Главная Культура 00:01 09 Февраля 2024 3564
«Жизнь за царя» стала короче

Главную русскую оперу вновь переделали под «текущий момент»

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Разве может обойтись главная русская опера без главного российского дирижера? Фото Рамиса Назмиева предоставлены ТАГТОиБ

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета поставили «Жизнь за царя» Глинки. Можно сказать, у коллектива и выбора другого не было. Мало того что это первая великая русская классическая опера, причем с таким мощным патриотическим зарядом — так еще ею как уже признанным к тому моменту национальным шедевром открылось ровно 150 лет назад само казанское театральное предприятие Петра Медведева, вскоре выросшее в один из ведущих оперных театров России. А сегодня этот театр проводит свой традиционный 42-й, самый авторитетный в России оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. Еще один прекрасный повод для премьеры.

Но насколько актуальна «Жизнь за царя» именно сейчас? Что за вопрос: почитайте хоть благоговейные слова Чайковского об этой опере. Хотя человеку, живущему вне музыки, надо все-таки напомнить: опера сочинена в пору, когда само существование нашей национальной музыкальной школы для многих было неочевидно. Ведь и после состоявшейся 27 ноября 1836 года премьеры в петербургском свете продолжали брюзжать по поводу «кучерской музыки». Впрочем, злоречивые оценки отступают перед пушкинскими строками: «Слушая сию новинку, / Зависть, злобой омрачась, / Пусть скрежещет, но уж Глинку / Затоптать не может в грязь».

Пушкин, как и впоследствии Чайковский, не льстил — по себе знал цену противостояния толпе. Так ведь и опера — о противостоянии, но уже целого народа злой воле, желающей его поработить. И в то же время — именно одного, конкретного человека, почувствовавшего на себе ответственность за всех... Куда уж актуальнее!

Каждого из нас жизнь испытывает на право быть самим собой. Сусанин (солист ГАБТ и ТАГТОиБ Михаил Казаков) отстоял его ценой самой жизни

Однако «Жизнь за царя» — не только славнейшая, но и многострадальная опера. В советское время ее ставший неприемлемым монархический мотив был затерт абсурдной ломкой сюжета: польский отряд, шедший расправиться со вновь избранным на царство юным костромским боярином Михаилом Романовым, от советских либреттистов во главе с Сергеем Городецким получил новое «задание» — усмирять непокорную Москву. При этом не объяснялось, зачем интервентам, без того отмахавшим больше тысячи верст от Варшавы до Белокаменной, еще делать дальний крюк за Волгу. Сменилось даже название произведения — сперва на «Жизнь за серп и молот», а потом на «Иван Сусанин». Но в любом виде опера осознавалась как важный политический символ. Настолько что в 1940 году, в пору недолгого сближения Советского Союза и Германии, для Польши вообще не оставившего места на карте, ее поставили не где-нибудь — в Берлинской государственной опере под управлением молодого Герберта фон Караяна.

В постсоветской России вернулись к изначальному либретто барона Розена, которое, при известной декларативности, в общем устраивало Глинку своим подчеркнуто патриотическим тоном.

Но взявшаяся за нынешнюю постановку петербургская бригада, где идейное лидерство принял режиссер Юрий Александров, решила, что полная столь крутых поворотов история произведения дает карт-бланш на еще одну смелую переделку. Отчего бы, например, не соединить монархизм Розена с некоторыми наиболее хлесткими моментами советского текста, показывающими поляков не просто агрессорами, а сущими грабителями? Согласитесь, восклицания типа «рабов вам — бобров нам, коней вам — камней нам» в устах нежных польских дам звучат куда как эффектно — можно себе представить бандитский строй мыслей их мужей. Пусть и сегодняшние ляхи, а заодно весь хищно нацелившийся на Россию Запад слышат, что мы о них думаем.

Кроме того, уверяет Юрий Исаакович, трудно заставить нынешнюю публику высидеть многоактную оперу. Глинка ведь, пусть и великий в своем чутье на русскую национальную интонацию, не избежал сильного итальянского влияния, а известно, как Россини да Беллини любили ради услаждения слуха растягивать свои творения бесконечными повторениями куплетов и пассажей. Мы, сказал на пресс-брифинге постановщик, эти повторы убрали. Ну и кое-что сдвинули с привычного места...

