Главная Культура 00:25 04 Октября 2024 3825
Весь мир в одном себе

Гергиев исполнил Четвертую симфонию Шостаковича

Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств
Фото: © Kremlin Pool, globallookpress.com

Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра исполнили в зале «Зарядье» Четвертую симфонию Шостаковича. Прекрасное событие, но, наверное, не единственное среди подобных? Как сказать. Много ли найдется композиторов, поведавших нам столько о времени и нас самих? А из симфоний Шостаковича найдется ли другая, самой своей судьбой отразившая изломы этого времени? Да еще представленная в таком мастерском исполнении. Да еще накануне дня рождения Дмитрия Дмитриевича...

Неловко признаваться, но я часто (сам в себе) удивляюсь, что кто-то не знал Шостаковича, не застал его при жизни, не видел воочию, не слушал его произведения в присутствии автора, который всегда старался на этих исполнениях быть.

И оттого, наверное, когда музыка Шостаковича звучит как живое дыхание, непосредственное высказывание вольной драматургии чувства, начинает казаться, что Дмитрий Дмитриевич присутствует в зале, все слышит, сопереживает артистам в их, порой непомерных, профессиональных испытаниях, на которые он, автор, их обрек.

Хорошо помню Дмитрия Дмитриевича на концертах Евгения Александровича Мравинского с его великим Заслуженным коллективом республики Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. Звучала ли музыка Шостаковича или сочинения иных авторов, Дмитрий Дмитриевич при каждой возможности бывал на тех концертах (однажды в памятном для меня 1973 году сидели рядом и даже обменивались впечатлениями)...

Впрочем, сейчас мысли мои и чувства — в осеннем, 2024 года, московском зале «Зарядье», в концерте Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Звучала Четвёртая симфония Шостаковича, а перед симфонией, как некий философский «предикт», сочинение Оливье Мессиана «Вознесение» — четыре медитации для оркестра примерно из того же времени (1933), что и Четвёртая Дмитрия Дмитриевича (1934-1936).

Музыка Мессиана, удивительного французского композитора ХХ века, мастера глубинных религиозных состояний («Отец, час пришел, прославляй Сына, чтобы Сын прославлял тебя»; «Мы Тебя умоляем, о Господь...Сделай, чтобы мы духом жили в небесах»; Вспышка радости души пред лицом Славы Христа, которая и ее Слава«; «Отец... Я, перед людьми проявил Твое имя. Вот меня нет больше в этом мире; но они в мире, а я иду к Тебе») редкостно и благоговейно подготовила нас к встрече с Четвёртой симфонией Шостаковича — созданием особенной судьбы; музыкой, грандиозной в своей пронзительности и проникающей звуковой стихийности едва ли ни космического масштаба. Здесь — «чувствовидение» человека, несущего весь мир в одном себе.

История с исполнением Четвёртой хорошо известна — премьера предполагалась 11 декабря 1936 года в оркестре Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри, но композитор отменил ее, якобы из желания доработать финал.

Время шло, рождались и исполнялись новые сочинения Шостаковича. Черед Четвёртой симфонии настал лишь 30 декабря 1961 года, когда её впервые исполнил оркестр Московской филармонии под управлением Кирилла Петровича Кондрашина.

Значение этого события в нашей музыкальной жизни четко осознавалось. Я был в том знаменательном концерте. Помню, как уговаривал редакторов архипопулярной в ту пору «Недели» (воскресного приложения к газете «Известия») дать выразительную фотографию дирижирующего Кондрашина во всю заглавную полосу «Недели», и это было сделано.

Самое полотно Четвёртой симфонии тогда (во всяком случае мною) было воспринято прежде всего как важное историческое прибавление к «пространству Шостаковича», которое все ширило свой психологический простор и казалось нескончаемой реальностью.

Но снова шагнуло время, и музыка Шостаковича стала жить своей, во многом новой жизнью, уже без автора среди нас.

И вот сейчас всего за какие-то две недели до дня рождения композитора — вдруг! — в «Зарядье», в этот особенных очертаний новый в Москве концертный зал влетело, казалось, само, без всяких усилий дирижера и музыкантов огромного оркестра (многочисленно, авторской волей, усиленного по сравнению с традиционным инструментальным составом) живое создание из нежданно сопрягаемых голосов-взглядов, ослепительно ясное в своих органических, не придуманных, горящих и умолкающих «словозвуках» — явление природной художественной силы, воздействующей, поднимающей, погружающей и вновь возносящей своей сердечной энергией.

Все три величавые части Четвёртой, самоценные в своем исповедальном откровении, выступали, пережив краткую паузу, «вперёд», каждая с новообретенной энергией Рассказчика-автора, словно внушающего самому себе, вовсе не другим, это великое толстовское «Не могу молчать»...

«Не могу молчать» Шостаковича-Гергиева — без осуждающего всея вокруг, уже ненужного пафоса.

Но в нем — собирающая очистительная воля к преодолению самого себя, подавляющих страхов реальности; постигающая, в горении своем, не только себя, но всех и, может быть, всё вокруг.

Словом — «весь мир в одном себе» (формулу эту произнес однажды Дмитрий Дмитриевич в разговоре с Чингизом Айтматовым, когда зашла у них речь о том, может ли родиться новый Шекспир. Айтматов высказал сомнение, а Шостакович надежду: может, но должен тогда нести весь мир в одном себе)...

