Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 16:26 07 Июля 2017 2113
Не говорите по-белому

И один на сцене – воин. Если он – Робер Лепаж

Сергей Бирюков

Робер Лепаж – один из «лейтмотивов» Чеховского фестиваля. Нормальное дело: у всякой команды возникают привязанности, предпочтения, наработанные контакты. А уж таким сотрудничеством, как с прославленным на весь мир франко-канадским режиссером, актером, художником, писателем, можно только гордиться. Другое дело – не всегда такие «лейтмотивные линии» идут только вверх. Прекрасны, например, Филипп Жанти, Джеймс Тьерре – кто сравнится с ними по изобретательности эффектов: кукольных, световых и прочих, порой превосходящих цирковой иллюзионизм? Вот только по человеческому наполнению их работы, бывает, заставляют вспомнить слово «пробуксовка». И, пожалуй, действительно «Лягушка была права», скушав в конце одного такого представления всех героев, несмотря на виртуозность их пассов с собственным телом, а также со скрипкой, механическим пианино, бассейном и прочими чудесами реквизита.

То же опасение было и перед походом на нынешний спектакль Лепажа. В памяти – прошлая его постановка на одном из «Чеховских», многофигурные «Карты 1: Пики». Огромное количество сценических событий, переодеваний актеров, смен декораций, речь персонажей на трех языках (английском, французском, испанском), три с половиной часа без перерыва в громадном и темном, как вселенная, зале цирка – и ощущение, что ты тонешь в этом потоке месседжей, теряя его стержень.

Но если там, при таком мощном залпе сценических средств ускользал смысл, что будет на нынешнем спектакле, где все два обещанных часа на сцене – один актер, он же режиссер, автор текста, художник. Пусть и с максимально славным именем Лепаж.

В своих сомнениях я жестоко, а точнее прекрасно ошибся. Этот один доказал, что если ты тверд – профессионально, интеллектуально и обязательно нравственно – ты в поле воин. Да такой, который безоружным сможет противостоять целым армия и государствам.

Его автобиографический спектакль «887» (что за цифры, скоро станет ясно) начинается раньше, чем вы думаете. Лепаж – повседневно-деловой, такой, с каким ты только что общался на пресс-конференции – выходит на сцену и говорит, что для начала должен выполнить формальность – передать просьбу администрации об отключении мобильных телефонов, нежелательности съемок во время представления… ну и так далее. Публика улыбается, тычет в экраны. Лепаж сам пытается сделать то же самое, мобильный не очень его слушается – вот каверзная штука эти гаджеты, они стали умнее нас, уж помнят точно больше; он, Лепаж, например, никак не может запомнить собственный номер, память уже не та, что в 20 лет, недавно пригласили на поэтический вечер, где попросили прочесть то, что он читал когда-то в 1970-м, но поди выучи это сейчас…

Нелегко герою припомнить все строки и имена из давнего стихотворения

А что читал он в 1970-м? Мы, вот так ненавязчиво втянутые в повествование, узнаем: знаменитое стихотворение SpeakWhite поэтессы Мишель Лалонд. Знаменитое оно, впрочем, не столько для нас, сколько для самих жителей Квебека – франкоязычной провинции Канады, осознающей себя обособленно в окружающем англоязычном мире. Взятый в заголовок его рефрен – фраза, которой белые плантаторы американского Юга требовали от своих рабов разговаривать при них на английском, а не на креольском или каком-либо другом из «диких», с их точки зрения, языков. В западном мире приказ «говорить по-белому» стал символом расизма и культурного империализма. Для франко-канадцев 1960-х и последующих лет – зазвучал антилозунгом в их борьбе за самоидентификацию в стране, где принадлежность к англоязычному большинству по умолчанию предполагала более высокий социальный статус, деловой престиж, достаток… На гребне этой борьбы Лалонд и сочинила свое стихотворение-памфлет, стихотворение-плакат, стихотворение-призыв. Именно его сегодня надо вспомнить 60-летнему Лепажу.

