Ключевой международный форум модной отрасли – BRICS+ Fashion Summit, объединивший лидеров индустрии из Китая, Бразилии, Коста-Рики, Турции, Эфиопии, ЮАР, Мальты и других стран, – прошел в российской столице. В рамках масштабной деловой программы форума эксперты отрасли обсудили вопросы инвестиционной привлекательности модной индустрии, современные технологии, проблему сохранения уважения к культурным кодам и целый ряд других важных тем.
Протекционизм или свободная торговля?
Одной из главных в дискуссии BRICS+ Fashion Summit стала тема поиска баланса между открытостью для внешних игроков и защитой интересов для национальных брендов. В последние годы страны Глобального Юга активно используют протекционистские меры для защиты текстильной промышленности, обеспечивающей значительную занятость населения.
Китай, несмотря на статус «мировой фабрики», поддерживает внутренний рынок за счет субсидий; Бразилия, защищая свой внутренний рынок от внешнего давления, вводит серьезные тарифы, а другие страны применяют протекционистские меры для стимулирования своего экспорта, поддерживая молодые отрасли и увеличивая доходы государственного бюджета.
В России 2022 год серьезно поменял ситуацию во всех сферах, и мода не стала исключением. «Тогда индустрия столкнулась с огромным количеством вопросов, которые необходимо было решать, но в первую очередь мы сделали ставку на то, чтобы продвинуть бренд среди своего покупателя. Сначала покупатель должен быть локальный», - отметил на мероприятии глава департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин.
.jpg)
По его словам, впоследствии каждый сезон Московской недели моды демонстрировал рост отечественных брендов. «И я благодарен сегодняшним участникам, а именно международной делегации. Мы видим, что в Москву на модное мероприятие едут не только представители дизайнерского сообщества, но еще и байеры, и это уже становится таким устойчивым трендом», - подчеркнул представитель мэрии.
Еще десять лет назад невозможно было и представить такого большого скачка креативной индустрии. Если раньше были лишь единицы успешных примеров в дизайне, которые обращались к уникальному коду, к музейным коллекциям, традиционным узорам, то сейчас ситуация кардинально изменилась, продолжила тему министр культуры РФ Ольга Любимова.
«Сейчас, конечно, радует невероятное количество талантливых, молодых, современных ребят, которые черпают свое вдохновение в нашей классике. Я могу сказать, например, о наших крупнейших федеральных музеях, к которым они регулярно обращаются за цветом, кодом, дизайном, шрифтом. Это все стало невероятно популярно и востребовано не только у создателей, но и у покупателей», – отметила она.
Мода по замкнутому циклу. Как шить, носить и перерождать
Стремление всегда быть в тренде заставляет людей покупать всё новые вещи, а надоевшие выбрасывать. По данным Harmony, ежегодно на свалках оказывается 50 миллионов тонн одежды, и только 15% подвергается переработке или попадает в секонд-хенды.
Между тем мир больше не может позволить себе моду, которая превращается в мусор. Циркулярная модель производства, технологии ресайклинга и апсайклинга, использование экологичных материалов, правильный уход за вещами – уже не тренды, а необходимость. В дискуссии приняли участие люди, которые в этом убеждены.

Патрик Даффи, Основатель, Global Fashion Exchange (США), активно продвигает идею вечеринок по обмену одежды, организует их по всему миру, от Нью-Йорка до Найроби. Впервые он устроил такую вечеринку в Копенгагене в 2010-х годах, экологичность была тогда новым трендом, и, увидев на набережной палатку с надписью «Модный обмен» - в Дании в них люди обменивались одеждой – зашел в нее и подумал: «Ого, за этим будущее».
Далее Даффи стал думать, как можно не просто воспользоваться этой идеей, но и начать на ней зарабатывать. Надо было увлечь идеей замкнутого цикла крупные компании. «Сначала меня не понимали, – рассказал Патрик, – но я убедил их, что они смогут увеличить свою прибыль. Мы попробовали это в H&M, и схема заработала. Многие другие марки заинтересовались этой идеей».
Николай Овечкин, стилист, телеведущий и преподаватель, в своих лекциях рассказал, как собрать гардероб из минимального количества вещей, притом даже не новых, а хорошо поживших.