«Повторов», судя по сократившемуся едва ли не на час хронометражу, у Глинки набралось изрядно. А вот то, что увертюру расчленили и части поместили в разные куски оперы, на мой взгляд, никак не пошло на пользу этому раннему, притом абсолютно гениальному образцу русского симфонизма. Все равно что разрубить прекрасного скакуна и отдельно любоваться его головой, отдельно туловищем с ногами.

Или: зачем было делить третье действие перерывом, клея одну его половину к первой части спектакля, а другую — ко второй? Или — переносить призыв сусанинского пасынка Вани к костромичам идти спасать его приемного отца уже после того, как убийство героя свершилось? Во-первых, непонятно, чего парнишка, на каждом шагу твердя о любви к отчиму, так медлителен в его спасении. Во-вторых, стерся главный контраст произведения — между героико-трагическим эпизодом гибели Сусанина и следовавшим за ним встык торжеством в честь народной победы. Кстати, это торжество почему-то начинается тихой трансляцией знаменитого хора «Славься!» из-за сцены, хотя у Глинки оно гремит во всю мощь с первых тактов эпилога.

И все же я не склонен записывать казанскую постановку в неудачи. Прежде всего из-за увлеченного исполнения изумительной музыки Глинки лучшими российскими вокалистами. Как масштабен Сусанин Михаила Казакова (Большой театр и ТАГТОиБ), сколь женственна и интонационно точна Антонида Светланы Москаленко (Михайловский театр)! Полон доброй энергии и голос Собинина — Нурлана Бекмухамбетова («Новая опера»). А Ване в исполнении обаятельного мариинского меццо-сопрано Екатерины Сергеевой зал аплодировал даже в самые причудливые моменты роли — например, когда юный герой в патриотическом порыве вдруг начинал плясать русского посреди горницы, — а после мощнейшей, одной из центральных в опере сцены у монастырских ворот грянул настоящей овацией.

Екатерину Сергееву в роли Вани зал наградил заслуженной овацией

Изощренная глинкинская полифония (такую не всегда расслышишь и у современных ему европейских оперных идолов вроде Вебера или Мейербера) нашла преданных интерпретаторов в лице хормейстера Юрия Карпова и музыкального руководителя всей постановки Андрея Аниханова. Ну а какая жизнь за царя без эффектного балета в «польском акте» (балетмейстер Надежда Калинина), на который русская публика, при всем ее патриотизме, в любые времена ходила с особым удовольствием?

Полонез, мазурка и другие польские танцы во все времена принадлежали к любимейшим публикой страницам «Жизни за царя»

Отдадим должное совместной идее режиссера и его многолетнего соавтора — художника Вячеслава Окунева: действие оперы представлено через смену «живых картин». Особенно запомнился пролог, словно анимировавший монументальные героические бронзовые рельефы храма Христа Спасителя.

Отдельную интригу придало премьере внезапное (ну или почти внезапное) явление за дирижерским пультом первого спектакля Валерия Гергиева. Все мы знаем, что откройся оперный театр хоть на Марсе, при выборе его руководителя первой придет на ум кандидатура Валерия Абисаловича. Тем более — связи казанской оперы с Мариинкой и Большим театром, который тоже теперь под началом знаменитого петербуржца, традиционны. Еще год назад с культовым дирижером было договорено, что он примет участие в следующем Шаляпинском. Вот только в каком качестве? Лишь несколько дней назад афиши раскрыли эту тайну. Говорят, темпы на гергиевском исполнении были еще более динамичными, чем на анихановском, которое выпало на мою долю. Но против сократительных новаций Юрия Александрова даже вседержитель Гергиев не протестовал: «Так на его месте поступил бы каждый профессионал, входящий в уже готовую постановку», объяснили мне Александров с Анихановым.

Дирижеру Андрею Аниханову тоже досталось заслуженной славы, пусть и лишь на второй день премьеры. Фото Ольги Акимичевой предоставлено ТАГТОиБ

P.S. Впереди у Шаляпинского — еще месяц спектаклей, концертов, лекций... Впрочем, при большинстве названий уже давно стоит досадный для нерасторопных, но лестный для театра гриф «билетов нет». А дальше у Татарской оперы — целый год юбилейных событий, главное из которых ожидается 26 августа — в день той самой первой казанской премьеры «Жизни за царя» 150 лет назад. К слову, ни в одном из пяти оперных театров Москвы эта опера сейчас не идет.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5628
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3308
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3197
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?