Главная Культура 12:45 05 Октября 2025 2713
На BRICS+ Fashion Summit прошли сессии, определяющие будущее индустрии моды

Эксперты обсудили вопросы инвестиционной привлекательности, использование современных технологий, ресайклинг, организацию продаж и целый ряд других важных тем

trud.ru
Фото предоставлены пресс-службой BRICS+ Fashion Summit

Ключевой международный форум модной отрасли – BRICS+ Fashion Summit, объединивший лидеров индустрии из Китая, Бразилии, Коста-Рики, Турции, Эфиопии, ЮАР, Мальты и других стран, – прошел в российской столице. В рамках масштабной деловой программы форума эксперты отрасли обсудили вопросы инвестиционной привлекательности модной индустрии, современные технологии, проблему сохранения уважения к культурным кодам и целый ряд других важных тем. 

Протекционизм или свободная торговля?

Одной из главных в дискуссии BRICS+ Fashion Summit стала тема поиска баланса между открытостью для внешних игроков и защитой интересов для национальных брендов. В последние годы страны Глобального Юга активно используют протекционистские меры для защиты текстильной промышленности, обеспечивающей значительную занятость населения.

Китай, несмотря на статус «мировой фабрики», поддерживает внутренний рынок за счет субсидий; Бразилия, защищая свой внутренний рынок от внешнего давления, вводит серьезные тарифы, а другие страны применяют протекционистские меры для стимулирования своего экспорта, поддерживая молодые отрасли и увеличивая доходы государственного бюджета.

В России 2022 год серьезно поменял ситуацию во всех сферах, и мода не стала исключением. «Тогда индустрия столкнулась с огромным количеством вопросов, которые необходимо было решать, но в первую очередь мы сделали ставку на то, чтобы продвинуть бренд среди своего покупателя. Сначала покупатель должен быть локальный», - отметил на мероприятии глава департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин.

 

По его словам, впоследствии каждый сезон Московской недели моды демонстрировал рост отечественных брендов. «И я благодарен сегодняшним участникам, а именно международной делегации. Мы видим, что в Москву на модное мероприятие едут не только представители дизайнерского сообщества, но еще и байеры, и это уже становится таким устойчивым трендом», - подчеркнул представитель мэрии.

Еще десять лет назад невозможно было и представить такого большого скачка креативной индустрии. Если раньше были лишь единицы успешных примеров в дизайне, которые обращались к уникальному коду, к музейным коллекциям, традиционным узорам, то сейчас ситуация кардинально изменилась, продолжила тему министр культуры РФ Ольга Любимова.

«Сейчас, конечно, радует невероятное количество талантливых, молодых, современных ребят, которые черпают свое вдохновение в нашей классике. Я могу сказать, например, о наших крупнейших федеральных музеях, к которым они регулярно обращаются за цветом, кодом, дизайном, шрифтом. Это все стало невероятно популярно и востребовано не только у создателей, но и у покупателей», – отметила она.

Мода по замкнутому циклу. Как шить, носить и перерождать

Стремление всегда быть в тренде заставляет людей покупать всё новые вещи, а надоевшие выбрасывать. По данным Harmony, ежегодно на свалках оказывается 50 миллионов тонн одежды, и только 15% подвергается переработке или попадает в секонд-хенды.

Между тем мир больше не может позволить себе моду, которая превращается в мусор. Циркулярная модель производства, технологии ресайклинга и апсайклинга, использование экологичных материалов, правильный уход за вещами – уже не тренды, а необходимость. В дискуссии приняли участие люди, которые в этом убеждены.

 

Патрик Даффи, Основатель, Global Fashion Exchange (США), активно продвигает идею вечеринок по обмену одежды, организует их по всему миру, от Нью-Йорка до Найроби. Впервые он устроил такую вечеринку в Копенгагене в 2010-х годах, экологичность была тогда новым трендом, и, увидев на набережной палатку с надписью «Модный обмен» - в Дании в них люди обменивались одеждой – зашел в нее и подумал: «Ого, за этим будущее».

