Главная Культура 00:08 04 Августа 2017 5891
«Я не ходил у Сокурова в любимчиках»

Лауреат Каннского фестиваля Кантемир Балагов хочет говорить о войне на языке Платонова

Леонид Павлючик

Фильм «Теснота» 26-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова, которому посчастливилось учиться на курсе у Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, стал одной из сенсаций Каннского фестиваля. Картина, рассказывающая о любви, семье, вере, взаимоотношениях отцов и детей на фоне острого межнационального конфликта в Нальчике на исходе 90-х годов, завоевала приз ФИПРЕССИ. Потом посыпались фестивальные награды на родине. Вчера фильм вышел в прокат. Обозреватель «Труда» встретился с режиссером после пресс-показа в кинотеатре «Пионер». Захотелось поговорить не столько о фильме (его обязательно надо смотреть), сколько о самом авторе.

– Кантемир, после успеха в Канне вы стали у себя на родине знаменитостью?

– Я давно не был в Нальчике. Приеду туда на несколько дней, чтобы показать фильм родителям. Никаких поздравлений, предложений от правительства Кабардино-Балкарии за это время не поступило, а землякам фильм пока только предстоит увидеть. Так что ажиотажа вокруг моей персоны не наблюдается. Каким я оттуда уезжал, таким и вернусь.

– А где вы пропадали все это время, что давно не были дома?

– Я уже полтора года живу в Санкт-Петербурге.

– Переехали поближе к своему мастеру?

– Съемки «Тесноты» проходили в Питере и его пригородах, именно там мы нашли подходящую натуру. Когда работа над фильмом только начиналась, я понял, что надо переезжать в Санкт-Петербург, чтобы подготовительный период был наиболее продуктивным. Ну, и потом, возможность чаще общаться с Сокуровым – это всегда бесценно.

– Не у каждого молодого режиссера в наставниках значится Сокуров. Чему вы у него научились?

– Всему. Скажу, возможно, громкие слова, но для меня Александр Николаевич – настоящий пример для подражания. У Сокурова огромный багаж знаний – не только в области кино, но и в вопросах истории, литературы, изобразительного искусства. И еще Александр Николаевич – человек большой души. Он проповедует в своем творчестве гуманизм, и это мне особенно близко.

Если честно, Сокуров полностью переформировал, переформатировал меня. До учебы в его мастерской я был другим человеком, куда более легковесным. Сегодня пытаюсь равняться на него. Для режиссера важно быть всесторонне образованным, широко мыслящим человеком. К сожалению, не могу пока себя таковым назвать. Мне хочется, чтобы в моих фильмах тоже была хотя бы капелька гуманизма и жила надежда. Хочется, чтобы мое кино было тактильным, что ли. Чтобы оно трогало зрителей. Чтобы у них было желание прикоснуться к фильму душой.

– Сокуров комментировал ваш фильм, когда его увидел?

– Я показал ему первую сборку. Она шла 2 часа 30 минут. Он сказал, что фильм получился, есть художественный результат, но надо сокращать, потому что картина затянута. Она и сейчас длинная («Теснота» идет около двух часов. – «Труд»), и ее можно было бы еще сократить. Но это уже моя ответственность. Я в какой-то момент устал от фильма и отказался его дальше сокращать.

– А какие-то содержательные вещи Сокуров оценивал?

– Он в это не влезал, хотел, чтобы мы проявили свою индивидуальность. Александр Николаевич приходил на собрания съемочной группы, выслушивал наши дискуссии, думаю, хорошо понимал направление нашего поиска и внутренне принимал его. Помогал в чисто профессиональных вещах: отслеживал работу художников, костюмеров, следил за кастингом, который длился три месяца. Нальчик – многонациональный город. Для меня было принципиальным, чтобы кабардинцы в фильме играли кабардинцев, евреи – евреев, русские – русских. Актеры, которые играют кабардинцев, приезжали к нам на съемки в Санкт-Петербург из Нальчика. Исполнителей на роли евреев искали через местную синагогу, еврейские общины. Словом, с миру по нитке.

– Вы были любимчиком Сокурова на курсе?

– Нет, он никого из нас не выделял. Мы все его любимые ученики. Нас было 12 человек на курсе. Вернее, 12 человек мастерскую закончили. Вначале было больше, но несколько человек отчислили.

– Все ожидали, что Сокуров наберет в Нальчике новый курс. Но этого не случилось. Где-то промелькнула информация, что он разочарован своим выпуском…

– Мне кажется, Сокуров хотел, чтобы мы остались в Нальчике. Чтобы наша мастерская существовала после окончания учебы. Чтобы мы помогали друг другу и вместе создавали кабардино-балкарское кино. Но не получилось. Кто-то уехал в Италию и Германию, кто-то в Москву, я осел в Питере. У каждого свои планы, свой путь. И потом, если бы правительство Кабардино-Балкарии хоть как-то помогло нам с первыми шагами, то думаю, многие бы там остались. Сам я намерен и впредь творчески осваивать пространство Нальчика, Северного Кавказа. Но в то же время мне не хочется быть региональным режиссером. Хочется шире, объемнее видеть мир.

