Главная Культура 00:01 09 Февраля 2024 2946
«Жизнь за царя» стала короче

Главную русскую оперу вновь переделали под «текущий момент»

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Разве может обойтись главная русская опера без главного российского дирижера? Фото Рамиса Назмиева предоставлены ТАГТОиБ

В Татарском академическом государственном театре оперы и балета поставили «Жизнь за царя» Глинки. Можно сказать, у коллектива и выбора другого не было. Мало того что это первая великая русская классическая опера, причем с таким мощным патриотическим зарядом — так еще ею как уже признанным к тому моменту национальным шедевром открылось ровно 150 лет назад само казанское театральное предприятие Петра Медведева, вскоре выросшее в один из ведущих оперных театров России. А сегодня этот театр проводит свой традиционный 42-й, самый авторитетный в России оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. Еще один прекрасный повод для премьеры.

Но насколько актуальна «Жизнь за царя» именно сейчас? Что за вопрос: почитайте хоть благоговейные слова Чайковского об этой опере. Хотя человеку, живущему вне музыки, надо все-таки напомнить: опера сочинена в пору, когда само существование нашей национальной музыкальной школы для многих было неочевидно. Ведь и после состоявшейся 27 ноября 1836 года премьеры в петербургском свете продолжали брюзжать по поводу «кучерской музыки». Впрочем, злоречивые оценки отступают перед пушкинскими строками: «Слушая сию новинку, / Зависть, злобой омрачась, / Пусть скрежещет, но уж Глинку / Затоптать не может в грязь».

Пушкин, как и впоследствии Чайковский, не льстил — по себе знал цену противостояния толпе. Так ведь и опера — о противостоянии, но уже целого народа злой воле, желающей его поработить. И в то же время — именно одного, конкретного человека, почувствовавшего на себе ответственность за всех... Куда уж актуальнее!

Каждого из нас жизнь испытывает на право быть самим собой. Сусанин (солист ГАБТ и ТАГТОиБ Михаил Казаков) отстоял его ценой самой жизни

Однако «Жизнь за царя» — не только славнейшая, но и многострадальная опера. В советское время ее ставший неприемлемым монархический мотив был затерт абсурдной ломкой сюжета: польский отряд, шедший расправиться со вновь избранным на царство юным костромским боярином Михаилом Романовым, от советских либреттистов во главе с Сергеем Городецким получил новое «задание» — усмирять непокорную Москву. При этом не объяснялось, зачем интервентам, без того отмахавшим больше тысячи верст от Варшавы до Белокаменной, еще делать дальний крюк за Волгу. Сменилось даже название произведения — сперва на «Жизнь за серп и молот», а потом на «Иван Сусанин». Но в любом виде опера осознавалась как важный политический символ. Настолько что в 1940 году, в пору недолгого сближения Советского Союза и Германии, для Польши вообще не оставившего места на карте, ее поставили не где-нибудь — в Берлинской государственной опере под управлением молодого Герберта фон Караяна.

В постсоветской России вернулись к изначальному либретто барона Розена, которое, при известной декларативности, в общем устраивало Глинку своим подчеркнуто патриотическим тоном.

Но взявшаяся за нынешнюю постановку петербургская бригада, где идейное лидерство принял режиссер Юрий Александров, решила, что полная столь крутых поворотов история произведения дает карт-бланш на еще одну смелую переделку. Отчего бы, например, не соединить монархизм Розена с некоторыми наиболее хлесткими моментами советского текста, показывающими поляков не просто агрессорами, а сущими грабителями? Согласитесь, восклицания типа «рабов вам — бобров нам, коней вам — камней нам» в устах нежных польских дам звучат куда как эффектно — можно себе представить бандитский строй мыслей их мужей. Пусть и сегодняшние ляхи, а заодно весь хищно нацелившийся на Россию Запад слышат, что мы о них думаем.

Кроме того, уверяет Юрий Исаакович, трудно заставить нынешнюю публику высидеть многоактную оперу. Глинка ведь, пусть и великий в своем чутье на русскую национальную интонацию, не избежал сильного итальянского влияния, а известно, как Россини да Беллини любили ради услаждения слуха растягивать свои творения бесконечными повторениями куплетов и пассажей. Мы, сказал на пресс-брифинге постановщик, эти повторы убрали. Ну и кое-что сдвинули с привычного места...

«Повторов», судя по сократившемуся едва ли не на час хронометражу, у Глинки набралось изрядно. А вот то, что увертюру расчленили и части поместили в разные куски оперы, на мой взгляд, никак не пошло на пользу этому раннему, притом абсолютно гениальному образцу русского симфонизма. Все равно что разрубить прекрасного скакуна и отдельно любоваться его головой, отдельно туловищем с ногами.

