Главная Культура 23:40 05 Декабря 2014 1853
От легкого «Дыхания» до громового «Тартюфа»

На фестивале NET настал черед немецких спектаклей

Сергей Бирюков

Фестиваль «Новый европейский театр» достиг своей кульминации: в Москве выступил самый знаменитый из театров-гостей — берлинский «Шаубюне ам Ленинер плац». Сказать, что два его спектакля встретили горячий прием — значит дать лишь самое приблизительное представление об атмосфере события.

Оба спектакля едины в их типично немецкой экономности средств. Хотя резко контрастны по «музыкальному» параметру: если над скромной дуэтной партитурой «Дыхания» можно было бы поставить знак «пианиссимо», то «Тартюф» проходит на брутальном «фортиссимо».

Тандем британцев — драматурга Дункана МакМиллана и режиссера Кэти Митчелл — известен своим интересом к теме «человек в экологически проблемном мире». Не к лозунговой стороне вопроса, не к «гринписовщине», а именно к существованию человеческой личности в обществе, которое больше разрушает природу, чем помогает ей восстанавливаться. В спектакле «Дыхание» на сцене... впрочем, сцены как таковой нет, просто перед зрителями два куба, на которых два человека, Он и Она (Кристоф Гавенда и Дженни Кениг), безостановочно крутят педали стоящих на месте велосипедов, так же безостановочно, в лихорадочном темпе перебрасываясь репликами. «Можно я обниму тебя?» — «Что, прямо здесь, в ИКЕА?!» — «Может быть, нам все же родить ребенка?» — «И увеличить на десять тысяч тонн количество углекислоты, которое нужно для поддержания одной человеческой жизни?» — «Хочешь поговорить об этом?» — «Считаешь, все же нужно сделать аборт?» — «Боже, откуда эта кровь?!»...

Луиза Вольфрам пытается объяснить московской публике, как это непросто - играть, находясь на отвесной стене. Фото автора

Так, из реплик, из микроситуаций, из беспрестанных вопросов, на большую часть из которых не следует ответов, складывается траектория неврастенической любви двух интеллектуалов, где чувство постоянно подвергается атаке ядовитой рефлексии. Все же решились родить, но как в постоянной гонке соблюсти гармонию с требованиями природы? Выкидыш... Он увлекся другой... Но и с Ней не порвал... У них сын! «Дай подержу его, он такой красивый»... Темп реплик не уменьшается, но скачки во времени все дальше. Мальчик вырастает, он уже взрослый. Родители живут порознь, лишь изредка общаясь и узнавая, что Она защитилась, Он занялся проблемами электроники... Мелькает Его фраза: «Ничего, это обычное для моего возраста лечение...» Актер впервые останавливает педали, свет над ним гаснет. Она еще какое-то время говорит в одиночестве: «Я перестала вытирать пыль... Сын злится... Больше не смотрю новости, кругом пепел... Мне не хватает разговоров с тобой... Сегодня хорошая погода, захотелось прийти к тебе, принести цветов... Не знаю, сколько еще смогу приходить...» Ее свет тоже гаснет. Жизнь прошла, так и не дав этим двоим ясного ответа на вопрос о ее смысле.

«Тартюф» кубистичен даже в еще большей степени, чем «Дыхание»: здесь кубов не два, а только один, и это минус-куб, куб-выемка на середине высоты совершенно черного задника, вынесенного навстречу зрителю, и именно в этом кубе происходит действие пьесы Мольера (сценограф Олаф Альтманн). Все здесь явно управляется Тартюфом. Когда этот антигерой появляется, ящик с актерами слегка накреняется. Чем крепче пришелец прорастает в семейство-жертву, тем круче наклон. В момент приставания к жене хозяина поворот уже достигает 90 градусов, и незадачливому супругу (Инго Хюльсманн) приходится висеть в раскоряку на своем кресле на приличной высоте без возможности пресечь безобразие. В кульминации вращение становится безостановочным, и герои, вне зависимости от того, любят она друг друга или ненавидят, вынуждены существовать одной кучей, перекатываясь, как сырье в бетономешалке. С лихорадочной уродливостью их движений (но какая виртуозность актеров за этим скрывается!) контрастирует пафосность Тартюфа, стоящего впереди всех в позе креста-распятия этакой пародией на Иисуса Христа. Кстати, обнаженный торс красавца-актера Ларса Айдингера сплошь расписан текстами на разных языках — судя по русскому «Отче наш», это все молитвы. Суетное и жадное семейство, раздираемое распрями, наказано этой силой, про которую, правда, так и не поймешь, от Бога она или нет (наверное, все-таки от Бога, если понимать его по-булгаковски, по-воландовски). Так нетрадиционно — но вполне убедительно — трактует режиссер Михаэль Тальхаймер образ и роль Тартюфа. Не случайно самый конец пьесы Мольера, где авантюра заглавного героя механистически прерывается явлением судебного пристава и «торжеством добродетели», в берлинской постановке купирован, и Тартюф остается победителем. А пьеса лишается остатков водевильной улыбчивости и вырастает из истории одного авантюриста в жестокое фарсовое разоблачение целого общества.

