
В истории моей семьи старший брат деда, Александр Григорьевич Ряжский, на особом месте. Осенью 1941-го он ушел добровольцем на фронт, последняя информация о нем гласила: 22 июля 1943 года командир минометной роты старший лейтенант А. Г. Ряжский умер от полученных в бою осколочных ранений. За тот бой спустя два месяца он получит орден Красной Звезды. В представлении к награждению сказано: «7 и 8 июля 1943 года тов. Ряжский отразил шесть атак противника, уничтожил один расчет ПТО и два расчета станковых пулеметчиков»...
Похоронили воина в братской могиле. Кто бы знал, что спустя почти 80 лет поиск места захоронения превратится в такое непростое дело. Итак, что об этом было известно семье? Втрое больше, чем нужно. Популярный сайт «Память народа» с базой воевавших в годы Великой Отечественной указывал в качестве места захоронения одновременно три адреса: Курская обл., Фатежский р-н, с. Рождественское; Курская обл., Тимский р-н, с. Рождественка; Украинская ССР, Кировоградская обл., Фатежский р-н, с. Рождественское.
Очевидно, все три адреса объединяет схожее название населенного пункта. А разъединяют десятки, а в третьем случае и сотни километров.
Попытки прояснить ситуацию к успеху не приводили. Военные архивы стандартно сообщали, что точных сведений у них нет, и переадресовывали на тот же сайт. И что в такой ситуации делать? Только искать самому.
Вариант № 3 был исключен из поиска с самого начала: легко проверить, что в июле 1943-го линия фронта проходила по Курской области, а до Кировоградской нашим войскам было еще ох как далеко.
Наверное, еще год назад самым простым путем было бы поехать на Курщину и проверить все лично. Сегодня, с учетом известных событий, этот вариант лучшим уже не кажется. Но вот чем хорошо наше время: множество сведений можно получить через простой поиск в интернете. Например, посмотреть список всех воинских мемориалов времен Великой Отечественной на территории Курской области, по районам. Согласно этому списку, в Рождественском Фатежского района братских могил нет. А вот в Тимском районе они как раз имеются. Удача?
Поторопился с выводами. Даже с учетом отвратительно работающей в Курской области телефонной связи удалось быстро выяснить вопрос с Тимским районом. Данных о захоронении Александра Ряжского тут не нашлось. Оставался Фатежский район. В его пользу говорил обнаруженный факт: 58-й полевой госпиталь в июле 1943 года располагался в здании местной школы. Но сбивало с толку отсутствие в Рождественском воинских захоронений — как же так?
И здесь, пользуясь случаем, хочу поблагодарить врио губернатора области Александра Хинштейна, который категорически обязал своих чиновников не просто иметь аккаунты в социальных сетях, но и реагировать там на все запросы граждан. Из-за этого вся дальнейшая история развивалась с ускорением. Следите за хронологией. Утро пятницы — письменное обращение в адрес главы Фатежского района Сергея Цуканова с изложением сути и просьбой помочь в поиске. Обед пятницы — ответное письмо с телефоном первого зама Виктора Юркина и предложение созвониться с ним.
Вечер пятницы — мой разговор с Виктором Васильевичем...
Перематываю детали и сразу к результату. Во-первых, выяснилось, что в 1950-е годы в Курской (и не только) области останки воинов из небольших братских могил переносились на крупные мемориалы. Конкретно из Рождественского — в расположенную в трех километрах деревню Миролюбово.
Во-вторых, на миролюбовском мемориале фамилии моего родственника нет. Видимо, потерялась при «переезде».
В-третьих, поскольку местные поисковики все быстро и документально подтвердили, эта ошибка будет исправлена. Имя старшего лейтенанта Александра Григорьевича Ряжского появится там, где ему положено. Не позднее 9 мая этого года. Аккурат к юбилею Победы.
И в этот день, когда вокруг будут звучать громкие речи, греметь марши и бить салюты, в нашей семье поднимут тост за небольшую, но такую важную личную победу. Мы нашли своего героя.