Вам показалось, что я немного уклонился в пафос? Это упрек мне, а не Лепажу. В том и сила его спектакля, что в нем ни капли пафоса, по крайней мере деланного. Напротив, много юмора, часто с горчинкой иронии. Как мобилизовать то, что еще осталось от ресурсов запоминательного устройства, работающего у нас между ушами? Может быть, поможет давний друг-психолог? Да, и не очень дорого, всего за 465 долларов: долгая жизнь отучает от романтического максимализма. Вот так, сквозь прозу сегодняшнего дня, пробирается Лепаж в поэзию собственной юности. Не в голую политику, а в живую жизнь, и прежде всего – в жизнь собственной семьи. В которой, это чувствуется, главным человеком для него был отец. Простой шофер, но мудрец и обладатель нерушимого чувства справедливости. Вспоминаются и другие персонажи их четырехэтажного дома на бульваре генерала Лафайетта, 887 (вот откуда название): многодетное семейство с буйными детьми, одинокий преподаватель фортепиано с неустоявшейся личной жизнью…

И обстоятельства этой жизни, по крупицам складывающиеся в картину. Вот характерный сюжет: Лепаж и его приятель (с английским именем) посылают вступительное сочинение в вуз. Приятелю приходит ответ: оценка – посредственно, результат – принят. Лепажу: оценка – отлично, результат – не принят… Изумленный абитуриент звонит в приемную комиссию: почему? Ответ: потому что ваш социальный статус не гарантирует, что вы сможете платить за обучение…

Политика в этом повествовании – важный, но лишь фон. Приезд британской королевы в 1964 году – и гордо повернутые к ее лимузину зады франкоязычного населения улиц. Приезд де Голля под звуки «Марсельезы» – рев восторженных квебекцев.

Куклы помогают Лепажу, оставаясь одному, рассказывать о судьбе целого народа

Но тут же на сцене мы видим, как трассы фейерверка превращаются графической анимацией в карту того самого мозга, на забывчивость которого все время пеняет автор. А повод – опять-таки семейный, болезнь Альцгеймера, поразившая бабушку. И эта беда окрашивает собой весь ход пьесы. Уж по крайней мере не меньше, чем рассказ о притеснениях франко-канадцев их англоязычными согражданами.

Лепаж к концу вспоминает-таки стихотворение. Вся проходящая перед глазами жизнь заставляет вспомнить. Строки действительно пронзительные:

«Speak white! Это так славно – слышать от вас/ Разговоры о Paradise Lost/ Или об изящном незнакомом профиле, дрожащем в сонетах Шекспира…/ Говорите с акцентом Мильтона, и Байрона, и Шелли, и Китса…/ И простите нас за то, что нет у нас в ответ/ Ничего, кроме хриплых песен наших предков/ И печали Неллигана (квебекский поэт – С.Б.)./ Расскажите нам о Великой Хартии вольностей/ Или о памятнике Линкольну,/ О сером очаровании Темзы,/ О розовых водах Потомака…/ Но когда вы really speak white/ О стандарте жизни/ И Ведущей Корпорации,/ Когда легким нажимом/ Вы повышаете ваши голоса надсмотрщиков – / Мы становимся немного туги на ухо. Мы живем слишком близко к машинам…»

Ах, как читает Лепаж! Только тут мы понимаем актерское «кокетство» всех его предыдущих фраз насчет нетвердости памяти и боязни выступления… Это лучшие традиции страстного французского слова. А как честно написано тогда, полвека назад – это ведь не против английского языка. Это против насилия и унижения, к которым может быть причастен любой язык планеты:

«Speak white! Говорите по-французски чисто и мучительно бело,/ Как во Вьетнаме и в Конго,/ Говорите безупречно по-немецки, с желтой звездой меж зубами,/ Говорите по-русски о приказах и репрессиях./ Speak white!/ Этоуниверсальныйязыксегослезоточивымисловами,сегословами-дубинками./ Мы знаем, что свобода – это черное слово... Мы знаем, что мы не одиноки».