Сам же мольеровский текст то и дело перемежается библейскими цитатами, причем не мягкими евангельскими наставлениями, а громовыми ветхозаветными проклятьями грешникам, вроде огромной тирады Моисея «...поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь...» (Второзаконие, глава 28). В основном они поручены самому Тартюфу, но иногда — видимо, чтобы уж совсем не скатиться в пафос, постановщик отдает их вполне фарсовым фигурам, вроде басовитой мамаши Оргона, которую исполняет мужчина (Феликс Ромер).

«Тартюф» не просто встретил овацию публики — спектакль по сути продолжился во время последующего обсуждения, на которое остался едва ли весь зал. Кстати, эти обсуждения — одна из прекрасных особенностей фестиваля NET, жалко только, что не после каждого представления они проходят. Сколько, например, вопросов могло бы возникнуть у зрителей к создателям «Великой и невероятной истории коммерции» или «Короля Убю» (см. «Ребята, в Москве столько денег — хочу тут жить!» в «Труде» за 25.11.2014).

Стыжусь признаться, но только благодаря дискуссии после спектакля «Дыхание» я узнал, что все его световые приборы, и звуковые колонки, и даже два табло над сценой (на одном — перевод немецкого текста, на другом — счет роста населения Земли за час представления) работали исключительно от энергии ног исполнителей — двух актеров и нескольких сидящих на заднем плане «статистов», которыми на московских гастролях выступили юные участники столичного «Спартака». Согласитесь, важный штрих в спектакле на тему сбережения природных ресурсов. Впрочем, другие зрители, по их словам, догадались об этом обстоятельстве еще во время представления. Что немало порадовало исполнителей.

Дженни Кениг и Кристоф Гавенда в спектакле «Дыхание». Фото с сайта фестиваля NET

От постановщиков и актеров «Тартюфа» мы тоже узнали важные уточняющие детали. Например, о том, что медно-золотистый, подернутый патиной фон внутри куба связан со стремлением уподобить мизансцены древним иконам и тем самым усилить ассоциации с сюжетами Священного писания. А один из моментов обсуждения выглядел как прямое продолжение действа: когда некий «московский Тартюф» (никто из моих друзей не знает этого человека) громовым голосом стал «разоблачать» гостей — де никакого радикализма в их спектакле нет, Гордон Крэг всю эту кубистическую геометрию опробовал на сцене МХТ еще в «Гамлете» 1911 года... Попытки наладить с правдолюбцем диалог успеха не имели, он лишь все громче, пространнее, с большим числом аргументов повторял свою не слишком хитрую мысль. В стане немцев наступило смятение — русского они не знают, переводчица, старательная девочка с карандашиком в руках, тоже оказалась раздавлена этим потоком слов. На помощь гостям кинулось ползала — сообща переводить речь русского критика... Внешне это выглядело в точности как куча-мала рэгбистов при разыгрывании мяча. После чего взволнованная Луиза Вольфрам (инфантильная жердь Марианна в спектакле), жестикулируя почти так же отчаянно, как ее героиня, пыталась объяснить, что все-таки это довольно радикально — играть, следить за интонацией, жестом, характером, когда твоя сцена крутится в вертикальной плоскости и страшно посмотреть вниз.

Совсем-совсем в конце захотелось сделать комплимент Ларсу Айдингеру. Подошел к нему и сказал, что его манера, роковой (и роковый) голос, даже лицо чем-то напомнили нашего великого актера, поэта, певца Владимира Высоцкого. В ответ услышал удивленное: «А кто это?» Испытал в свою очередь удивление: мне казалось, что в Восточной Германии нашу культуру — тем более коллега коллегу, да еще работавшего в традиции Брехта-Любимова — могли бы знать... Впрочем, Ларс взял бумажку с именем гипотетического русского предтечи и обещал почитать о нем в интернете.

Если, конечно, не потеряет и не забудет.

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Автора «Тихого Дона» на днях увековечили под Калининградом. А получилось это так

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Михаил Шолохов - военкор. Фото: Russian Look/globallookpress.com

Писатель Михаил Шолохов весной 1945 года служил военным корреспондентом на 3-м Белорусском фронте. И в заметке «Победа, какой не знала история», опубликованной в «Правде» 13 мая, он, в частности,...

На фестивале в Гатчине отменили фильм с участием Ивана Урганта

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Увы, организаторы фестиваля прошли мимо фильма «Во сне ты горько плакал»: некие активисты восстали против него из-за Ивана Урганта. Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Гатчине проходит фестиваль экранизаций «Литература и кино». Он открылся фильмом «Кукольный дом» Ольги Беляевой, а закроется 21 июня картиной «Пророк» — неканонической...

