9 февраля дирижер Владимир Юровский и Концертный симфонический оркестр Московской государственной консерватории откроют Год Игоря Стравинского. В Большом зале консерватории впервые в столице прозвучит «Погребальная песнь» великого русского композитора, более ста лет считавшейся утраченной.
Этот эксклюзивный концерт продолжает начатое в июне 2016 года сотрудничество прославленного дирижера Владимира Юровского с коллективами Московской консерватории. Тогда, в цикле концертов, посвященных 150-летию вуза, была сыграна большая монографическая программа из сочинений И.Ф. Стравинского. Она включила незаслуженно редко исполняемые партитуры композитора – например, «Фейерверк», «Подблюдные», «Симфонии духовых», «Траурную оду», а также очень известного «Петрушку», но в редакции 1947 года, гораздо более камерной, чем изначальный вариант 1911-го.
В 2017 году отмечается 125-летие со дня рождения Стравинского, и естественно, что исполнителей с особой силой тянет к творчеству великого композитора. В их числе – Владимир Юровский, для которого выступление в стенах Московской консерватории с ее студенческим коллективом также несет особенный смысл: Владимир Михайлович учился в музыкальном училище при вузе, собирался поступать в консерваторию, но случилась эмиграция, вся семья юноши уехала в Германию, и его образование продолжилось уже там. Однако родственное отношение к консерватории он сохранил и даже признавался в одном из недавних интервью, что порой жалеет о своем несостоявшемся московском студенчестве.
Нынешняя программа задумана как показ творчества Стравинского – ученика Римского Корсакова. Поэтому в нее включены сюиты из оперы «Золотой петушок» и балета «Жар-птица», в котором преемственность с традициями учителя наиболее очевидна. Но самым сенсационным пунктом обещает стать первое в Москве исполнение «Погребальной песни» – произведения Стравинского, которое более ста лет считалось утерянным.
Музыку эту молодой тогда композитор написал в 1908 году на смерть Римского-Корсакова. Оно было исполнено в Санкт-Петербургской консерватории, а затем ноты пропали. Сам композитор считал эту партитуру самой значительной до «Жар-птицы» (1910), с которой обычно мы ведем отсчет биографии «настоящего Стравинского». «Музыку эту я забыл, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу, – писал Игорь Федорович. – Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором». Даже спустя много лет композитор все еще надеялся, что когда-нибудь произведение будет найдено в Санкт-Петербурге, который он покинул в 1912 году.
Чудо случилось в 2015 году: ноты нашлись при переборке архивов перед капремонтом здания Петербургской консерватории. Возрожденную музыку впервые сыграл коллектив Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в декабре 2016-го. Санкт-петербургская критика писала тогда:
«С изумительно прозвучавшего соло валторны начался скорбный парад инструментов оркестра. В музыке слышалось влияние Вагнера, воспринятое через Римского-Корсакова, русских тем как будто не было, хотя явственно предощущалась грядущая «Жар-птица».
Теперь верность этих ощущений смогут проверить и московские слушатели.