Потрясение. Но главное потрясение – еще впереди. Вот оно: по телевизору показывают волнения, звучит манифест квебекских националистов, кажется, сейчас рухнут основы британского засилия… Но почему ни тени оживления на лице отца, этой воплощенной совести семьи и народа, в представлении Лепажа? «Только что позвонили из больницы. Бабушка умерла».

Камера мобильного телефона - глазок в самые потаенные уголки микромира памяти

О бедах реальных и мнимых, абстрактных и трагически конкретных, о личности как стержне всех проблем и их решений в мире – вот о чем спектакль. Здесь можно было бы еще столько же наговорить о невероятных сценических придумках постановщика – их здесь не меньше, чем в других его работах, только они – в области не МАКРОмира, как, допустим, в «Картах», а МИКРО. Это «кукольный домик» воспоминаний – тот самый номер 887, всех жильцов которого мы видим одновременно благодаря режиссерской и инженерной магии Лепажа. Это «игрушечная» панорама города под фейерверком. Это маленькая машина отца, уезжающая за сцену в тот момент, когда воспоминания и спектакль обрываются отточием.

Но возьму на себя смелость сказать, что всего этого могло и не быть. Мог остаться только сам Лепаж – и его слово, его потрясающая актерская харизма, его сила духа.

Возможно, таким будет один из его следующих спектаклей?

Комментарии для сайта Cackle

Знаменитый «Бухенвальдский набат» впервые увидел свет на страницах «Труда»

Анатолий Журин
Труд
Фото из открытых источников.

За такой пацифистский призыв на плакате в наше суровое время можно и срок схлопотать. Но из песни слов не выкинешь, а именно так они звучат в знаменитом «Бухенвальдском набате». Откроем...

60 лет назад на телеэкраны вышел первый новогодний «Голубой огонек»

Марина Крючкова, журналист
Труд
Ю.А. Гагарин на передаче «Голубой огонек». Фото из открытых источников

Детище хрущевской оттепели, легендарный «Голубой огонек» с декабря 1962 года был в СССР главным украшением новогоднего праздника. Да и сейчас многие из нас, выходцев из прошлого века, с удовольствием...

Культура 20:01 / 17 Декабря 2022 16144
Бэтмен - не forever

Не исключено, что уже летом в российских магазинах нельзя будет купить сувенирку с изображением этого героя

Труд
Фото: Michael Steinebach/AFLO, globallookpress.com

Конец года — время подведения итогов. С особым нетерпением зрители ждут подобной информации от IMDb, поскольку этот веб-сайт обладает крупнейшей в мире базой данных о кинематографе. И вот результаты 2022-го...

Новая экспозиция посвящена спортивной и концертной истории «Лужников»

Сергей Бирюков
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Выбор вернисажей в эти предновогодние дни — обширный, и на этот я пошел в основном потому, что давно не был в «Лужниках» — как это атмосферное место украшено к праздникам?...

В театре «Уголок дедушки Дурова» – Новая сцена. Новая руководительница. И Новый год

Александр Славуцкий
Труд
Забота и любовь даже самого колючего зверя сделают преданным другом. Фото предоставлены пресс-службой театра «Уголок дедушки Дурова»

В любимом зрителями театре «Уголок дедушки Дурова» жизнь бьет ключом. Недавно открылась Новая сцена. Амфитеатр зрительного зала полукругом спускается к манежу, а зрители первых рядов буквально окружены театральным...

Культура 21:01 / 24 Декабря 2022 14480
Секрет на миллион

Речь не о проекте НТВ с одноименным названием, а о сериале «Гарри и Меган»

Труд
Ходят слухи, что беглые герцог и герцогиня Сассекские могут получить за свои секреты до 100 млн долларов. Фото: I-Images/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Нет, речь пойдет вовсе не о проекте НТВ с одноименным названием, а о сериале (иные считают его реалити-шоу) «Гарри и Меган», где герцог и герцогиня Сассекские, отказавшиеся от выполнения официальных...

«Студия Видеопрокат» Сергея Бондарчука объявила о начале работы сразу над несколькими документальными проектами

Труд
Фото: kinopoisk.ru

Шестисерийная «Каренина» создается по произведению Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной», занявшему первое место на Национальной литературной премии «Большая книга». Благодаря фильму...