Или: зачем было делить третье действие перерывом, клея одну его половину к первой части спектакля, а другую — ко второй? Или — переносить призыв сусанинского пасынка Вани к костромичам идти спасать его приемного отца уже после того, как убийство героя свершилось? Во-первых, непонятно, чего парнишка, на каждом шагу твердя о любви к отчиму, так медлителен в его спасении. Во-вторых, стерся главный контраст произведения — между героико-трагическим эпизодом гибели Сусанина и следовавшим за ним встык торжеством в честь народной победы. Кстати, это торжество почему-то начинается тихой трансляцией знаменитого хора «Славься!» из-за сцены, хотя у Глинки оно гремит во всю мощь с первых тактов эпилога.

И все же я не склонен записывать казанскую постановку в неудачи. Прежде всего из-за увлеченного исполнения изумительной музыки Глинки лучшими российскими вокалистами. Как масштабен Сусанин Михаила Казакова (Большой театр и ТАГТОиБ), сколь женственна и интонационно точна Антонида Светланы Москаленко (Михайловский театр)! Полон доброй энергии и голос Собинина — Нурлана Бекмухамбетова («Новая опера»). А Ване в исполнении обаятельного мариинского меццо-сопрано Екатерины Сергеевой зал аплодировал даже в самые причудливые моменты роли — например, когда юный герой в патриотическом порыве вдруг начинал плясать русского посреди горницы, — а после мощнейшей, одной из центральных в опере сцены у монастырских ворот грянул настоящей овацией.

Екатерину Сергееву в роли Вани зал наградил заслуженной овацией

Изощренная глинкинская полифония (такую не всегда расслышишь и у современных ему европейских оперных идолов вроде Вебера или Мейербера) нашла преданных интерпретаторов в лице хормейстера Юрия Карпова и музыкального руководителя всей постановки Андрея Аниханова. Ну а какая жизнь за царя без эффектного балета в «польском акте» (балетмейстер Надежда Калинина), на который русская публика, при всем ее патриотизме, в любые времена ходила с особым удовольствием?

Полонез, мазурка и другие польские танцы во все времена принадлежали к любимейшим публикой страницам «Жизни за царя»

Отдадим должное совместной идее режиссера и его многолетнего соавтора — художника Вячеслава Окунева: действие оперы представлено через смену «живых картин». Особенно запомнился пролог, словно анимировавший монументальные героические бронзовые рельефы храма Христа Спасителя.

Отдельную интригу придало премьере внезапное (ну или почти внезапное) явление за дирижерским пультом первого спектакля Валерия Гергиева. Все мы знаем, что откройся оперный театр хоть на Марсе, при выборе его руководителя первой придет на ум кандидатура Валерия Абисаловича. Тем более — связи казанской оперы с Мариинкой и Большим театром, который тоже теперь под началом знаменитого петербуржца, традиционны. Еще год назад с культовым дирижером было договорено, что он примет участие в следующем Шаляпинском. Вот только в каком качестве? Лишь несколько дней назад афиши раскрыли эту тайну. Говорят, темпы на гергиевском исполнении были еще более динамичными, чем на анихановском, которое выпало на мою долю. Но против сократительных новаций Юрия Александрова даже вседержитель Гергиев не протестовал: «Так на его месте поступил бы каждый профессионал, входящий в уже готовую постановку», объяснили мне Александров с Анихановым.

Дирижеру Андрею Аниханову тоже досталось заслуженной славы, пусть и лишь на второй день премьеры. Фото Ольги Акимичевой предоставлено ТАГТОиБ

P.S. Впереди у Шаляпинского — еще месяц спектаклей, концертов, лекций... Впрочем, при большинстве названий уже давно стоит досадный для нерасторопных, но лестный для театра гриф «билетов нет». А дальше у Татарской оперы — целый год юбилейных событий, главное из которых ожидается 26 августа — в день той самой первой казанской премьеры «Жизни за царя» 150 лет назад. К слову, ни в одном из пяти оперных театров Москвы эта опера сейчас не идет.

Культура 00:10 / 21 Июня 2024 10800
Охтинский шик

Эти мастера оставили красивый след на земле

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «Охтенка» (скульпторы Ян Нейман и Валентин Свешников, архитекторы Станислав Короленко и Владимир Морозов) возле сада «Нева», недалеко от пересечения Среднеохтинского проспекта и шоссе Революции. Фото автора

«А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик, / С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит». Разительнее...

Разговор с известным поэтом и публицистом Юрием Кублановским о значении Пушкина в нашей жизни

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Нынешний год в культуре — год Александра Пушкина. К 225-летию со дня рождения поэта, которое мы отметим 6 июня, готовятся и уже состоялись множество театральных премьер, экранизаций, чтений, выставочных...

Наш корреспондент рассказывает об уникальных находках археологов и о варварском отношении к прошлому

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: страница сообщества «Спасем Охтинский мыс!» в социальной сети «ВКонтакте»

На берегах Невы жили наши предки, но потомки об этом уже не узнают. Третий месяц тяжелая строительная техника утюжит хрупкие дерево-земляные памятники Охтинского мыса. Самосвалы вывозят верхний слой грунта и уже подбираются...

