Главная Культура 00:05 05 Июня 2015 2943
Елизавета Боярская: Джульетта времен холодной войны

Корреспондент «Труда» поговорила с Лизой во время краткого перерыва на съемках нового фильма «Ромео и Джульетта времен холодной войны»

Наталья Боброва

Природа на ней ни разу не отдохнула. Теперь в этом уже никто не сомневается, умолкли злые языки. Доказательство тому — десятки ролей в театре и кино, среди которых есть и очень яркие, запомнившиеся и полюбившиеся зрителю. Например, ленты «Адмиралъ» и «Ирония судьбы. Продолжение». А между тем Лиза Боярская вполне могла стать моей коллегой. Ну, почти: в школе, в выпускном классе всерьез увлеклась журналистикой. Собиралась даже поступать на отделение «пиар» факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Но на подготовительных курсах вовремя поняла: нет, это не ее. А ее мир — это сцена и экран.

Собственно, так было и у ее родителей: знаменитого мушкетера Михаила Боярского и его жены актрисы Ларисы Луппиан. И Лиза поступила к самому Льву Додину в Санкт-Петербургскую театральную академию. Сегодня она очень достойно продолжает актерскую династию. Ее муж — тоже актер, Максим Матвеев. Возможно, по этой стезе пойдет и их маленький сын Андрей. А пока она подает чаду пример своим фанатичным отношением к работе. У Боярской простоев нет. Вот и разговорились мы с Лизой во время краткого перерыва на съемках нового телефильма с рабочим названием «Ромео и Джульетта времен холодной войны» (производство кинокомпании «Централ Партнершип), в котором она играет... балерину.

— Лиза, чем вас заинтересовал этот фильм?

— В первую очередь возможностью поработать с режиссером Игорем Зайцевым. Мне нравятся его предыдущие картины, я много что видела. Также привлекло и то обстоятельство, что это аллегорическая, а не биографическая история. В ней Ромео и Джульетта, вымышленные персонажи из великой драмы Шекспира, оказались связаны с разворачивающимися в СССР событиями 1970-х. То, что происходит с нашими героями, повторяет сюжет спектакля «Ромео и Джульетта», который они танцуют. Знаете, очень интересный, захватывающий перевертыш.

— Если в нескольких словах, какова она — ваша героиня-балерина?

— Это честный, преданный и любящий человек. И по отношению к мужу, с которым не сложилось, и по отношению к человеку, которого она любила когда-то и который так внезапно снова ворвался в ее жизнь. Но мы-то живем в другую эпоху, в другой стране. Сложно представить себе ситуацию, когда твоя любовь может быть объявлена преступлением, государственной изменой. Как с этим жить даже очень любящим людям? Как с этим бороться? Наши герои поставлены в другие исторические обстоятельства, но, думаю, большие чувства — материя мало меняющаяся, и потому фильм найдет и понимание, и отклик у сегодняшнего зрителя. А чисто по-женски Мария, моя героиня, очень простая, открытая, чувствующая. Она не прима с тем железным стержнем в характере, какой была, например, Майя Плисецкая. Нет, обыкновенный человек перед лицом судьбы, нечаянно очутившийся не в ладах со страшной и неумолимой государственной машиной.

— Пригодился ли на съемках ваш личный танцевальный опыт?

— Еще как! Хотя у нас было всего два съемочных дня, посвященных собственно балету, так как наша история не столько про балет, сколько про человеческие отношения, но и в этих эпизодах требовалось соответствовать образу. В общем, я смогла что-то станцевать сама: тело-то помнит, ведь я занималась балетом почти 13 лет. Танец важен в моей жизни — и теперь вот совпал с нашей киноисторией.

— Насколько вы знакомы с балетным миром? В чем его плюсы и минусы?

— У меня много друзей из балетного мира. И я знакома с нашими великолепными примами. Мы в прекрасных отношениях с Дианой Вишневой, Ульяной Лопаткиной, Машей Абашовой. Я искренне перед ними преклоняюсь, восхищаюсь, боготворю! Для меня это идеалы красоты, грации, мастерства, таланта и трудолюбия. Балет — это очень и очень тяжелый труд, часто сквозь боль, через не могу... Я видела это со стороны и из-за кулис. Видела ноги и руки балерин и артистов балета... Бесконечные гастроли, разлука с семьей, необходимость всегда и во всем жестко держать себя в форме. Конечно, у тех, у кого все складывается успешно, есть возможность увидеть и другую, парадную сторону медали, вкусить абсолютную радость творчества, полета, танца. Это ведь самое большое наслаждение, когда хорошо идет спектакль, когда все получается, когда проживаются каждое движение и каждый поворот души. Хотя, прямо скажем, такое ощущение совершенства доступно на сцене далеко не каждому артисту. В общем, к балеринам и артистам балета я отношусь с огромным пиететом. Хотя хорошо знаю, что любая творческая профессия на самом деле сложна и временами мучительна.

— В чем, на ваш взгляд, основное отличие актрисы от балерины?

— Различия в физических данных, в возможностях тела. Кроме того, балерина в своем творчестве может достичь идеала и абсолюта, а актриса — нет. Никто не скажет, где в актерском мастерстве пройдена высшая точка. Этим и прекрасна профессия артиста: все время, до самого конца, идет творческий поиск, человек карабкается к вершине.