Молодую публику мало интересуют политические взгляды артистов, которых она любит

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Автора этой статьи в уходящем году впечатлила одна песня «про политику» — «Я русский» Ярослава Дронова (он же Shaman). Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Уходящий год изменил российский шоу-бизнес до неузнаваемости. Западные звезды отменили или перенесли до лучших времен запланированные гастроли по России, а среди отечественных артистов появились десятки «невыступных»....

Билеты в Большой на «Щелкунчика» остаются самым желанным подарком на Новый год

Виктория Пешкова
Труд
Нина Капцова и Артем Овчаренко - Мари и Принц в «Щелкунчике» Большого театра. Фото Дамира Юсупова

18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась двойная премьера. Почтеннейшей публике в один вечер представили два новых сочинения Петра Ильича Чайковского: одноактную оперу «Иоланта» и двухактный...

В музее-заповеднике знают, чем увлечь и детей, и мам-пап, и их мам-пап

Виктория Пешкова
Труд
Праздничная открытка начала ХХ века. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

В музее-заповеднике «Коломенское» предновогодние вернисажи устраивают уже лет двадцать. И всякий раз бессменному куратору выставок Наталье Полонниковой удается находить новые повороты. На этот раз она решила дополнить...

Ефим Шифрин сыграл скрягу-Скруджа

Анна Чепурнова
Труд
Теперь и Ефим Шифрин стал звездным дебютантом прославленной кукольной сцены. Фото предоставлено пресс-службой Театра имени С. В. Образцова

Главные праздники зимы позади. Но вновь ощутить их волшебную атмосферу вполне реально – на премьере «Рождественская история» в Театре кукол С.В. Образцова. Здесь уже второй раз подряд под Новый год выходит постановка с приглашенной...

По словам режиссера, на переговорах он написал название фильма и нарисовал рядом знак доллара

Фото: Kim Jae-Hwan/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Знаменитый голливудский кинорежиссер Джеймс Кэмерон рассказал, что ему удалось убедить инвесторов снять фильм «Чужие» благодаря игре слов. «Я был на встрече с главой студии и исполнительными продюсерами, я перевернул свой...

Разговор с Вениамином Смеховым о прожитом и пережитом рядом с «бардом всея Руси»

Леонид Павлючик
Труд
Вениамин Борисович уверен: публично распевать Высоцкого — ответственная и сомнительная история. Фото: Владимир Меклер/Russian Look, globallookpress.com

Актер театра и кино, легенда авторской песни, Владимир Высоцкий еще при жизни стал кумиром миллионов. После смерти артиста к Театру на Таганке проститься с Высоцким пришла вся Москва. За десятилетия, минувшие после ухода...

Культура 00:28 / 16 Декабря 2022 8541
Отложенная дуэль

Кто был прототипом загадочного Сильвио в повести «Выстрел»? Считается, что Липранди, лучший кишиневский друг Пушкина…

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Иллюстрация к повести «Выстрел»

О военном разведчике и историке Иване Петровиче Липранди (1790-1880), авторе замечательных воспоминаний о Пушкине, сам поэт написал так: «Он мне добрый приятель и (верная порука за честь и ум) нелюбим...

Минюст объявил о традиционных пятничных обновлениях списка 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Министерство юстиции РФ опубликовало традиционное пятничное обновление списка «иностранных агентов». На этот раз в перечень попала 24-летняя певица Елизавета Гырдымова, известная под творческим псевдонимом Монеточка. Помимо нее,...

Культура 00:08 / 16 Декабря 2022 7575
Авдотья и плотник

Надо ли отменять произведения уехавших из страны деятелей культуры

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм «Плотник» - из тех, которые принято называть «трудными». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На платформе КИОН вышел фильм Авдотьи Смирновой «Плотник», который параллельно завершает свое шествие по кинотеатрам страны. Ранее фильм был показан вне конкурса на Выборгском кинофестивале «Окно в Европу»,...


Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr



Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?