Место мое в амфитеатре оказалось очень удачным: оркестр и дирижер были далеко, я не видел лиц музыкантов, но видел инструменты в чьих-то волшебных руках — и воздух, большое пространство вокруг!

Казалось, пространство и звучало — скрипки, виолончели, флейты, вся медь словно парили в воздухе, а Гергиев воспринимался как знак музыки, ее олицетворение, но и её творение в таинственно длящимся «сотворении».

Валерий Гергиев в современном искусстве симфонического дирижирования, как и театрального, в опере — явление реально загадочное: чудесная многоохватность поразительно гармонирует в нем с протяжённой поступательностью, без ускорений и видимых напряжений.

Какое-то непрестанное внутреннее движение будто интуитивно, само расставляет темповые обозначения и все необходимые «указатели дороги», всякий раз отдельно, специально для данного случая и всегда убедительно.

Гергиев ведет ансамбль не «по праву первого», а как удостоенный сотоварищами в оркестре (или на сцене) высокого доверия-чувства, «равный среди первых».

Гергиев внутри музыки, он ее как бы заново открывает, «освобождает» к живой жизни звуки, до времени заключенные автором в страницы партитуры, без суеты (ее не терпит этот осторожный процесс) рождает внутренний посыл каждому музыканту. В этом оркестре царит вдохновляемая дирижером атмосфера коллективной интуитивной медитации — и рождается музыка!

Мне вдруг начинало порой казаться, что за пультом Евгений Александрович Мравинский...

Чудо, конечно, но нечто объективно прекрасное, что жило в Мравинском, открылось чуткому сердцу Валерия Гергиева!

И в звучании его оркестра мне слышится то, что когда-то я слышал у Мравинского: внушаемая иллюзия свободы от реального процесса звукоизвлечения — звуки словно сами рождаются, с неба падают, никто их не «произносит» с инструментом в руках...Исполнение Валерием Гергиевым и симфоническим оркестром Мариинского театра Четвёртой симфония Дмитрия Шостаковича возвысилось до откровения. И казалось, что Дмитрий Дмитриевич с нами в зале, слушает свою давнюю музыку в этом, новом для него, и таком «включающем» звучании.

...Когда замерла и погасла в ниспадающей тишине заключающая нота этой шостаковичской эпопеи, зал долго-долго молчал, может быть, целых пять минут...

Такое случается редко.

Премьер Большого театра задумал превратить проект телеканала «Россия-Культура» в империю танца всероссийского охвата

Екатерина Беляева
Труд
Танец - это прежде всего радость, убежден Игорь. Фото предоставлены телеканалом «Россия-Культура»

На телеканале «Россия-Культура» стартовал шестой сезон проекта «Большие и маленькие». В течение восьми субботних вечеров зрители смогут следить за перипетиями конкурса детской и юношеской хореографии....

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Культура 00:03 / 27 Сентября 2024 9180
Девушка в бикини

Роли, мужья, любовники и любимые животные Брижит Бардо

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © ©Beitia Archives, globallookpress.com

Она ненавидит свои дни рождения. Старается о них не вспоминать. Тем не менее 28 сентября Брижит Бардо — актрисе, фотомодели, певице, писательнице, бунтарке и секс-символу 1960-х — исполняется 90 лет....

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Культура 00:06 / 20 Сентября 2024 8755
Софи Лорен. Недосягаемая

Итальянская актриса до сих пор остается эталоном вкуса и стиля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Людская молва приписывала Софи Лорен роман с Марчелло Мастроянни. Но она не давала повода для сплетен. Фото: globallookpress.com

Великой и прекрасной Софи Лорен — обладательнице двух «Оскаров», пяти «Золотых глобусов», призов Венецианского, Каннского, Берлинского, Московского фестивалей — 20 сентября исполняется...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 8167
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Наконец-то нам представилась возможность познакомиться с жизнью разведчиков-нелегалов, что называется, из первых уст

Сергей Беднов
Труд
НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической книге полковника СВР Елены Вавиловой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Работа разведчиков-нелегалов окрашена романтическим флером. Иногда даже возникает вопрос: а они на самом-то деле существуют или придуманы Ле Карре? Существуют! НТВ показывает сериал «Русские», основанный на автобиографической...

Культура 00:18 / 20 Сентября 2024 6412
Как хорошо мы плохо жили

Эта строчка из Бориса Рыжего объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом

Сергей Беднов
Труд
Сериал «Хор», рассказывающий историю знаменитого музыкального коллектива времен «дорогого Леонида Ильича», не исключение. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Эта строчка из Бориса Рыжего в данном контексте никак не связана с байопиком о поэте, не вышедшим на экран. Просто она объемно характеризует взгляды режиссеров, снимающих фильмы о нашем недавнем прошлом...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Проект объединит материалы из 30 музеев и частных коллекций 

Фото: https://rosizo.ru

В среду, 18 сентября государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО в Москве откроет экспериментальную выставку «Форма-арт. Свет», где в центре экспозиции будут не экспонаты, а форма их подачи. Проект будет посвящен архитектуре...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 5351
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?