Главная Культура 00:01 05 Июля 2024 3261
Александр Куприянов: Жил Чурка на заливе Счастья

Автор киноповести «Черный бельчик» и других книг про Дальний Восток, главред «Вечерней Москвы» – о многообразии культур, гримасах прогресса и знакомстве с Виктором Астафьевым

Дарья Ефремова
Чувство природы - свойство натуры Александра Куприянова. Фотографии из личного архива

Одним из событий недавнего книжного фестиваля «Красная площадь» стала новая дальневосточная повесть писателя и журналиста Александра Куприянова «Божья коровка». Помещенная в мирную «летнюю» обложку, но написанная «жестким, рвущим бумагу карандашом», книга переносит читателя в непостижимый мир русской терра инкогнита, где нивхи ездят на собачьих упряжках, огненную воду закусывают недефицитной у них красной икрой, а главный герой, воин, поэт и алкоголик Степан с гордостью носит фамилию Чурка.

— «Божья коровка», как и ваша другая дальневосточная вещь — киноповесть «Черный бельчик», населена удивительными людьми и явлениями: шаманы, беглые каторжники с Сахалина, гиляки, айны, строганина, речные сплавы, сакральные празднества... Помнится, на презентации вы говорили, что в последнее время выходит множество недостоверных книг. Это и сподвигло вас вновь взяться за тему Дальнего Востока?

— Не сказал бы, что они недостоверные, скорее поверхностные. Вообще к любому писательскому труду я отношусь с уважением, даже если это откровенно бульварное чтиво. Люди пишут, кто-то это читает, ну и пусть — не всем же быть Толстыми и Достоевскими. Раньше я почему-то избегал темы своей малой родины (Куприянов родился в хабаровском селе Иннокентьевка. — «Труд»), но начали массово выходить книги про Дальний Восток, и я не переставал поражаться их наивности. В какой-то момент понял, что и знаю его лучше, и могу рассказать больше. Я рос среди нивхов, жил и учился с ними в интернате, работал корреспондентом «Комсомольской правды» по Хабаровскому краю, Магаданской области и Еврейскому автономному округу — объездил там все. Собирал местные сказки, обряды. Там живут талантливейшие народы, близкие к корням жизни, к природе... Сейчас я заканчиваю книгу про айнов, где многие сюжеты взяты из опыта, личного общения. У нас в классе был мальчишка-айн Дима, умный, но хулиганистый. И вот однажды, желая его усмирить, учительница вызывает его к доске. Дима, не отрывая руки, проводит две идеальные параллельные прямые. Мы их линейкой потом измеряли — он не ошибся ни на миллиметр! Эти люди видят линию, цвет, расстояние, они же, кстати, и отличные психологи.

— Насколько сложно происходила русификация, а затем советизация Дальнего Востока?

— Очень сложно. Наши деды думали, что вот сейчас мы их быстренько переправим из «феодализма» в социализм, но, желая этим народам блага, принесли печаль. Хотя старались — одели тех, кто привык к собачьим и нерпичьим шкурам, в брезент, пересадили с упряжек на машины, построили больницы, библиотеки, клубы, переселили из чумов, провели в дома свет и газ. Но относились к ним снисходительно, если не пренебрежительно.

— У вашего героя фамилия Чурка. Был реальный прототип?

— Да, он жил на заливе Счастья и не собирался менять фамилию. Чурка — и Чурка. Мы были не самые жесткие конкистадоры. Русские вообще сострадательны и толерантны. Но, знаете, когда говорят: «Я, писатель, хочу подтянуть читателя до своего уровня», — это чушь собачья! Наоборот, читатель подтягивает тебя до своего уровня.

Читатель подтягивает писателя до своего уровня, а не наоборот, убежден Куприянов

Так и эти люди — они чувствуют законы мироздания лучше, чем мы. Я с седьмого класса записывал сказки нивхов — они, дети природы, давали нам фору во многом: в музыке, в пении, в стихах. Нивх садится в лодку и поет — какие там образы и краски, многие наши поэты отдыхают. Что получилось из попытки их «цивилизовать», мы знаем. Весь Север завален ржавым железом — если по тундре пойдет гусеничный вездеход, почва 30 лет не восстанавливается, это хрупкий карст... Северные народы спиваются у нас на глазах, у них же нет фермента, расщепляющего алкоголь. Не говоря уж о болезнях.

Так не только у нас — во всем мире. Что делается с индейцами, эскимосами! Или с айнами в Японии, которые потеряли язык, письменность, народные промыслы — а ведь это величайшая культура, со своими традициями ковки, лепки из глины, вышивок, орнаментов, и вот она вымирает. Хорошо, что наше государство наконец-то увидело проблему. Надеюсь, вновь появятся этнографы, которые будут записывать традиции и сказки малых народов, как это было в советское время. Иначе все уйдет, канет безвозвратно. Включая сакральный Медвежий праздник, который описан в моей повести «Черный бельчик». Мне кажется, я один из последних, кто его застал.

— Сейчас модны шаманские практики, недавно меня даже приглашали на семинар по путешествию в Срединный и Верхний мир. Вела русская девушка-журналистка. Это вообще не опасно?

— Конечно, опасно. Я видел шаманов, участвовал в камланиях. Если просто так, без оглядки, начать это практиковать, то и до шизотипического расстройства недалеко. Шаманом нельзя стать только потому, что это модно или просто захотелось. Это родовое занятие, человек им «заболевает». То, как они разговаривают с духами, выходят в тонкие миры, — малоизученное явление, равно как действие всех используемых ими трав, настоев.