– Говорят, Сокуров запрещал вам смотреть свои фильмы. Но запретный плод, как известно, сладок…

– Скажу честно, когда мне подсказали идею пойти к нему учиться, я не знал, кто такой Сокуров. Залез в компьютер, скачал его фильмы. Сразу понял, какого уровня это мастер. И какая это удача и привилегия учиться у него. Сокуров, действительно, запрещал смотреть его фильмы. Но все на курсе их посмотрели. И у каждого из нас есть любимый фильм Сокурова. Для меня это «Отец и сын».

– Кроме Сокурова, у вас есть любимые режиссеры в мировом кино?

– Я больше смотрю европейское кино. Любимых режиссеров много. Начиная от Брессона, Пазолини, Росселини, Годара и заканчивая, скажем, братьями Дарденн. Из советского кино люблю фильмы Чухрая, Хуциева, Шепитько. Это классика, ее надо знать, смотреть и на ней учиться. Среди современных российских режиссеров, помимо Сокурова, мне нравятся работы Бакура Бакурадзе. Сильное впечатление произвел на меня фильм Александра Миндазе «Милый Ханс, дорогой Петр». Из молодых мне близко то, что делает Наталья Мещанинова, – и как сценарист, и как режиссер, ее «Комбинат «Надежда» – уникальное кино.

– Я знаю, что Сокуров заставлял вас много читать…

– Да, благодаря ему мы кто в первый раз, кто заново погружались в миры Достоевского, Фолкнера, Платонова. Сегодня это мои любимые авторы. Особенно Платонов. Мечтаю экранизировать его повести. Но и боюсь. Сила Платонова не в сюжете – в слове. И в удивительных характерах. Ни у кого больше таких нет. Мне кажется, Сокурову в «Одиноком голосе человека» удалось выразить дух платоновского творчества. Мне тоже хочется попробовать передать на экране наивность, инфантильность, некоторую даже корявость платоновских героев и при этом их удивительную душевную красоту и силу. Сейчас я вынашиваю замысел нового фильма. Это не экранизация Платонова, но, надеюсь, в характерах героев будут ощутимы отголоски его гениальной прозы.

– О чем будет кино?

– О войне. Вернее, рассказ о женщине, которая пытается заново начать жить после войны. Этот замысел изначально был вдохновлен книгой Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Это честный, правдивый документальный рассказ о жизни фронтовичек, о том, с какими проблемами – бытовыми, личными, физическими и даже физиологическими, они сталкивались в окопах, а потом и в мирной жизни. Эти истории, эти исповеди меня сильно взволновали. Затем на этот стержень наслоились впечатления от платоновской прозы, возник такой странный, но, как мне кажется, органичный сплав.

Мы с драматургом Катей Мавроматис написали расширенную заявку, поэпизодный план. Но пока не могу уделить должное время работе над сценарием. Я с головой погрузился в исследовательскую работу – в военную хронику, мемуары, документы. Хочу понять: могу ли сказать о войне что-то новое, свое. А иначе и не следует браться за такую ответственную тему.

– Кантемир, кем видите себя в будущем? Режиссером сугубо авторских фильмов? Или не исключен поход в коммерческое кино?

– Хочу попробовать себя в разных жанрах. Это может быть и комедия, мелодрама, мюзикл. Все зависит от сюжета, от истории. Для меня в первую очередь важна неоднозначность, двойственность человека, психологический объем. Если это есть в сюжете, мне уже интересно. А будет фильм артхаусным или коммерческим – не суть важно.

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

На экраны выходит новая экранизация знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», окруженного загадками и мистическими историями

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Заглавных героев новой экранизации сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта книга обрела в нашей стране культовый статус. Дело не только в неоспоримых достоинствах романа, но и в его поистине мистической судьбе. Булгаков начал работать над своим главным произведением в конце 1928 года....

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5501
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

У звезд - те же проблемы, что и у обыкновенных людей, убежден популярный телеведущий

Александр Славуцкий
Труд
Проект «За гранью» готов предоставить его участникам реальную поддержку, вплоть до врачебной и юридической. Фото предоставлены телеканалом НТВ

Популярная программа телеканала НТВ «За гранью» встретила 2024 год с новым ведущим — актером театра и кино Тимуром Еремеевым. Он хорошо знаком публике по фильмам и сериалам «Неравный...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4470
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4425
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4050
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

На экраны выходит фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего, задающий новый градус правды в военном кино

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Боль режиссера по поводу загубленных на войне жизней делают «Воздух» на редкость актуальным высказыванием. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Режиссер отдал этой этапной для него работе пять лет жизни. Сценарий начали писать еще в 2018 году вместе с Еленой Киселевой (ранее она работала с Андреем Кончаловским над лентами «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», «Рай»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?