Главная Культура 00:23 06 Мая 2022 14612
Москва наносит ответный удар

В канун Дня Победы на экраны вышли два новых достойных фильма о войне

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «1941. Крылья над Берлином» с сайта kinopoisk.ru

Запомните эти названия: «Первый Оскар» и «1941. Крылья над Берлином». Поставили фильмы режиссеры Сергей Мокрицкий и Константин Буслов, уже работавшие ранее с военной темой. Первый несколько лет назад снял драматичный и при этом согретый лирическим теплом фильм «Битва за Севастополь» с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым в главных ролях. Второй поставил добросовестный, хотя и несколько старомодный, советский по стилистике байопик «Калашников» о конструкторе оружия. В своих новых работах оба режиссера (каждый в силу собственных дарований) сделали, как мне кажется, шаг вперед в творчестве.

«Крылья над Берлином» посвящены малоизвестной и при этом очень яркой странице Великой Отечественной. Странно, что никто раньше не додумался снять об этом кино. Оказывается, 27 июля 1941 года, когда фашисты уже совершали варварские авианалеты на Киев, Смоленск, Москву, Ленинград, Сталин приказал ответить бомбовыми ударами по Берлину. И 7 августа с секретного аэродрома, расположенного на эстонском острове Сааремаа, был совершен вылет 15 бомбардировщиков под командованием полковника Преображенского. В общей сложности было девять таких вылетов, во время которых на Берлин была сброшена 21 тонна бомб, но создатели фильма сосредоточились на первой, самой удачной операции.

Ударной группе было необходимо преодолеть без дозаправки почти 1800 километров — это в оба конца. Лететь пришлось семь часов и на высоте 7 тысяч метров — чтобы стать недосягаемыми для прожекторов и ПВО противника. На протяжении всего полета летчики находились в кислородных масках, из-за низкой температуры за бортом стекла кабин и очки их шлемофонов покрылись наледью. Вдобавок экипажам строжайше запрещалось переговариваться в радиоэфире. В этих экстремальных условиях костяк боевой группы долетел до цели и нанес по столице фашистского рейха бомбовые удары, которые вызвали у немецкого командования шок...

По сути, Константин Буслов художественно реконструирует в фильме события и обстоятельства той легендарной операции. Некоторые герои, в частности полковник Преображенский (Максим Битюков), командующий операцией, генерал Жаворонков (Сергей Пускепалис), летчик-испытатель Коккинаки (Гела Месхи), носят в фильме реальные имена. Другие, как, например, капитан Выдрин (Сергей Гилев), который скрывает от начальства свою болезнь, или бойкий лейтенант Черемис (Александр Метелкин), успевший в военно-полевых условиях завести роман с учительницей-эстонкой (Леонела Мантурова), — персонажи вымышленные и, на мой взгляд, от этого не столь убедительные.

Впрочем, достоинство фильма не в обилии характеров, хотя они и складываются к концу фильма в собирательный образ русского воинства, не в любовной линии, на мой вкус, излишней, а в уникальности и увлекательности рассказанной истории. В достоверности воссозданных военных фактур, в точной операторской работе, в безукоризненном, без швов, сочетании натурных съемок и компьютерной графики. Наконец, в исподволь нарастающем сюжетном, эмоциональном напряжении фильма, которое разрешается взрывом чувств.

Я смотрел картину на обычном сеансе. И видел, как к финалу мои соседи-зрители потянулись за носовыми платками, чтобы утереть слезы, которые так редко исторгают из наших глаз преисполненные фальшивого пафоса современные «патриотические блокбастеры» — будь то «Танки», «Несокрушимый», «Зоя», «Летчик». А здесь тронуло, проняло. Значит, посчастливилось увидеть что-то искреннее, живое.

Искренним и живым показался мне и «Первый Оскар», погружающий зрителей в суровые события осени — зимы 1941 года, когда в боях под Москвой решались исход войны и судьба страны. По сценарию фильма (и по исторической правде) студентов ВГИКа эвакуируют в Алма-Ату. Но они рвутся на фронт. Волею судеб начинающие операторы, они же друзья-соперники Иван Майский (Тихон Жизневский) и Лев Альперин (Антон Момот), влюбленные в одну девушку (Дарья Жовнер), оказываются на передовой. Не только с оружием, но и с кинокамерами в руках. Им предстоит снимать хронику боев, которая позже войдет составной частью в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».

По сути, Мокрицкий снимает кино о кино. Но на кровоточащем военном материале. И здесь обнажается главная проблематика фильма, имеющая отношение и к сегодняшнему дню: как показывать войну на экране? Майский мастеровито снимает пропагандистские, постановочные сюжеты, заставляя бойцов позировать в кадре и говорить духоподъемные речи. Альперин в это время старается снимать неприкрашенную жизнь: плачущую медсестру в окровавленном медицинском халате, разоренный фашистами дом Чайковского в Клину, убитых горем людей, которым выпала страшная участь среди обугленных развалин хоронить казненных фашистами своих родственников и соседей.

Именно эти кадры в уже снятом и смонтированном фильме, который в США стал известен под названием «Москва наносит ответный удар», потрясают воображение крупного американского продюсера Дэвида Селзника (Остин Басис), причастного к созданию таких киношедевров, как «Унесенные ветром» и «Анна Каренина» с Гретой Гарбо. Преодолевая первоначальное сопротивление своего тестя, матерого голливудского волка Луиса Майера (Майкл Лернер), Дэвид требует от членов Американской киноакадемии учредить новую номинацию — за лучший документальный фильм. И присудить приз советской картине. Его настойчивость приносит результат: «Разгром немецких войск под Москвой», снятый десятками фронтовых операторов, в 1943 году стал нашим первым лауреатом премии «Оскар».

Фильм Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» отдает фронтовым операторам дань светлой, благодарной памяти. И заодно напоминает, что когда-то мы были с Америкой союзниками в общей борьбе. В нынешнее время, когда отношения между нашими странами накалились до немыслимого предела, такое напоминание дорогого стоит. Думаю, выйди фильм еще полгода назад, его могла бы ждать премьера в США, прокат в ряде европейских стран. При удачном стечении обстоятельств он, в силу своих художественных достоинств, мог бы представлять российское искусство на «Оскаре». Но, боюсь, «Оскар» нашим фильмам в ближайшие годы, а то и десятилетия, уже не светит...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3384
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3290
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3130
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?