Главная Культура 00:03 08 Ноября 2024 4022
«Последний день Помпеи» и другие шедевры Великого Карла

В Русском музее открылась главная выставка сезона

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
С размещением главного брюлловского шедевра устроители перемудрили: за выгородками внезапного «бельевого» цвета ее нелегко разглядеть целиком. Фото предоставлено Русским музеем

В главных залах Михайловского дворца Петербурга (он же Русский музей) открылась долгожданная и самая яркая выставка этой осени, посвященная 225-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. Даже если бы он написал в жизни одно-единственное полотно, «Последний день Помпеи», уже остался бы в истории мировой живописи как Великий Карл. Но творчество его многогранно и масштабно.

В нынешней экспозиции нашлось место как живописи, так и любимым им акварелям, графике, рисункам, как портретам, так пейзажам и жанру. Всего на выставке предстали 400 произведений, в основном из Русского музея и Третьяковской галереи, а также частных собраний.

То, что акцент будет сделан на крупноформатной (456,5×651 см) и многофигурной «Помпее», не вызывало сомнений. Притягательная сила этого холста со временем, кажется, только растет. К тому же незадолго до выставки она прошла комплексную научную реставрацию. Удивительно, но за 191 год существования картину ни разу не обновляли. Разве что восполняли кое-какие утраты, заделывали трещины. В середине 1990-х решили было взяться основательнее, но времена были непростые, и дело ограничилось консервацией. Теперь все получилось.

— Перед реставрацией мы просвечивали полотно инфракрасной камерой, — рассказал Марат Дашкин, завотделом реставрации станковой масляной живописи музея. — Увидели места, которые Брюллов переписывал, меняя освещение, ракурс персонажей ради драматизации основного сюжета. Например, у девушки в правой нижней части картины голова изначально была поднята. То есть героиня в тот момент оставалась живой. Но в итоговом варианте погибла: юноша держит на руках ее бездыханное тело...

В начале большой комплексной работы по восстановлению картины много говорилось о необходимости возвращения ей авторского цвета. Даже неспециалистам было заметно, что, например, слой лака, покрывавший холст, пожелтел, а часть красок поблекла. Расчищали его, предварительно укрепив с обратной стороны дополнительным материалом, «вживую» — в одном из залов музейного корпуса Бенуа. Стенку, которой отгородили рабочую зону от посетителей, сделали прозрачной, так что весь процесс могла наблюдать публика. Так шедевр стал еще ближе и понятнее зрителю.

Результат многомесячного труда в прямом смысле слова налицо: у фигур на картине даже глаза наполнились еще большим ужасом, усиливая впечатление от полотна. А через утоньшение (профессиональный термин) поверхностного лака реставраторы добились четкости большого количества деталей, которые ранее были скрыты. Как признавался по окончании реставрации многоопытный Марат Дашкин, во время этой работы он снова и снова открывал для себя Карла Павловича «как безусловно гениального рисовальщика». Благодаря команде реставраторов Русского музея «Последний день Помпеи» предстал на выставке таким, каким задумывал его сам художник.

Теперь знаменитая картина Великого Карла снова в главном — своем родном! — зале Михайловского дворца, разве что на другой, торцовой стене. И как прежде, в центре притяжения посетителей.

К слову, сам этот зал Брюллов много лет делил с Айвазовским. Два столь несхожих русских гения удачно дополняли друг друга своими масштабными холстами. Сейчас маринист Айвазовский «готовится» к выставке шедевров академической живописи в Инженерном замке, так что у Брюллова появилось еще больше пространства. Туда кураторы «поселили» портреты.

Карл Павлович писал их часто, с явным удовольствием, и не столько по заказам, сколько по зову сердца. Известно, что отказал своему ровеснику Пушкину, когда тот, уже первый поэт России, просил его написать Наталью Гончарову. Ну не восхищала она Карла Павловича как портретная героиня. Другое дело — графиня Самойлова, вдохновившая художника на многие работы. Она у него то «Всадница», то «Одалиска», то с приемной дочерью, а то и среди руин гибнущей «Помпеи»... Красивое лицо, великолепная фигура, утонченный вкус. И пылкий, как у Брюллова, темперамент, пробивающийся даже сквозь холсты.

Лиц брюлловских современников на выставке много. Карл Павлович слыл самым модным портретистом эпохи. Любил писать и себя в разных техниках. Чем заслужил у современников сравнение с Рембрандтом, которого, заметим, считал одним из главных своих учителей. При этом каждый автопортрет (их более 20) — как взгляд со стороны, способ самопознания. И своего рода хронология жизни и творчества. Последний был написан в Петербурге незадолго до отъезда на лечение в любимую Италию, где через четыре года мастер и умрет. А ушло на его создание, утверждал автор, всего два часа. С небольшого полотна глядит на нас бледное, изможденное лицо; взгляд тяжелый, усталый; безвольно свисает «рабочая» рука... Не сравнить с тем полным жизни и творческого задора молодцом, каким Брюллов выглядит на портрете работы Тропинина 12 годами ранее. Обе эти картины — на выставке, ближе к концу экспозиции.

Но вернемся в главный зал, к шедевру номер один. Посетители поднимаются к нему... по пандусу лазурного цвета. Выглядит мощно. Первая мысль: потребовался для монтажа «Последнего дня Помпеи», а разобрать до открытия не успели. Но нет. Все дело, оказалось, в замысле архитектора выставки Андрея Воронова. Как объяснил он журналистам, идея была создать образ достижения Брюлловым своей творческой вершины, а затем спуска вниз, к преждевременному уходу из жизни в 52 года.

А перепад высот до 2 метров? Фальшполы в других залах — тоже лазурные, прямо как новые автобусы на питерских улицах? Оказалось, так задумано, чтобы поместить небольшие картины и графику как можно ближе к публике, на расстояние вытянутой руки. Эти миниатюры «упаковали» в столы — витрины под черной салфеткой, чтобы не мешал свет. Увы, проверено: все равно мешает...

Так ли уж нужны все эти вычурные архитекторские придумки на выставке? Когда стоишь у картин Брюллова, такого вопроса не возникает. Все наносное просто исчезает. Остается Русское Искусство. И один из главных его столпов — Великий Карл.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 9523
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Центр военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи  создан по поручению президента и уже представлен в 21 регионе России 

Фото предоставлено пресс-службой Центра «ВОИН»

Второй день работы стенда Центра «ВОИН» на марафоне «Знание.Первые» получился по-настоящему особенным. Ведь площадку посетили известные блогеры-резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди», входящего в «Газпром-Медиа...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7879
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?