С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же становились нашими друзьями, и мы вместе с ними отправлялись в путешествие по далекой реке Миси-писи, игрушечному самосвалу предпочитали живого светлячка и повторяли мудрые стихи, изреченные мальчишкой: «Пройдут года, наступит старость, морщины вскочат на лице:». И вот года прошли, и мы сидим и разговариваем с тем самым Дениской, а вернее, с Денисом Викторовичем Драгунским. Который уже сам известный писатель, публицист и просто интересный собеседник.
.jpg)
Фото Михаила Никитина
— Денис Викторович, о чем ваша новая книга, которая планируется к выходу?
— Ее опубликуют в конце ноября. Называется «Жизнь Дениса Кораблева. Филфак и вокруг».
— Автобиография?
— Скорее продолжение предыдущей книги, вышедшей в 2023 году. Та называлась «Подлинная жизнь Дениса Кораблева». И описывались в ней детство, школьные годы, а заканчивалась книжка моим поступлением в институт. Ну а теперь все дальше, по порядку: студенческая пора конца 1960-х — начала 1970-х, университетские товарищи и профессора, всевозможные веселые и грустные приключения. И, конечно же, родительский дом, любовь, попытка построить свою семью: В общем, самая обычная жизнь. Но, как ни странно, ее хватило на 20 больших глав, страниц 600. Наверное, каждому в моем возрасте есть о чем рассказать читателям, просто мало кто решается за это взяться. А я вот решился.
Правда, нынешним гражданам многое пришлось разъяснять, даже составить примечания по алфавиту к словам, канувшим в историю. Ну, к примеру, что такое «завтрак туриста», «отдыхать дикарями», «добровольно-принудительно», «суповой набор» или «сдавать посуду». Получилось полсотни маленьких, но важных статей, растолковывающих понятия, которые нам тогда были ясны как дважды два, без всякого перевода.
— В этом году на экраны вышел фильм «Аутсорс» по сценарию Анны Козловой. Действие разворачивается в 90-х, речь там идет о смертной казни. Мрачная тема, но когда я узнала, что идея фильма исходит от Дениса Драгунского, то стала кино смотреть: ясно, что сплошного мрака не будет, история получится интересная и авантюрная. И, кажется, я не ошиблась.
— Хорошо, если так. Сам я не принимал участия в написании сценария и в съемках. У меня просто купили сюжет и на основе сюжетного хода создали свое кино. Так что я посмотрел только начало первой серии. Собственно, тот рассказ у меня совсем короткий, на семь страничек — «Дочь военного пенсионера». Антиутопия. Там бывший начальник тюрьмы рассказывает взрослой дочери свою историю. У него в тюрьме много лет назад, когда казнь еще никто не отменял, не нашлось никого, кто способен был расстрелять человека. Пришлось искать желающих на стороне. И ведь нашли.
— Да, мрачноватый поворот. А ведь, если судить по вашим рассказам в соцсетях, вы большой оптимист, и это заразительно. Быть вашим читателем иногда просто полезно для здоровья. Кстати, зачем вам, писателю, соцсети?
— Хотя бы для того, чтобы получать немедленный отклик на то, что делаю. Не знаю, для кого как, а для меня очень важно сверять свои труды с читательской реакцией. Когда-то, году в 80-м, я опубликовал в толстом литературном журнале рассказ, который считал своей творческой удачей. И, представьте, никакой реакции. Вообще никакой, будто кинул камешек в болото. Плюх — и все, молчок, ни критики, ни похвалы. А писателю реакция очень важна. Зато сейчас вывесишь рассказ в «Живом журнале» или в «Телеграме» — и к тебе уже через минуту-другую летят отзывы. Положительные, насмешливые, язвительные, самые разные. Главное, они есть, и это то, что мне нужно. По реакции понимаю, услышали люди то, что я им хотел сказать, или все ушло в несущественные мелочи. Ну и, наконец, в социальных сетях есть разные форумы, а это еще и источник знаний, представлений о текущей мимо жизни. Особенно люблю женские форумы читать. Там такие бывают истории, сюжеты, характеры, что диву даешься.
— Так ведь и сумасшедших там много...
— Ну что вы, в жизни они чаще встречаются.
— Вам, сыну знаменитого детского писателя Виктора Драгунского и видному персонажу его книг, не могу не задать вопрос о сегодняшней детской литературе. Что в ней происходит? Куда делись былые персонажи и истории, которые оставались в памяти у людей на всю жизнь?
— Да ничего страшного и непоправимого в ней не происходит. Детская литература издается, есть много новых и интересных авторов. Могу с ходу назвать вам несколько имен. Например, Нина Дашевская, Марина Бородицкая, Наринэ Абгарян. А то, что нет таких героев, как у Виктора Драгунского, так они и во взрослой литературе в дефиците. Много ли вы назовете столь ярких, выразительных персон, как Печорин, Онегин, Пьер Безухов, Григорий Мелехов? И где они, Евгений Базаров или Анна Каренина, живущие в ХХI веке? Думается, проблема не в писателях, а во времени, усреднившем личность. Потому сегодня больше пишут не о личностях, а о ситуациях.
— А если говорить о литературе в школах, то какие вещи, на ваш взгляд, стоит вычеркнуть, а какие оставить в программе?
— Да не надо ничего вычеркивать, тем более из классики. Может, стоит поменьше книг изучать, зато подробнее. Но вот что нам всем надо понимать: никакая литература не заменит папу с мамой, соседей и просто человеческое общение. А это сегодня чем дальше, тем больше становится дефицитом. Книга, конечно, может пробудить в человеке тягу к путешествиям или к науке, но сделать человека добрым — это уже забота родителей. А если они пихают ребенку планшет, чтобы он смотрел мультик и не мешал, то это дохлый номер, даже если в школе ваше чадо заставят наизусть выучить роман «Как закалялась сталь».
— А сами вы что сегодня читаете?
— В основном рукописи, которые мне присылают. Вот, например, писательница из Екатеринбурга Людмила Садовникова отправила мне прекрасную книгу «Мать и мачеха», семейную сагу, от которой трудно оторваться. Это я к тому, что у нас есть звезды, которые, может, не вспыхивают ярко на небосводах всевозможных литературных премий, но мерцают ровным, надежным светом. Надо только приглядеться. Вообще, признаться, люблю женскую прозу. Мне кажется, женщины сегодня пишут лучше и честнее мужиков.