Далее Даффи стал думать, как можно не просто воспользоваться этой идеей, но и начать на ней зарабатывать. Надо было увлечь идеей замкнутого цикла крупные компании. «Сначала меня не понимали, – рассказал Патрик, – но я убедил их, что они смогут увеличить свою прибыль. Мы попробовали это в H&M, и схема заработала. Многие другие марки заинтересовались этой идеей».

Николай Овечкин, стилист, телеведущий и преподаватель, в своих лекциях рассказал, как собрать гардероб из минимального количества вещей, притом даже не новых, а хорошо поживших.

«Прошли те времена, когда человек, купив квартиру, первым делом проектировал огромную гардеробную, - подчеркнул эксперт. – Сейчас уже не так: вещи не занимают столько места».

В ходе дискуссии он призвал аудиторию дать старым вещам второй шанс. Первым, кто его поддержал, оказался всё тот же Даффи: он взял микрофон, чтобы сообщить, что надетый на нём свитер принадлежал когда-то его бабушке. Этой вещи уже много лет, но она все такая же удобная и теплая.

Лидирующие форматы продаж: от офлайна к онлайну и обратно

Цифровая трансформация retail-индустрии ускорилась за последние годы, но вместо полного перехода в онлайн рынок моды демонстрирует новый тренд — гибридные модели продаж, где физический и цифровой опыт дополняют друг друга.

В рамках дискуссии эксперты поговорили о том, какие форматы взаимодействия с покупателем работают сейчас лучше всего, как бренды переосмысливают роль офлайн-магазинов и какие технологии помогают стирать границы между каналами продаж.

Что мотивирует бренды открывать магазины, несмотря на то, что большая часть покупок сегодня совершается в онлайн-режиме? Гендиректор ВМС-ритейл Марина Полковникова считает, что для этого нужна смелость, особенно молодым брендам. Второе – более прозаично: нужны инвестиции. В магазиностроении, по ее словам, есть ряд трендов, без которых розница сегодня не может обойтись. Это арт-объекты, которые устанавливают на входе, чтобы с ними можно было сфотографироваться. Второе – концепт сторы, задача которых – произвести на покупателя впечатление. Также в трендах – различные интерактивные решения и набирающий обороты клиентский сервис, который называют новой валютой.

Артем Яськов, операционный директор Cozy Home, не видит необходимости бороться с маркетплейсами: если клиентам удобно забирать вещи в соседнем подъезде и не вовлекаться во впечатления в магазине – зачем с ними спорить? Другое дело, что у магазина, маркетплейса и e-commerce должен быть разный ассортимент.

Антитренды в образовании. Чему стоит разучиться в фэшн-индустрии

Современное образование в сфере моды переживает цифровую трансформацию: по данным McKinsey, 75% модных компаний уже требуют от сотрудников навыков работы с 3D-дизайном и искусственным интеллектом. Ключевые тренды включают переход к гибридным программам, где традиционный дизайн сочетается с курсами по AI-трендспоттингу (алгоритмы уже на 30% точнее людей предсказывают цветовые тренды, согласно WGSN), цифровому моделированию тканей в CLO3D и созданию NFT-коллекций. При этом устаревают узкоспециализированные программы: работодатели теперь ищут выпускников с кросс-дисциплинарным бэкграундом, способных одновременно разрабатывать физическую коллекцию. 

Станислав Зимин, тренд-аналитик и специалист по макротрендам компании «Трендсайт», считает, что будущее – в диалоге между традициями и современными системами образования: «Ивановский государственный политехнический университет неоднократно был отмечен как лучший институт дизайна в России. Выпускники университета делают потрясающие коллекции, основанные на традиции ивановских ситцев. Этих выпускников быстро разбирают, но, к сожалению, не российские производители. Одну из девушек уже захантила китайская фабрика. Нам нужно наладить взаимодействие между производством и обучающими вузами», - подчеркнул эксперт.

