен. Занимаюсь этим вопросом лет 12. Есть масса новых вузов, особенно в провинции – вот там, пожалуйста, можно сколько угодно экспериментировать. Но не в Московской или Петербургской консерватории, и не в Гнесинской академии, являющихся частью уникальной отечественной системы музыкального воспитания – бесспорно, одной из лучших, если не лучшей в мире, о чем можно судить хотя бы по количеству наших выпускников – лауреатов международных конкурсов. К счастью, в вопросе сохранения специфики консерватории у нас существует полное понимание с нынешним министром культуры Александром Авдеевым и министром образования Андреем Фурсенко.

- А не пора ли сделать консерваторию более открытой к таким направлениям современной музыки, как, скажем, рок?

- Не думаю, что это перспектива ближайшего будущего. Хотя не вижу принципиальных препятствий для этого в других вузах – например, в той же Гнесинской академии. Там ведь есть эстрадный факультет, а у нас нет. Это не значит, что Московская консерватория относится к эстрадной музыке с презрением – просто так исторически сложилось, и вряд ли есть смысл эти традиции ломать.

-- Не могу не спросить – отчего убрали прежнего ректора Тиграна Алиханова?

- Я категорически против слова "убрали". Тигран Абрамович остался заведующим кафедрой, профессором нашего вуза, причем одним из самых уважаемых. Но ему уже 66 лет, а существуют нормативы возраста для руководящих работников, определенные законом.

- Вы как бывший министр наверняка унесли с собой какие-то тайные воспоминания о жизни в высших кругах власти – какими из них могли бы поделиться сейчас, уже год после того, как покинули министерские стены?

- Не считаю это своевременным. Возможно, когда-нибудь напишу мемуары, но это будет нескоро.

- Известны ваши разногласия с Михаилом Швыдким – скажем, по вопросу о реституции перемещенных художественных ценностей. Он был настроен «скорее отдавать», вы – наоборот, «скорее оставлять». Как складывались ваши отношения после ухода из министерства?

- Мы ни разу не виделись с тех пор.

- Помнится, пять лет назад в нашем интервью вы произнесли фразу: "Запрещаю дочери самостоятельно смотреть телевизор". Ее потом иронически смаковали многие журналисты – в смысле: вот какой у нас министр культуры ретроград…

- Не забывайте, что тогда моей младшей дочери было 6 лет, а сейчас ей 11. И конечно, уже никто ей ничего не запрещает. Но я заметил, что она сама не задерживается на тех программах, которые бы я ей тогда отключил, – например, известные каналы с садистскими мультфильмами. А вот музыку она слушает самую разную. Например, недавно мы были на концерте, посвященном юбилею Светланы Безродной, и там в числе прочих выступал рок-ансамбль. Алене очень понравилось, она заинтересовалась.

- У вас замечательное поместье в Тверской области, но в министерские годы вы туда практически не ездили.

- Поместье – громко сказано, это деревенская изба, куда в 1940-х годах переселился мой дед, писатель Соколов-Микитов, попавший под волну гонений, лишившийся в Москве жилья. На доме мемориальная доска, в нем практически все осталось, как при деде. Нет ни телевизора, ни телефона. Сейчас мне удается выезжать туда чаще, примерно раз в две недели. Конечно, хотелось бы сделать там культурный центр, поскольку сохранился огромный архив, потрясающая библиотека. Но это уже тема для другого разговора.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11954
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7584
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7282
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6593
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6408
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?