— Как вам снимается в картине с партнером — Павлом Трубинером, вашим Ромео?

— Мы раньше никогда не работали вместе, познакомились уже на пробах. И, к счастью, быстро подружились, безо всяких недопониманий и притирок. Паша — замечательный партнер: внимательный, фантазирующий, чувствующий. По-моему, наша кинопара вполне сложилась, во всяком случае мы получаем настоящее удовольствие от съемок.

— А что скажете об Игоре Зайцеве?

— Что он очень талантливый режиссер. И мне, повторю, давно хотелось с ним поработать, но сложилось только сейчас. Игорь — легкий, открытый и душевный человек с ярким чувством юмора. И меня совершенно очаровала его задумка, касающаяся нашей картины. Я сначала не до конца ее понимала, но позже прочувствовала и была просто очарована. Идея в том, что у нас театрализованная история, совсем нет соприкосновения с реальными судьбами. Разворачивающиеся события — это все немножко игра воображения, аллегория, а наши персонажи напоминают шекспировских. Мне очень понравилась эта придуманная Игорем параллель. И мы стараемся следовать его фантазии, сохранять этот дух и стиль аллегории. Игорь вообще заражает своей энергией всю группу. Надеюсь, в будущем мы еще не раз поработаем вместе.

— Лиза, для вас есть разница — сниматься в телесериале или в кино?

— Да нет, какого-то принципиального отличия я не чувствую. Проблема качества? Так и фильм может быть унылой серятиной, а сериал — шедевром. Сейчас все так перемешалось... И дело даже не в бюджетах. Вполне может случиться, что очень дорогой сериал, который снимается полгода, с огромными декорациями, массовкой и т. п., обернется пустотой и глупостью, а сделанный на коленке студенческий или дебютный фильм вдруг несет открытие. Поэтому следовать в этом вопросе жесткому принципу «или-или» просто неразумно. Сказать себе: «Ну нет, в сериалах я не снимаюсь — только в полном метре!»? Нет, это не про меня. Есть разные режиссеры, разный материал. Главное — качество сценария и способность режиссера увидеть в нем нечто значительное и яркое, чего другие не увидели. А для актера, конечно, важно слушать себя: отзывается в тебе что-то на предложенную историю или нет.

— Лиза, традиционный вопрос «Труда»: смотрите ли телевизор? Что нравится или не нравится вам на нашем телевидении?

— И, наверное, традиционный ответ: как правило, не смотрю, совсем на это нет времени. А если удается, то предпочитаю увидеть те интересные проекты, где снимались мои коллеги, над которыми работают знакомые мне режиссеры или те, кого я хочу узнать. И, слава богу, этих проектов не так мало. Перечислю те, что меня зацепили: «Фарца», «Уходящая натура», «Оттепель», «Григорий Р.», «Истребители»... Можно еще подверстать несколько картин. Конечно, они разные — есть совсем удачные, а есть с промахами, но мне они оказались близки внутренне. А почему — в этом не всегда и разберешься. Просто интересно, просто чувствую: это тот котел, в котором я сама варюсь. А вот все остальное я, к сожалению или к счастью, не смотрю — мне неинтересно. Хотя иногда, когда мне кто-нибудь скажет, что у Иры Пеговой вчера был такой номер в «Танцах со звездами», что просто обалдеть, я это смотрю в интернете. Хочется порадоваться за коллег, взглянуть, чем они живут.

— Никогда не было желания стать телеведущей?

— Предложения такие поступали, но с моим расписанием это просто невозможно. Я очень сильно занята в театре — это мое основное дело. А как-то пытаться разгрузить график... Не хочу. Это не моя профессия, я не буду в этом органична, мне будет тяжело, я не получу удовольствия. Видите, сколько причин?

— Сын видел вас на экране? Как реагирует?

— На экране он меня видит периодически, уже привык к тому, что мама или папа в телевизоре мелькают. Просто восклицает: «О, мама! О, папа!» — пока без оценок увиденного. И на сцене меня видел. Кажется, остался доволен, претензий не выражал. Он был на двух елках, в прошлом году и в этом. Я, правда, отрицательных персонажей все время играю — Бабу-ягу, Темную Душу, но он этих героев не боится. Это же сказка, которая хорошо заканчивается, да к тому же маму он под любой личиной узнает.

— Наверное, рано об этом говорить, но все же: хотите для него актерской судьбы?

— Ну это как он сам решит, так и будет. Мы с Максимом не будем ни на чем настаивать. В моем случае ведь тоже никто ни на чем не настаивал, да я и не собиралась становиться актрисой. Просто потом почувствовала и поняла, что ничего другого мне так не хочется, как появиться в этой профессии. Что называется, созрела. А как у Андрея сложится? Он у нас смышленый парень. Мы не исключаем, что будет интересоваться точными науками. Это очень важно — в определенный момент не повлиять на выбор ребенка, чтобы он не ошибся. Если же он вдруг захочет состояться в нашей профессии, то вряд ли я захочу и смогу ему помешать. Тем более что уже сама знаю, сколько всего в ней интересного понамешано!

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3517
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3437
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3230
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?