— В вашей книге чувствуется влияние Виктора Астафьева. Читала и прямо-таки вспоминала его «Царь-рыбу». Считаете ли его своим другом, учителем? Расскажите о вашем знакомстве.

— Друг и учитель — громко сказано. Мы познакомились во время одной из моих рабочих поездок. На тот момент я работал в «Собеседнике», с группой чешских журналистов, снимавших сплав по Енисею, мы заехали к Астафьеву в Овсянку. Сидели за столом, бражничали. Виктор Петрович стал расспрашивать — он действительно интересовался людьми. И когда я рассказал про своего деда-каторжанина, который сбежал с Сахалина, про маму-учительницу и отца-мичмана, он как-то проникся ко мне и стал называть на деревенский манер Шуркой. «Шурка, -говорит, — ты чего-то пишешь?» Я сказал: да, есть повесть. На самом деле писал я давно, а стихи даже печатал, но своим продвижением не занимался. Астафьев попросил прислать повесть. Прочитал ее, вернул с кучей пометок и снова пригласил к себе. Сказал: а теперь садись и по-настоящему работай, писательство — это большой труд...

Ту повесть я через 25 лет переписал, так появился роман «Жук золотой», который номинировался на «Русский Букер». Астафьев был первым большим писателем, который меня благословил. Потом подхватили Юрий Поляков и Юрий Козлов: в литературном мире очень важны соратники, один в поле не воин. Если говорить об учителях, для меня это еще и Юрий Нагибин. В конце своей жизни он написал вещи мирового уровня — «Тьма в конце тоннеля», «Золотая моя теща», «Дафнис и Хлоя». Несправедливо, что его сейчас мало помнят. Но уж такая штука писательство, сложная.

— Чувствуете удовлетворение от презентаций, продаж, экранизаций, премий?

— Это хорошо, но, по Евгению Шварцу, сказать «я — писатель» — все равно что сказать «я красавец». Кто писатель, а кто нет, определяет время. И, кстати, какой именно писатель — тоже. Есть писатели-пророки, как Толстой и Достоевский, есть писатели-рассказчики, как Чехов и Довлатов. Первые двое отвечали на вопрос, как надо жить, вторые — о том, как люди живут здесь и сейчас, в выхваченном ими отрезке времени. Глупо и пафосно звучит — «я пишу для молодежи», «для сорокалетних». Мы толком не знаем, кто наш читатель. Я пишу для своих друзей и близких. Для самого себя.

— Вы начинали в советской прессе, стояли у истоков новой российской журналистики, были собкором в Лондоне, учились там медиаменеджменту, запускали «Экспресс-газету» и «Столичную вечернюю». Что такое сегодня журналистское дело, нужны ли еще умные, экспертные СМИ?

— Журналистика изменилась коренным образом, и в этом тоже виноват прогресс. Сейчас можно не ходить на интервью, а прислать вопросы по электронной почте — правда, это уже совсем другой жанр.

Настоящее интервью — только живьем, без всякого онлайна

В традиционной беседе вы смотрите, как себя ведет интервьюируемый, что он пьет — чай или водочку, как улыбается, замкнут или открыт. Теперь это все стало ненужным. Мои сотрудники иногда говорят: Александр Иванович, а что вы ругаетесь, у меня целых два дозвона: Этот «дозвон» (профессионалам-экспертам. — «Труд») стал мерилом журналистики. Технологии принесли ряд удобств — в аэропорту случился пожар, мои корреспонденты уже там, сняли на телефон видео, прислали. Здорово!

Капитана команды не всегда видно со стороны, но он обязательно в ее центре

Но журналистика участия, журналистика коммуникации пропадает. Вторая беда — это падение интеллекта и кругозора. Советские классики обладали широчайшим кругозором: они разбирались в театре, литературе, психологии, а иногда даже в химии и коневодстве. Мне говорят, это поверхностные знания. Да, журналист — всезнайка, но не невежда. Сейчас некоторые журналисты настолько «узкоспециализированные профи», что даже не знают, кто написал «Я помню чудное мгновенье». Но я почему-то верю, что времена интеллектуальных СМИ еще вернутся.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 13394
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Его новый обладатель, уверен худрук конкурса Grand Piano Competition, вскоре потеснит звезд мирового музыкального Олимпа

Сергей Бирюков
Труд
Дома Денису тоже останется на чем играть. Фото Евгения Евтюхова

Праздничным концертом в столичном зале имени Чайковского открылся IV международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition. Тем, кто считает, что классическая музыка предназначена для избранных, напомним: аудитория прошлого,...

За право экранизировать великий роман бьются Сергей Урсуляк и Сарик Андреасян

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд

Две эти новости появились в один день. Сначала стало известно, что за экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир» взялись канал «Россия» и режиссер Сергей Урсуляк. Часом позже о своих амбициях...

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
Труд
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия...

Нынешний юбилей отметили не так шумно, как четверть века назад

Гузель Агишева
Труд

225 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин. Нынешнюю дату встретили, к счастью, не с таким шумом-гамом, как четверть века назад круглый юбилей. Не знаю, как вам, а мне хочется тишины, посидеть подумать, порыться...

Писать рецензии на проекты, подобные сериалу «Галка», считается дурным тоном

Сергей Беднов
Труд
«Галка» набрала очень хорошие рейтинги. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Мелодрамы на «России 1» подобны сказкам, где в любую небывальщину следует просто верить. Как правило, в центре сюжета там девушки, чей гений чистой красоты надо принимать целиком и сразу, в противном...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?