«Прошли те времена, когда человек, купив квартиру, первым делом проектировал огромную гардеробную, - подчеркнул эксперт. – Сейчас уже не так: вещи не занимают столько места».
В ходе дискуссии он призвал аудиторию дать старым вещам второй шанс. Первым, кто его поддержал, оказался всё тот же Даффи: он взял микрофон, чтобы сообщить, что надетый на нём свитер принадлежал когда-то его бабушке. Этой вещи уже много лет, но она все такая же удобная и теплая.
Лидирующие форматы продаж: от офлайна к онлайну и обратно
Цифровая трансформация retail-индустрии ускорилась за последние годы, но вместо полного перехода в онлайн рынок моды демонстрирует новый тренд — гибридные модели продаж, где физический и цифровой опыт дополняют друг друга.
В рамках дискуссии эксперты поговорили о том, какие форматы взаимодействия с покупателем работают сейчас лучше всего, как бренды переосмысливают роль офлайн-магазинов и какие технологии помогают стирать границы между каналами продаж.

Что мотивирует бренды открывать магазины, несмотря на то, что большая часть покупок сегодня совершается в онлайн-режиме? Гендиректор ВМС-ритейл Марина Полковникова считает, что для этого нужна смелость, особенно молодым брендам. Второе – более прозаично: нужны инвестиции. В магазиностроении, по ее словам, есть ряд трендов, без которых розница сегодня не может обойтись. Это арт-объекты, которые устанавливают на входе, чтобы с ними можно было сфотографироваться. Второе – концепт сторы, задача которых – произвести на покупателя впечатление. Также в трендах – различные интерактивные решения и набирающий обороты клиентский сервис, который называют новой валютой.
Артем Яськов, операционный директор Cozy Home, не видит необходимости бороться с маркетплейсами: если клиентам удобно забирать вещи в соседнем подъезде и не вовлекаться во впечатления в магазине – зачем с ними спорить? Другое дело, что у магазина, маркетплейса и e-commerce должен быть разный ассортимент.
Антитренды в образовании. Чему стоит разучиться в фэшн-индустрии
Современное образование в сфере моды переживает цифровую трансформацию: по данным McKinsey, 75% модных компаний уже требуют от сотрудников навыков работы с 3D-дизайном и искусственным интеллектом. Ключевые тренды включают переход к гибридным программам, где традиционный дизайн сочетается с курсами по AI-трендспоттингу (алгоритмы уже на 30% точнее людей предсказывают цветовые тренды, согласно WGSN), цифровому моделированию тканей в CLO3D и созданию NFT-коллекций. При этом устаревают узкоспециализированные программы: работодатели теперь ищут выпускников с кросс-дисциплинарным бэкграундом, способных одновременно разрабатывать физическую коллекцию.
Станислав Зимин, тренд-аналитик и специалист по макротрендам компании «Трендсайт», считает, что будущее – в диалоге между традициями и современными системами образования: «Ивановский государственный политехнический университет неоднократно был отмечен как лучший институт дизайна в России. Выпускники университета делают потрясающие коллекции, основанные на традиции ивановских ситцев. Этих выпускников быстро разбирают, но, к сожалению, не российские производители. Одну из девушек уже захантила китайская фабрика. Нам нужно наладить взаимодействие между производством и обучающими вузами», - подчеркнул эксперт.

Антонио Алицци, основатель и стратегический директор Commerson Ltd (Италия), напомнил о конфликте интересов между производством, школами и студентами: «Есть факт: 80 процентов людей, работающих в моде, занимаются традиционной работой. В школах мы видим общий тренд: предлагать все более специализированные курсы. Если говорить о студентах, они ищут технологические навыки».
В свою очередь Антонио Маурицио Гриоли, декан факультета моды Pearl Academy (Индия), рассказал, как в Индии на его глазах менялась система обучения: «Я 10 лет провел в Индии и вижу подвижки в образовательной политике. Когда я приехал в Индию, там оставалась британская система обучения, но индийское правительство решило усилить национальную сторону. Я сам был частью новой образовательной политики: мы создали программу, где 80 % было отведено базовым знаниям, и только 10 % посвящено новым технологиям. Ремесло для Индии очень важно, и мы должны оказать ему поддержку. Вот наша философия».
