Главная Культура 00:02 03 Декабря 2021 11606
Градский умер - шоу должно продолжаться

О музыканте и человеке, который даже в одиночку был сильнее целой индустрии

Алексей Мажаев, Сергей Бирюков
Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

В первый день зимы мы прощались с Александром Градским. Это очень странная фраза: перечитываешь ее — и не веришь. Не то чтобы его считали бессмертным — просто привыкли, что он играет в долгую. Свой театр «Градский Холл» Александр Борисович терпеливо строил чуть ли не по кирпичику более 20 лет, превратив советский кинотеатр «Буревестник» в ультрасовременную концертно-театральную площадку. Над оперой «Мастер и Маргарита» он работал 35 лет, если считать от замысла до записи. И вдруг — ушел в 72 года, оборвав на полуслове кучу планов и замыслов. Младшему сыну Ивану всего три года, отец так и не успел сходить с ним на футбол. Несправедливо, черт возьми!

В энциклопедиях его величают «отцом русского рока» — но не дедушкой. Градский действительно был одним из первых в стране, кто начал играть рок-н-ролл не в подворотне, а почти официально. Было это еще в 60-е. Знатоки, конечно, припомнят названия групп «Славяне» и «Скоморохи», хотя людей, видевших их вживую, уже исчезающе мало. Записей тоже не осталось. Остаются легенды.

Путь в музыке у Градского был свой, уникальный. У Александра, в отличие от большинства наших рокеров-самоучек, за спиной есть классическое музыкальное образование и даже опыт работы в Большом театре. Обычный песенный формат для него был тесен еще с молодости. Честно говоря, у Градского и нет хитов в обычном понимании этого слова — то, что поют хором в теплой компании. Самая знаменитая песня в его исполнении — «Как молоды мы были» — написана Пахмутовой и Добронравовым. Под нее ностальгирует уже третье поколение. Александр Борисович вложил в эту вещь всю страсть и весь свой огромный вокальный талант, подняв ее над рядом обычных просто хороших советских песен. Но вот его собственные композиторские опыты оказались слишком сложны для массового зрителя и слушателя, где-то рядом с симфоническим звучанием. Притом что опускать планку ему и в голову не приходило. Градский никогда не стремился конкурировать с раскрученными коллегами за народную любовь, так же как они не пытались превзойти его в вокале.

В 1974 году на экраны вышел фильм «Романс о влюбленных», музыку к которому написал юный Градский. Американский музыкальный журнал Billboard объявил Градского звездой года (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку». Невиданное признание для советского рок-музыканта! Фото из открытых источников.


 

Запись саундтрека для фильма Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», сотрудничество с Пахмутовой и Добронравовым, занятия в консерваторском классе Тихона Хренникова — все это случилось с ним очень рано, и это подняло статус молодого Градского в официозных кругах. Этим статусом он пользовался не только и не столько для себя. Известна история, как он «отбил» у худсовета еще не оперившуюся «Машину Времени», которая, по воспоминаниям Андрея Макаревича, выглядела тогда очень бледно. Но Градский углядел в них искру таланта и убедил пожилых композиторов утвердить программу «Машины». И таких случаев, когда Градский оберегал будущих известных музыкантов от запретов, было немало.

При этом он мог ругать их на чем свет стоит. Имел право, даже когда утверждал, что на нашей эстраде петь толком не умеет никто, кроме него самого. Да и о композиторских талантах коллег Градский чаще высказывался иронично. Что, кстати, очень нетипично для творческой среды: там в лицо улыбаются, а за спиной злословят и делают гадости. На Градского, за редким исключением, не обижались. Неслучайно после его смерти соцсети заполнились такими искренними и нежными свидетельствами. И ни одного дурного слова...

Цену себе Александр знал с юности. Его еще не утвердили композитором на «Романс о влюбленных» (между прочим, по протекции Андрея Петрова), а он, юный дебютант, уже выдвигал жесткие условия относительно своего гонорара — и ведь добился своего. Потом, через десятилетия, новые кумиры толпы пытались зачислить его во вздорные старички с манией величия. Но тут случился телепроект «Голос», раскрывший для народных масс, да и для коллег совершенно другого Градского. Нет, он оставался все тем же безукоризненным профессионалом и язвительным наблюдателем, но для артистов своей команды Градский оказался отцом родным. Он азартно отбирал под свое крыло талантливых дебютантов и возился с ними — требовательно, доброжелательно и мудро. Все первые победители — Дина Гарипова, Сергей Волчков, Александра Воробьева — были из его команды. Потом Градский из «Голоса» ушел. Злые языки говорили о конфликте с Первым каналом: он-де использовал проект, чтобы создать труппу для своего театра, ведь почти все артисты из команды Александра Борисовича на «Голосе» получили приглашения там работать. И многие из них под руководством маэстро представили свои первые сольные программы, и вообще в театре жизнь кипела — хотя и нечасто пересекаясь с тем «большим шоу-бизнесом», что надоел до чертиков.

А в нынешнем году Градский согласился принять участие в юбилейном сезоне «Голоса» в «золотой четверке» самого первого состава наставников. Первый канал охотно эксплуатировал ностальгические чувства телезрителей. Снятые еще летом (а показанные в сентябре — октябре) «слепые прослушивания» прошли на ура. Однако затем в ситуацию вмешался коронавирус. Градский заболел в сентябре, переносил болезнь тяжело, хотя в прессу детали не просачивались. Зрители все сами увидели в ноябре. В красном кресле сидел тяжелобольной человек, бледный, обвеваемый специально поставленным рядом вентилятором — легкие его не справлялись, Градский уже и говорил с трудом. Когда в эфире шли последние «Поединки», маэстро уже был в больнице без сознания...

Шоу «Голос», как заявил Первый канал, будет продолжено «в память об Александре Градском». Кто займет кресло маэстро, пока не объявлено. Известно, что канал планирует показать выпуски «Нокаутов», в которых успел принять участие умирающий Градский. Неужели это так уж поднимет рейтинги шоу? На мой взгляд, в память о музыканте следовало бы завершить сезон и устроить красивый мемориальный концерт. Но на телевизионном конвейере другие правила: шоу должно продолжаться.

А театр «Градский Холл» обрел нового худрука еще до похорон старого: его возглавил Алексей Рыбников, у которого вообще-то есть свой коллектив. Как он будет уживаться с осиротевшей труппой, покажет время.

Вместо послесловия

Градский давал концерты нечасто, зато запоминались они надолго. Любил крупную форму (другая такой глыбе как бы и не подходила): отделение оперной музыки под симфонический оркестр, отделение мюзикла под эстрадный бэнд: Но главное наступало потом, когда Александр брал в руки гитару и оставался один на один с залом. Он не был фрондером. Просто считал, что музыкант должен не митинговать, а сочинять и петь. Вот несколько строк из его песен-исповедей.

«Не Андерса да Болена, / А Шевчука с Бутусовым / С базара понесут».

«В России последние сто лет / Никто уж ни с кем не спорит, / Вот слово сказал — поносят, / Косою махнут и скосят. / Чуть высунул голову — сносят, / Не плача по волосам».

«Невпроворот силы и злобы на всех... / Враг уже найден, рот до ушей, / Режь его, жги до упаду».

«Надобно жить осторожно / И не рисковать осторожно. / Поскольку любого можно: / Законно любого можно / Лишить и свободы, и рая. / По-тихому — это можно... / По-быстрому — тоже можно: / Украсть — ну конечно, можно! / И лгать себе — в общем, можно, / Как пешкой, собой играя...»

Все — правда, и все — о нас с вами.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23310
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5524
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5406
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3885
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?