
В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Восхождение», «Проверка на дорогах»... Но и в последние десятилетия военная тема не ушла с экранов. Кинообозреватель «Труда» составил Топ-7 российских фильмов о войне, способных, по его мнению, конкурировать с лучшими картинами прошлого.
«В августе 44-го...» (2001). Вторая по счету экранизация знаменитого романа Владимира Богомолова «Момент истины» о борьбе наших контрразведчиков с немецкими диверсантами на территории освобожденной Белоруссии. Первый фильм, который еще в советские времена снимал режиссер Витаутас Жалакявичюс с Сергеем Шакуровым в роли капитана Алехина, автор романа, известный своей въедливостью, не позволил завершить. По его требованию работа над фильмом была остановлена, а пленка смыта.
Нашлись у Богомолова многочисленные претензии и к экранной версии белорусского режиссера Михаила Пташука, но картину удалось отстоять, хотя автор и снял свое имя с титров. Сложная производственная судьба ленты не помешала ей получить Гран-при фестиваля «Золотой витязь» и стать настоящим зрительским хитом. Премьерный показ фильма на НТВ, который состоялся 9 мая 2002 года, стал рекордным для телеканала: доля аудитории по стране составила огромные 36%, а в Москве — 39%.
В сентябре на экраны должна выйти новая экранизация книги в постановке Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, главные роли в которой сыграли Сергей Безруков, Никита Кологривый, Павел Табаков, Даниил Воробьев. Удастся ли им повторить успех фильма Михаила Пташука? Экран покажет.
«Кукушка» (2002). Фильм Александра Рогожкина, идею которого ему подсказали исполнители главных ролей — актеры Виктор Бычков и Вилле Хаапасало, сдружившиеся на съемках «Особенностей национальной охоты». 1944 год, два смертника — финский солдат и вырвавшийся из лап СМЕРШа русский капитан — попадают в дом саамки Анни. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Вместе варят похлебку, вместе выпивают, вместе решают, кому в эту ночь спать с истосковавшейся по мужской ласке молодой женщине.
Это самый необычный любовный треугольник в мировом кино. И самое убедительное проклятие войне, противной человеческому естеству. Картина, органично сочетающая драматизм, комедийные интонации и пацифистские мотивы, получила пять призов на ММКФ, четыре «Ники» и четыре «Золотых орла». А в 2010 году на международном фестивале в Ханты-Мансийске «Кукушка» была названа лучшим военным фильмом в XXI веке.
«Звезда» Николая Лебедева (2002). Цветной высокобюджетный ремейк скромного черно-белого фильма 1949 года. По версии продюсеров — повторная экранизация повести Эммануила Казакевича о подвиге наших разведчиков в тылу врага. Обе экранизации сняты близко к тексту книги, обе заслуживают зрительского внимания. «Звезда» Николая Лебедева, показанная по каналу «Россия» 9 мая 2003 года, вызвала большой общественный резонанс и была удостоена Государственной премии России. «Эта картина — настоящий кинематограф, удивительно человечный фильм о войне», — так оценил «Звезду» Михаил Швыдкой, на тот момент министр культуры РФ.
«Свои» (2004). Черно-белый фильм режиссера Дмитрия Месхиева по сценарию Валентина Черных. В центре фильма — образ сильного, властного, хитроумного сельского мужика (Богдан Ступка), пострадавшего от советской власти и пошедшего в годы фашисткой оккупации работать старостой села. Но не для того, чтобы отомстить «советам» или услужить врагам, а чтобы помочь выжить своей семье, односельчанам. Новаторский подход к теме обеспечил фильму пять призов на ММКФ, триумф на премиях «Ника» и «Золотой орел». Знаменитый британский режиссер Алан Паркер, возглавлявший жюри на ММКФ, заявил, что «Свои» — один из лучших фильмов о войне, которые он видел в своей жизни.
«Брестская крепость» (2010). Российско-белорусский фильм, основанный на документальном материале. У главных героев фильма были реальные прототипы, возглавлявшие оборону крепости: начальник погранзаставы лейтенант Андрей Кижеватов, полковой комиссар Ефим Фомин, командир полка Петр Гаврилов. Творческая группа во главе с режиссером Александром Коттом отнеслась к работе над фильмом с большой ответственностью. Подготовка к съемкам шла два года, был собран солидный для своего времени бюджет, построены уникальные декорации, включая копию Холмских ворот. В съемках приняли участие замечательные актеры (Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Евгений Цыганов, Александр Коршунов) и жители Бреста.
В итоге получился масштабный, исторически достоверный и эмоционально волнующий рассказ об одной из самых героических страниц Великой Отечественной. Фильм прогремел на фестивалях в России, Беларуси, Китае, Швеции, Мексике, а главное, его полюбили зрители. В эти дни «Брестская крепость» передает эстафету фильму «В списках не значился» — еще одному масштабному проекту о защитниках Брестской крепости.
«Война Анны» (20018). То ли имевшая опору в реальности, то ли талантливо придуманная сценаристкой Натальей Мещаниновой история о маленькой еврейской девочке, которая в годы войны спряталась от полицаев в школе, превращенной оккупантами в комендатуру. Анна устроила себе спасительное жилище в трубе камина. А на Божий свет из своего зазеркалья выходила только по ночам. Уральский режиссер Алексей Федорченко мастерски соединил в фильме драму выживания и страстное антифашистское высказывание. «Война Анны» была признана лучшей картиной года сразу тремя главными российскими кинопремиями: «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».
«Праведник» (2023). В основе картины Сергея Урсуляка — реальные исторические события. В 1942 году русский партизан Николай Киселев (его лаконично и точно сыграл Александр Яценко), подобно библейскому Моисею, вывел с оккупированной территории Белоруссии за линию фронта 218 евреев. Путь занял почти три месяца. По дороге питались преимущественно ягодами и грибами, пили болотную воду, несколько раз нарвались на немецкие засады, но в итоге вышли к своим.
«Праведник», искусно балансирующий между военным эпосом и приключенческим боевиком, получил четыре «Золотых орла» и пять «Ник». И в очередной раз доказал неисчерпаемость военной темы в нашем кино.