Анна Рыкова, куратор интенсива BRICS+ Fashion Summit, на вопрос модератора, какие предметы стоило бы исключить из преподавания, ответила, что лишних предметов, на ее взгляд, в сегодняшнем образовании нет.
«На самом деле, я тоже думала про рисунок, живопись и композицию, которые мы изучали в Текстильном институте, – не пора ли от них отказаться. Но глобально сейчас необходимо понимание индустрии в целом. Это очень просто. У тебя есть продукт, в его создании участвует не один человек. Продукт мало придумать, его надо изготовить, а потом продать. Чтобы продать, его нужно разрекламировать. Наши студенты сейчас вообще не понимают, кто кому в этой индустрии нужен. И надо довести до их понимания все звенья цепочки».
Диджитализация моды: как технологии шьют будущее
Цифровая трансформация модной индустрии развивается стремительно: около трети доходов премиум-сегмента скоро будут приходиться на виртуальные продукты и цифровые коллекции. ИИ уже активно используется для прогнозирования трендов и оптимизации ассортимента, сокращая циклы разработки новых коллекций в разы.
Более половины покупателей отмечают, что технологии дополненной реальности существенно влияют на их решение о покупке. Растет спрос на 3D-дизайн одежды и цифровые инструменты для создания коллекций, а блокчейн-технологии помогают бороться с подделками и обеспечивать прозрачность поставок. Однако индустрия сталкивается с кадровым вызовом: острая нехватка специалистов, способных сочетать творческие навыки с владением современными цифровыми инструментами, заставляет пересматривать подходы к образованию.
Александра Саукова, руководитель Fashion-мастерской Универсального университета, проработавшая в модной индустрии уже больше 30 лет, из которых 10 – в Московском доме моды Славы Зайцева, полагает, что в будущем самым сложным будет решить проблему с портными. «Потому что все хотят быть дизайнерами, никто не думает, кто же этот дизайн будет воплощать. Если дизайнеру не удастся найти свою команду с конструктором, технологом и портными – дизайнер не состоится. Студенты Универсального университета работают по-разному: они начинают в крафтовой технике, потому что новые технологии дают результат, только если вы обладаете базовыми навыками, а на последних курсах учатся коммуницировать с внешним миром и создавать коллекции онлайн», - рассказала она.

Елена Ермаковишна, руководитель ивент-отдела и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, напомнила, что рост новых технологий приводит к росту энергопотребления: «Я, как ортодокс, пессимистично смотрю на эти технологии, потому что мы тратим на них очень много энергии. Я считаю, что надо развивать ручные практики – они всегда уникальны. Алгоритм не ошибается, а ведь именно из ошибки зачастую вырастает интересное дизайнерское решение. Давайте не забывать про наше мастерство».
Анна Дрейнберг, CEO Tomorrow's render Team, живет и работает в нескольких реальностях одновременно, объединяя физическую и цифровую индустрию моды. По ее мнению, цифровизация одежды – это формирование новой бизнес-модели в индустрии моды: «Наша команда специализируется на иммерсивных проектах для бизнеса в виртуальной, дополненной реальности, соцсетях нового поколения и метавселенных – 3D-сайты, виртуальные шоурумы, выставки, геймификация, виртуальные примерки, аватары, 3D-графика, брендинг и другие эмоциональные и технологичные истории. Развиваем Fashionverse 5.0 – киберфизическую SaaS+On-Premise систему для модных брендов, производств, дизайнеров и образовательных учреждений с применением VR/AR-технологий. Проект вошел в шорт-лист BRICS Solutions Awards 2024 и топ-100 экспертного отбора СИНВ-2025 от АСИ».
Михаил Шпилькин, сооснователь журналов «Цифровой текстиль» и «Легпром ревю», считает, что цифровая печать – закономерный следующий шаг производства одежды. «Я уверен, что будущее – за персонализированными изделиями, существующими в единственном экземпляре. Цифровая печать позволяет это сделать, печатать ткань можно ровно в том количестве, которое вам нужно. Кроме того, она более экологична, чем традиционные технологии: ведь процесс крашения ткани, как известно – самый большой источник грязной воды».
