Главная Культура 00:20 04 Декабря 2020 4562
Рюмка коньяку на высоте 9000 метров

Вспомним случайные встречи с маленькой женщиной, посвятившей свою жизнь Большому Искусству

Гузель Агишева
Ушла из жизни президент Пушкинского музея изобразительных искусств Ирина Александровна Антонова. Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Уход Ирины Александровны Антоновой для многих — как закрытие звездных врат эпохи, и потому люди, хотя бы немного к ней приближавшиеся в разное время, начали тут же вывешивать в Сети свидетельства былых встреч, цитировать ее, будто пытаясь задержать на этом последнем пороге. Так бывает не всегда, когда уходят великие. Чаще дистанция между ними и остальными смертными так велика, что всякое панибратство, даже в деталях, неуместно. А тут есть ощущение ухода человека, близкого тебе лично. Откуда оно взялось и почему так долго живет?

Хочу рассказать о подсмотренном случайно, что не могло войти ни в одно интервью с ней, хотя сделала я их несколько. Больших, как поясные портреты.

1986 год, лечу во Франкфурт. Еще до входа в салон самолета приметила двух женщин. Молодую и пожилую. Обе притягательные. Ну с молодой, балетного вида, все понятно. А пожилая — очень элегантная, безукоризненная, в распахнутом черном кашемировом пальто, с подсиненными седыми волосами, глаза живые, как угли. Стала за ними наблюдать, держала постоянно в поле зрения. Они заказали бутылку коньяка, беседовали не спеша. Мне в какой-то момент сделалось дурно, и сосед вызвал стюардессу. А пожилая дама потянулась ко мне через сиденье со стаканчиком. «Выпейте, — сказала, — надо сосуды расширить. Я все время с мамой это практикую».

Пожилая дама запомнилась, у меня отличная память на лица. Тогда еще не было понятия «медийные лица», во всяком случае они, эти лица, не мелькали из каждого утюга. А как только я ее впервые по ТВ увидела, сразу узнала в ней ту интересную пассажирку. Вот, оказывается, кто она — директор Пушкинского музея изобразительных искусств, Ирина Александровна Антонова.

Познакомила нас Татьяна Назаренко, ныне академик живописи. Ну как познакомила... Сказала: вот, мол, Ирина Александровна, а это такая-то... Журналистов на орбите Ирины Александровны к тому времени уже крутилось много. Однако сама она в одном из интервью вдруг вспомнила, что шла я вкупе с Назаренко, и сказала: «Мне нравится ее эпатажный стиль. Короткие блестящие платья, челка эта... Несдающаяся!» И крупица по крупице, когда не говорила о высоком, отвечая на вопросы, она сообщала и о себе какие-то очень интересные детали. Что, например, у нее спина широковата, так как в детстве слишком много плавала — это было в Германии, где она жила с родителями. В другой раз, рассказывая об обожаемой ею балерине Екатерине Максимовой, вдруг спросила: «Вы замечали, какие у нее большие руки? Так это странно при такой хрупкости» В третий раз обратила внимание на мою брошку: «Старинная, австрийская, полагаю?» Я сказала, что купила ее на блошином рынке во Фрайбурге.

Но вообще-то все эти дамские штучки, которые потом можно долго смаковать, ее не особо занимали. Однажды какая-то накладка произошла: каталог (шикарный, можно сказать, штучный) и билеты на открытие выставки по ошибке передали другому человеку, я ужасно расстроилась, не могла этого скрыть. А она вдруг рассмеялась: «Ну это такая ерундистика! Стоит ли из-за этого расстраиваться».

И вот уже после нескольких «поясных портретов», после интервью, где Антонова рассуждала о разделенной коллекции Щукина, о том, что Пиотровскому правильно было бы часть коллекции из Эрмитажа вернуть, она вдруг на меня взяла да и обиделась. В разговоре я позволила себе легкомысленное выражение про свою собеседницу: мол, вы же уже не на ярмарку едете, а с ярмарки (это в 88 лет!). А она взвилась, не дала договорить: «Ни с какой ярмарки я не еду. У меня куча планов, проектов впереди!» И отвернулась. Я решила, что отношениям конец. Но когда мне было поручено привести Антонову на важное редакционное торжество, она сразу откликнулась, лишь извиняющимся голосом сказала: «Только не к началу и ненадолго, хорошо?» Ирина Александровна была в США и возвращалась оттуда как раз в этот день. В ее-то возрасте после такого перелета! Но Ирина Александровна пришла. Ну и кто тут с ярмарки?

Во время церемонии, склонившись к моему уху, спрашивала: «А это кто?» Внимательно выслушивала комментарий. Потом мы уехали. По дороге она попросила шофера притормозить возле магазина, сказала, что хочет купить филипповских булочек для сына Бори, он их любит. «Сколько надо, я схожу», — сказал шофер. И когда он ушел, она вздохнула: «Вы же знаете моего Борю. Он жив, пока жива я. Вот трагедия: знать наизусть всего «Евгения Онегина» и не мочь самому открыть дверь».

Ирина Александровна была закрытым человеком, этим объясняется и то, что в своих интервью она вымарывала то, что ей казалось на данный момент ненужным. Будь то про искусство или про семью. Это уже после ее отстранения от директорства, которое вся страна восприняла как личное оскорбление (несколько часов Антонова просидела в приемной у Владимира Мединского, тогдашнего министра культуры) и утешительного назначения ее президентом музея, она стала откровеннее в своих интервью. Владимиру Познеру, например, сказала, что, встретив Бога, непременно спросила бы, за что он ее так наказал (имея в виду сына). Хотя в одной из наших бесед она призналась: «Я вас, наверное, разочарую, но в Бога я не верю».

У нее при всей ее успешности и мировой славе разочарования, конечно, были, и она этого не скрывала. «Знаете, с чем я ухожу на тот свет и что меня огорчает? Ужасное несовершенство человека. Он способен на все: закрыть своим телом амбразуру, совершить невероятное открытие, забраться куда угодно. А добра в нем мало».

С этим и ушла.

 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23107
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5492
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5367
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3867
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?