Российских картин в первой сотне шедевров не оказалось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По сюжету «Паразитов», нищее семейство правдами и неправдами внедряется в дом богатых соотечественников. Кадр с сайта

Газета «Нью-Йорк таймс» составила список 100 лучших фильмов мирового кино, вышедших в прокат с 1 января 2000 года. Для этого опросили более 500 деятелей кино — актеров, режиссеров, продюсеров. В их числе...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 6526
Музыка их связала

Гитарист легендарного коллектива Алексей Горбашов рассказал, как сейчас живет группа «Мираж»

Кристина Ульянова
Труд
Екатерина Болдышева и Алексей Горбашов давно счастливы вместе. Фото MIRAGE.SU

Группа «Мираж» не нуждается в особом представлении: кто не знает ее суперхиты «Музыка нас связала», «Наступает ночь»... С недавних пор песни коллектива обрели вторую жизнь, попав в сериал...

В мультяшном царстве пора наводить порядок!

Сергей Беднов
Труд
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений на встрече с молодежью назвал «Симпсонов» примером традиционных семейных ценностей, на который стоило бы равняться российским мультикам

В минувшем году в учебных заведениях появился новый предмет — «Семьеведение». В следующем будут преподавать «Духовно-нравственную культуру России». По поручению свыше началось составление...

Культура 00:02 / 06 Июня 2025 5960
Календарь: 6 июня

Сегодня отмечается Пушкинский день России

Труд
Памятник А.С. Пушкину, Москва. Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

1671 На Красной площади в Москве казнен бунтарь Степан Разин. Палач сначала отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено, но он не показал ни малейшего знака страдания. А когда его...

Междусобойчик для своих и тех, кто на этом зарабатывает

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Artem Priakhin, globallookpress.com

Кто в советское время окончил школу и всем классом шел к Неве, тот навсегда сохранил в душе парусник с алыми парусами в обрамлении набережных великого города, застывших в белой ночи. Тихо, торжественно плыл...

Народный артист России, худрук питерского Молодежного театра на Фонтанке поделился с «Трудом» своими ощущениями в преддверии юбилея

Татьяна Болотовская, Санкт-Петербург
Труд
По словам Семена Яковлевича, в нем есть и подросток, и тридцатилетний муж, и отец, и старец, умудренный опытом. Фото Юлии Кудряшовой, предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

На следующей неделе народному артисту России, художественному руководителю Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Семену Спиваку исполняется 75 лет. Уже 35 лет он руководит этим театром, а значит, все...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Paco Freire, globallookpress.com

Слова, вынесенные в заголовок этой колонки, принадлежат автору бестселлеров, французу Андре Моруа. И с ним трудно не согласиться, если вспомнить, сколько замечательных писателей вышло из когорты людей с медицинским...

Режиссер и продюсер рассказала о съемках фильма «Моя Африка»

Марина Суранова
Труд
Фильм был целиком снят в Африке. Фото: Han Xu/Синьхуа, globallookpress.com

Нынешним летом на экраны выйдет фильм «Моя Африка» от режиссера и продюсера Ольги Акатьевой. Работа над картиной завершается, но те отрывки из ленты, что мне удалось увидеть, как и сама история,...

Так уже повелось, Александр Сергеевич за все у нас отвечает, все знает, остальное чувствует и нам разъясняет

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
В Москве любого останови и попроси прочесть что-нибудь из поэта, и каждый подумает да прочтет. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вся наша жизнь Пушкиным прошита, пропитана. Любую тему, волнующую живущего в России человека, можно обсудить, чувствуя незримое, но живое присутствие человека, ушедшего от нас 188 лет назад. Оказывается, такое возможно, и я вам...

Петров с Васечкиным прольют свет на роковую для Лермонтова дуэль с Мартыновым

Труд
Каникулы Петрова и Васечкина будут еще невероятнее. Кадр с сайта kinopoisk.ru

В начале 80-х на телеэкраны вышли два фильма о популярных героях «Ералаша» — «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина»....

Какое будущее в России у сериалов-микродрам? Да еще платных

Сергей Беднов
Труд
Молодые люди не могут освоить все, что длится больше пяти минут. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

В преддверии Дня молодежи стало известно, что ее, молодежь, и в особенности ту часть, что не достигла совершеннолетия, ждет очередная напасть. Богатое семейство визуального контента пополнится новым продуктом. В ходе...

Актриса рассказала «Труду», какой она режиссер, почему она большая спорщица и как она относится к сериалам

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Полина уверена: творческие разногласия работе не помеха. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Актрису Полину Агурееву театралы знают и помнят по спектаклям «Варвары» и «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке легендарного Петра Фоменко. Массовый российский зритель — по телефильму...

На Первом канале начнет выходить программа «Будем жить», посвященная адаптации ветеранов СВО к мирной жизни

Труд
Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

Фильм с этим названием, наполненный предчувствием скорой победы, вышел в ноябре 1944-го, через три с половиной года после начала Великой Отечественной. С февраля 2022-го, когда началась СВО, прошло почти столько же,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?