Главная Культура Афиша 00:01 07 Мая 2025 5329
Хлеб, шедевры, подвиг

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина рассказали, как спасали коллекцию в 1941-м

Елена Широян, искусствовед
Фото: Даниил Анненков, Центр Зотов

В преддверии 80-летия Победы многие музеи России открыли выставки, посвященные «великим тем годам». Третьяковка, Музей Востока, Музей архитектуры, как и десятки других по всей стране, повествуют о войне по-своему и по-разному. Тут все как у людей: свои печали, утраты и подвиги, не схожие с другими судьбы и адреса. А общее на всех едино: война. Это слово вместило в себя и тяжкий, на грани человеческих возможностей и за их пределами, труд на фронте и в тылу. И горе неизбывное от потерь. И великую радость от того, что все преодолели и победили.

Необычную тему выбрал столичный Центр «Зотов», расположенный в здании бывшего Хлебозавода № 5. Выставка-воспоминание «Вокруг хлеба» — дань нашей общей памяти и напоминание тем, кто не знает, что такое хлебная карточка. В экспозицию вошли истории людей, чьи судьбы затронула война, предметы быта, фотографии, рисунки и даже те пищевые ингредиенты, что в военное время добавляли в хлеб.

О хитроумном его составе создатели выставки поведали в разделе «Опытная лаборатория», где героями стали хлебопеки и ученые-химики, разработавшие особую рецептуру в условиях дефицита муки. Добавками к тесту тогда служили картофель, семена трав, древесная кора и целлюлоза. Очень важны в этом рассказе и свидетельства взаимовыручки, человеческого участия, без чего в ту пору трудно было выжить. Удивительно, как много участников у этой выставки, вобравшей полсотни экспонатов: 14 музеев и архивов. Конечно, веское слово сказал санкт-петербургский Музей хлеба — в этом городе, никогда не забывающем блокаду, способны поведать о войне с особой интонацией.

До слез пробирает выставка «Подвиг музея» в ГМИИ имени Пушкина. А точкой отсчета в рассказе о жизни музея в военном лихолетье стала воссозданная атмосфера, помогающая представить, что пришлось пережить людям и экспонатам. Прежде чем войти в Белый зал, приостановимся у порога. Оглядимся: вход наполовину загорожен конструкцией с баннером, из которой проступают грубо сколоченные доски. Такие же служили ограждениями и подпорками для крупногабаритных экспонатов, всю войну так и проживших на Волхонке. В створе этого «забора» видишь вдали две скульптуры Микеланджело, двух восстающих «рабов» в центральной точке Белого зала, близ его «апсиды». Над ней проплывают, как на экране, имена сотрудников, служивших в музее тех лет, ушедших на фронт и в ополчение, погибших и выживших. Такая вахта памяти поверх барьеров, сквозь эпохи.

Вывезти все, что хранилось, в эвакуацию не смог бы ни один музей. Начинать заранее открыто готовиться к войне в те годы действия договора о ненападении СССР с Германией, известного как пакт Молотова — Риббентропа, было немыслимо: обвинили бы как минимум в паникерских настроениях. Поэтому на упаковку хрупких, нередко весьма объемных экспонатов, на их перевозку в глубокий тыл музейщикам оставались считаные недели, пока не замкнулось кольцо блокады на Неве, а к Москве не подошли вплотную войска вермахта.

В самом начале войны, с июля по август 1941-го и в сентябре 1942-го музей эвакуировал в Новосибирск и Соликамск более 108 тысяч экспонатов. Но в здании осталось еще 267 тысяч единиц хранения, среди них гипсовые слепки с античной и европейской скульптуры, заказанные еще до 1917 года Иваном Цветаевым. Меж тем музей сильно пострадал от вражеских авианалетов: была разрушена стеклянная крыша, разбиты окна, повреждены системы отопления и электрики. Сохранить коллекцию — это стало главной задачей сотрудников, которых оставалось очень мало, почти одни женщины. Научную работу приходилось менять на труд истопника, грузчика, поварихи.

Все, что можно было передвинуть, размещали в подвалах, отодвигали подальше от окон и из-под стеклянных перекрытий, поближе к стенам. Для каждого экспоната, который не смогли вынести из своего зала, сотрудники придумали систему защиты. К этому эпизоду в жизни музея и отсылает инсталляция из слепков — одно из самых мощных по силе воздействия зрелищ, которые доводилось мне видеть в музеях.

Укрывая копии скульптур от возможных повреждений, многие перенесли в тот самый Белый зал, куда теперь они вернулись ненадолго. И стоят тесной толпой в искусном освещении, которое выхватывает отдельные фигуры и лица, превращая это совместное пребывание в тихий диалог. Скульптурные шедевры отбрасывают тени, вздымают руки, словно взывая к разуму и милосердию. Поневоле подумаешь, что и у неживых предметов есть душа:

Несомненно, кураторы стремились воспроизвести — чтобы помнили! — расстановку с фотографии Николая Свищова-Паолы: эти же слепки во время войны в Белом зале под колоннадой. С той лишь разницей, что на старом снимке фигуры стоят без подиума, словно босиком на голом полу. Конечно, теперь соблюдаются все правила хранения, и античные боги и герои словно собрались на тайный обряд.

Дальше 55 уникальных, впервые демонстрируемых снимков этого же автора мы увидим в финале выставки. В 1944 году по заданию директора ГМИИ Сергея Меркурова известный мастер Свищов-Паола выполнил серию снимков, стремясь не только зафиксировать разрушения, но и показать процесс восстановления и реставрации. Сохранилось свыше 200 сюжетов — виды помещений, импровизированные хранилища, реэвакуация коллекций.

Само здание музея, возведенное в начале ХХ века, казалось надежным, но было бессильно против бомбежек: вечером 22 июля 1941 года в здание ГМИИ попало восемь «зажигалок», следующей ночью бомбежки повторились. В ночь с 6 на 7 августа на территории музея было потушено 150 зажигательных бомб, тогда сгорело полотно Александра Головина, написанное специально для музея еще в 1912 году.

Однако и в таких тяжелейших условиях в Пушкинском не только сохраняли сокровища, но и делали выставки! Уже в конце лета 1941 года сотрудники ГМИИ подготовили выставку графики «Героическое прошлое русского народа». Нынешний проект «Подвиг музея» частично воссоздал ту военную экспозицию — два раздела, посвященные походам Петровской эпохи и Отечественной войне 1812 года.

В Белом зале попала в фокус также часть совместной истории самого ГМИИ и его собрата в Петербурге, тогда Ленинграде — Русского музея. Оттуда привезли ряд картин ленинградцев Вячеслава Пакулина, Георгия Траугота и их коллег, чья живопись отражает будни города в кольце блокады. Эти же картины осенью 1942-го прибыли в Москву для показа на выставке «Работы ленинградских художников в дни Великой О-течественной войны», открытой на Волхонке 4 октября 1942-го. Пригласительный билет и каталог сохранились. На них невозможно смотреть без волнения на фоне рассказа из громкоговорителя о том, как в Пушкинском стоически бились за выживание музея...

Спасибо за память!

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 4892
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3556
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3011
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2355
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 1965
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 1772
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1597
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1571
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?