Картина снята тем же режиссером, который работал над первым фильмом - Георгием Юнгвальд-Хилькевичем.В ней будут и длинные парики, и бои на шпагах, и разлетающиеся от ударов столы. Мушкетерам придется вернуться с того света, чтобы помочь своим детям искать сокровища кардинала Мазарини.
Юнгвальд-Хилькевич остался верен своей манере: картина снята будто тридцать лет назад и местами похожа скорее на пародию на фильм "Д`Артаньян и три мушкетера", нежели на ее продолжение. Режиссер попытался воспроизвести то, что имело когда-то успех. Во время съемок в Одессе, где шла работа над первой картиной, актеры опасались встреч со старыми знакомыми. Игорь Старыгин, улыбаясь, рассказывает: "Девушек, с которыми мы тогда общались, встретить не очень хотелось. Подойдет бабулька и спросит: "А помните, мы с вами мороженое ели, шампанское пили?"
Михаил Боярский: "То, что поставлено по романам Дюма, будут смотреть всегда и все"
- Когда вам предложили играть Д`Артаньяна в первой картине, вы к этому, кажется, отнеслись с сомнением?
- Я прочел сценарий и удивился. У меня тогда был небольшой опыт в чтении сценариев, но я хорошо знал книгу. Смотрю, слуг у героев нет, логики нет, песенки какие-то дурацкие. Я-то ждал, что фильм серьезный будет.
- Какие плюсы и минусы в том, что вы тогда согласились?
- Этот фильм дал мне друзей и путь в кинематограф. И отобрал у многих режиссеров смелость попробовать меня в другом качестве. Но я часто говорю о том, что лучше сыграть одну роль, с которой тебя могут идентифицировать, чем всего понемножку.
- Вам было интересно играть немолодого Д`Артаньяна?
- Конечно, интереснее играть какой-то опыт, другое понимание жизни. Мушкетеры же не идиоты, которые застряли в восемнадцатилетнем возрасте. Но после того, как они воскресли, к ним вернулись те силы, которые наполняли их в молодости, и желание быть такими, какими они были тогда. Азарт, с которым они бросаются на защиту своих детей, - святой азарт.
- Как вы думаете, кто будет смотреть "Возвращение мушкетеров"?
- То, что поставлено по романам Дюма, будут смотреть всегда и все. Дюма еще долго будут интерпретировать в самых разных вариантах: во Франции так, в России этак, кто-то придумает, что у королевы родились дети от мушкетеров. Это роман, который никогда не умрет - вот почему Юнгвальд-Хилькевич побоялся мушкетеров уничтожить. Я был против этого, потому что герои обязаны умирать. Мне казалось с самого начала, что в этом есть большой смысл - прощание зрителей с героями Дюма, в которых они влюбились. И я каждому из героев придумал смерть: Портос взрывает себя на мосту, унося с собой сотни гвардейцев, прощается Атос...
- А почему же герой непременно должен умирать?
- Таковы законы драматургии. Через смерть героя зритель испытывает катарсис. Я нормально отношусь к американским хэппи-эндам, но гибель героя влечет за собой душевные переживания, в этом много правды. Чтобы служить добру, надо собой пожертвовать.
- В жизни мушкетерам места нет?
- Мушкетеры умели делать то, чего не умеем мы. Дружить - насмерть, пить - до конца, любить - фантастично, за каждого друга отдать жизнь, спасти страну и себя и сохранить честь. И никому из таких персонажей нет места в нашей жизни! Мы сочиняем о том, чего в жизни быть не может. Я - за ложь, за прекрасную ложь, которая делает человека лучше.
- Тем не менее вы перед съемками этого фильма сомневались?
- Меня долго мучил вопрос: зачем мы вообще снимали этот фильм? Мотивация для меня - самое важное. В нашем фильме мотивация есть, вне зависимости от его качества. Она связана с тем, что все самое лучшее не уходит, оно каким-то образом передается. Может быть, не так хорошо играют старые артисты и не так прекрасно - молодые, не идеально фехтуют, не лучший монтаж, не замечательные песни... Но основанием для того, чтобы мы это снимали, было желание верить, что великая фантазия, оставленная нам Александром Дюма, жива.