 

Антонио Алицци, основатель и стратегический директор Commerson Ltd (Италия), напомнил о конфликте интересов между производством, школами и студентами: «Есть факт: 80 процентов людей, работающих в моде, занимаются традиционной работой. В школах мы видим общий тренд: предлагать все более специализированные курсы. Если говорить о студентах, они ищут технологические навыки».

В свою очередь Антонио Маурицио Гриоли, декан факультета моды Pearl Academy (Индия), рассказал, как в Индии на его глазах менялась система обучения: «Я 10 лет провел в Индии и вижу подвижки в образовательной политике. Когда я приехал в Индию, там оставалась британская система обучения, но индийское правительство решило усилить национальную сторону. Я сам был частью новой образовательной политики: мы создали программу, где 80 % было отведено базовым знаниям, и только 10 % посвящено новым технологиям. Ремесло для Индии очень важно, и мы должны оказать ему поддержку. Вот наша философия».

Анна Рыкова, куратор интенсива BRICS+ Fashion Summit, на вопрос модератора, какие предметы стоило бы исключить из преподавания, ответила, что лишних предметов, на ее взгляд, в сегодняшнем образовании нет.

«На самом деле, я тоже думала про рисунок, живопись и композицию, которые мы изучали в Текстильном институте, – не пора ли от них отказаться. Но глобально сейчас необходимо понимание индустрии в целом. Это очень просто. У тебя есть продукт, в его создании участвует не один человек. Продукт мало придумать, его надо изготовить, а потом продать. Чтобы продать, его нужно разрекламировать. Наши студенты сейчас вообще не понимают, кто кому в этой индустрии нужен. И надо довести до их понимания все звенья цепочки».

Диджитализация моды: как технологии шьют будущее

Цифровая трансформация модной индустрии развивается стремительно: около трети доходов премиум-сегмента скоро будут приходиться на виртуальные продукты и цифровые коллекции. ИИ уже активно используется для прогнозирования трендов и оптимизации ассортимента, сокращая циклы разработки новых коллекций в разы.

Более половины покупателей отмечают, что технологии дополненной реальности существенно влияют на их решение о покупке. Растет спрос на 3D-дизайн одежды и цифровые инструменты для создания коллекций, а блокчейн-технологии помогают бороться с подделками и обеспечивать прозрачность поставок. Однако индустрия сталкивается с кадровым вызовом: острая нехватка специалистов, способных сочетать творческие навыки с владением современными цифровыми инструментами, заставляет пересматривать подходы к образованию.

Александра Саукова, руководитель Fashion-мастерской Универсального университета, проработавшая в модной индустрии уже больше 30 лет, из которых 10 – в Московском доме моды Славы Зайцева, полагает, что в будущем самым сложным будет решить проблему с портными. «Потому что все хотят быть дизайнерами, никто не думает, кто же этот дизайн будет воплощать. Если дизайнеру не удастся найти свою команду с конструктором, технологом и портными – дизайнер не состоится. Студенты Универсального университета работают по-разному: они начинают в крафтовой технике, потому что новые технологии дают результат, только если вы обладаете базовыми навыками, а на последних курсах учатся коммуницировать с внешним миром и создавать коллекции онлайн», - рассказала она.

 

Елена Ермаковишна, руководитель ивент-отдела и преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, напомнила, что рост новых технологий приводит к росту энергопотребления: «Я, как ортодокс, пессимистично смотрю на эти технологии, потому что мы тратим на них очень много энергии. Я считаю, что надо развивать ручные практики – они всегда уникальны. Алгоритм не ошибается, а ведь именно из ошибки зачастую вырастает интересное дизайнерское решение. Давайте не забывать про наше мастерство».

