
Кто сказал, что Алиса Фрейндлих не любит фотографироваться? Откуда возникло предположение, что вне сцены наши театральные и кинокумиры не столь интересны, как в тех ролях, в которых мы их запомнили и полюбили? А режиссеры будто бы скупы на эмоции даже во время репетиций? Судя по выставке «Соприкосновение», открывшейся в петербургском Доме актера, где представлены фотографии знаменитых на всю страну артистов с берегов Невы, всё совсем не так.
Представлено около четырехсот снимков Виктора Васильева и Юлии Кудряшовой-Белокрыс. Оба мастера не один десяток лет посвятили театру. Васильев запомнился в свое время фотолетописью жизни Театра им. Ленсовета времен Игоря Владимирова. Сделанные им портреты замечательного режиссера и его Галатеи – Алисы Фрейндлих давно стали классикой, их репродукции украсили не один альбом. В том же ряду – более поздние снимки артистов Малого драматического театра, его руководителя Льва Додина, а также маэстро Юрия Темирканова. Любопытно, что по образованию Васильев – авиаинженер. Фотографировать начал именно из любви к театру, к которому приобщился в студенческие годы. Эта любовь и определила в итоге профессию.
Похожая история – у Юли Кудряшовой-Белокрыс. В БДТ она пришла в конце 1980-х, чтобы подзаработать к стипендии. Когда выдавалась свободная от мытья полов минутка, брала старенький «Зенит» и снимала «для себя» любимых актеров. Не только на сцене, в гриме, но и во время репетиций, после спектаклей, на прогулке, с близкими людьми. Евгений Лебедев, Владислав Стржельчик, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Людмила Макарова, Николай Трофимов, Алиса Фрейндлих, многие другие стали героями её фотопортретов.
– Трудно было снимать звезд, капризничали, наверное, предпочитая свои варианты ракурса, сюжета? – спрашиваю у Юли.
– Наоборот, срабатывал, как я поняла, чисто профессиональный навык: во время съемок я была для них режиссером, а они привыкли слушаться его беспрекословно,– был ответ. – Да и посмотреть на себя со стороны, глазами другого человека, им тоже хотелось. Помню, напросилась к Евгению Лебедеву, когда он гримировался к спектаклю «История лошади»,а он сам всегда это делал. Только я со своей фотокамерой успела «отстреляться», как зашла администратор БДТ. Разразился скандал. Ведь рядовые сотрудники не имели права находиться на «артистической половине». Евгений Алексеевич спас меня от неминуемого увольнения, заявив, что фотосессия была его инициативой…
Интерес к искусству перевоплощения, природная деликатность и наработанный со временем профессионализм сделали Юлию востребованным мастером. Несколько лет назад пришло приглашение поработать в театре Бориса Эйфмана. Не один час, день и месяц провела Кудряшова-Белокрыс на репетициях знаменитого балетмейстера, человека неординарного и сложного, но бесконечно преданного своему делу. Все фотографии, прежде чем они попадут в афишу, на страницы газет или журналов, да хотя бы на стенд в самом театре, он просматривает лично. «Бракует снимок сразу, если не понравится поворот головы исполнителя или жест, взгляд, какое-то па, – говорит Юля. – Сначала я переживала, а потом поняла: это же для меня уроки мастерства!».
На вернисаж в Доме кино на Невском проспекте пришли многие герои портретов и репортажей двух талантливых фотохудожников. В том числе – народная артистка СССР Алиса Фрейндлих. Внимательно осмотрев выставку, разместившуюся в трех залах, надолго остановившись у стендов со снимками своих уже ушедших коллег по Театру им. Ленсовета и БДТ, она так оценила увиденное:
– Прекрасные фотографии! Самое важное для меня в них то, что запечатлены дорогие минуты нашей жизни, которые остаются в памяти надолго, часто навсегда, но вместе с нами и уходят. Театр, каким бы замечательным ни был, эфемерен. Что остается от спектаклей, игры актеров, каждый раз иной, неповторимой? От впечатлений, которые они оставляют у зрителя?.. То, что делают Юля и Виктор – не только зримая история, но и продолжение нас самих, актеров, в новых предлагаемых обстоятельствах. Остановленные мгновения счастья.
Подарком к недавнему юбилею Фрейндлих стал отпечатанный особым способом фотопортрет её семьи в исполнении Юлии Кудряшовой-Белокрыс. Съемка проходила на даче актрисы в Комарово, где Алиса с дочерью Варей, внуками и правнуками собрались все вместе после долгого перерыва.