Кожаное боди стало самой популярной темой для обсуждения

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

В прошлом «Воскресном вечере» Соловьева речь привычно зашла о необходимости нанесения Россией ядерного удара. На сей раз его потребовал генерал-депутат Гурулев. Жертвой назначил Нидерланды. Казалось бы, наутро...

На 93 году жизни умерла актриса Анук Эме – звезда незабываемого фильма «Мужчина и женщина»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме сыграли вечную историю любви с лирической пронзительностью и чувственной страстью. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Анук Эме — творческий псевдоним актрисы, настоящее ее имя — Николь Франсуаз Флоренс Дрейфус. Она родилась весной 1932 года в Париже в актерской семье. Когда Николь было восемь лет, город оккупировали нацисты....

Разговор с молодой актрисой фильма «Непослушники»

Анна Чепурнова
Труд
Екатерина сама недавно была подростком, как ее героиня Даша. Изображения предоставлены компанией «Глобал Фильм Дистрибьюшн»

В прокат вышла комедия «Непослушники» — третий, заключительный фильм известной франшизы Владимира Котта, и это хороший повод отметить начало летних каникул семейным походом в кино. По сюжету в монастырь...

В России у Сокурова не осталось возможностей для самореализации

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Andrey Chepakin, globallookpress.com

Кинорежиссер Александр Сокуров в сентябре откроет свою мастерскую в Ереванском государственном институте театра и кино. «Я буду заниматься своей профессией. Буду учить молодых людей режиссерской профессии, поскольку...

Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год 

Владимир Путин на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ, декабрь 2023 г. Фото: http://kremlin.ru

Президент Владимир Путин поручил создать в Экспоцентре национальный центр «Россия». Он должен будет сохранить наследие одноименной выставки, работавшей на ВДНХ без малого год и прекращающей свою деятельность 8 июля....

Губернатор Петербурга выдал пару ранее неизвестных фактов о Петре I и основании Петербурга

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выступил на праздновании 320-летия Кронштадта с поистине зажигательной речью: «Единая воля Петра позволила построить город Санкт-Петербург и город Кронштадт. Тогда тоже было много...

На актрису завели дело о публичных призывах у осуществлению террористической деятельности

Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Росфинмониторинг внес актрису и телеведущую Татьяну Лазареву (внесена в реестр иностранных агентов Министерства юстиции РФ) в перечень террористов и экстремистов. Об этом сообщается на сайте ведомства. «Национальная часть… Лазарева...

В опере, как и всюду, большое начинается с малого, убежден худрук конкурса «Нано-опера»

Сергей Бирюков
Труд
Сегодня «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана – один из главных оперных театров страны. Фото предоставлены «Геликон-оперой»

На телеканале «Россия-Культура» готовится к показу гала-концерт участников конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера». А все туры соревнования уже можно посмотреть на медиаплатформе «Смотрим»...

20 июня знаменитому барду, журналисту и актеру Юрию Визбору могло бы исполниться 90 лет

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Фотография из личного архива Юрия Визбора. Фото: © Mikhail Baranov, globallookpress.com

Из них Юрий Иосифович прожил на белом свете всего полвека. Но сколько он успел сделать за отпущенный ему короткий срок! Визбор писал стихи и повести, пьесы и сценарии, рисовал картины, снимал документальные...

Зачем НТВ возил в Донецк и Горловку завсегдатая наших ток-шоу американца Майкла Бома?

Сергей Беднов
Труд
Даже представляя своего героя непосвященным, авторы этой затеи навели тень на плетень

Поездки в зону проведения СВО участников «голой вечеринки» и прочей попсы сыграли дурную шутку. Теперь публично заявить: «Я ездил в Донбасс!» считается некорректным. А сейчас — внимание!...

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Башня Скуратова», с какой стороны ни посмотреть, в центре Москвы выглядит странно. Фото с сайта «Архнадзора»

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только...

Послесловие к одному культурному мероприятию

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Александр Яценко получил премию за лучшую главную мужскую роль (фильм «Праведник» Сергея Урсуляка»). Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

После трехлетнего перерыва в московском театре «Маска» прошло вручение премии «Ника», которую многие успели уже похоронить. Но она ожила, правда, в другом формате. Награды вручались сразу за 2022 и 2023 годы....

Чем постановщик «Войны и мира» не угодил активистам?

Любовь Лебедина, театральный критик
Труд
Фото: © Genrietta Peryan, globallookpress.com

В Театре имени Вахтангова исчез с афиши творческий вечер памяти Римаса Туминаса — художественного руководителя коллектива с 2007 по 2022 год, первоначально назначенный на 4 июня. В программе...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?