Анна Дрейнберг, CEO Tomorrow's render Team, живет и работает в нескольких реальностях одновременно, объединяя физическую и цифровую индустрию моды. По ее мнению, цифровизация одежды – это формирование новой бизнес-модели в индустрии моды: «Наша команда специализируется на иммерсивных проектах для бизнеса в виртуальной, дополненной реальности, соцсетях нового поколения и метавселенных – 3D-сайты, виртуальные шоурумы, выставки, геймификация, виртуальные примерки, аватары, 3D-графика, брендинг и другие эмоциональные и технологичные истории. Развиваем Fashionverse 5.0 – киберфизическую SaaS+On-Premise систему для модных брендов, производств, дизайнеров и образовательных учреждений с применением VR/AR-технологий. Проект вошел в шорт-лист BRICS Solutions Awards 2024 и топ-100 экспертного отбора СИНВ-2025 от АСИ».

Михаил Шпилькин, сооснователь журналов «Цифровой текстиль» и «Легпром ревю», считает, что цифровая печать – закономерный следующий шаг производства одежды. «Я уверен, что будущее – за персонализированными изделиями, существующими в единственном экземпляре. Цифровая печать позволяет это сделать, печатать ткань можно ровно в том количестве, которое вам нужно. Кроме того, она более экологична, чем традиционные технологии: ведь процесс крашения ткани, как известно – самый большой источник грязной воды». 

Вышедший на экраны фильм «Август» имеет мало общего со знаменитой книгой Владимира Богомолова. И это пошло не на пользу киноленте

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Безруков для своей роли староват. Но он старался изо всех сил. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Знаменитый роман Владимира Богомолова впервые был напечатан в 1974 году и с тех пор выдержал более сотни изданий. Это поистине культовая книга для нескольких поколений читателей. Помню, мы глотали ее за ночь, не в силах...

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 14225
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

Культура 00:05 / 03 Октября 2025 9653
Что убило Есенина

Ответ на этот вопрос в беседе с обозревателем «Труда» ищет поэт и публицист Юрий Кублановский

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Попытки разгадать тайну гибели Есенина до сих пор в значительной степени носят идейный характер. Фото: Виктор Грицук, globallookpress.com

3 октября наша страна и читающее человечество отметят 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Его стихи читают и перечитывают поколения россиян, они переведены на 150 языков, на них...

На экраны выходит самый громкий фестивальный хит последних лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между главными героями, которых замечательно сыграли Максим Стоянов и Алина Ходжеванова, завязываются романтические, но целомудренные отношения

Фильм «Филателия» Натальи Назаровой долго ждал выхода на экраны. И это несмотря на громкую фестивальную судьбу. Еще в черновом варианте лента победила в Выборге на «Окне в Европу», затем...

Друзья и коллеги классика работают над завершением его последнего фильма

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Марлен Хуциев (слева) на съемках фильма «Невечерняя». В кадре – Чехов, Горький, Толстой. Фото: kinopoisk.ru

Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

Разговор с писателем Драгунским о «Денискиных рассказах» и прозе жизни

Марина Суранова, редактор отдела «Культура»
Труд
На этом фото герой «Денискиных рассказов» с папой-писателем, 1961 год. Фото Самария Гурария

С этим человеком многие из нас знакомились еще в глубоком детстве: однажды — и на всю жизнь. Стоило взять в руки «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, как герои этой книжки тут же...

В Москве созрели первые плоды странного закона о наследии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Под ударами приземленного прагматизма может пасть цитадель науки - Тимирязевская академия. Фото из открытых источников

«Труд» не раз писал о возможных последствиях для Москвы внесенной в 2024 году в действующий городской закон «Об объектах культурного наследия» статьи 17. Итак, встречайте первую ласточку: объявлено...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 4963
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Разговор с художником Алексеем Васильевым

Евгения Заболотских
Труд
Фото из личного архива художника

45-летнего художника из Калуги Алексея Васильева сегодня сравнивают с мировыми звездами поп-арта Уорхолом и Баскией. Автор обращается к повседневности, но его работы заставляют о многом задуматься. Шесть картин...

Вопрос реконструкции дома на Садовой, 61 вызывает нехорошие подозрения

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Тот самый многострадальный дом на Садовой 61, где поэт жил в 1836–1837 годах. Фото из открытых источников

Очередная годовщина рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова ознаменована все теми же обещаниями чиновников — на этот раз «сохранить музей поэта». Буквально так вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?