«Кака така любовь?!» — в возмущении восклицает деревенская Надя в знаменитом фильме, который вот уже 40 лет взахлеб смотрят наши люди. И получает бедная Надя в ответ от разлучницы Раисы Захаровны исчерпывающий ответ: «Така любовь!» Переводу на иностранные языки этот странный диалог не подлежит, но в нем разверзлись такие глубины, что каждый поймет, о чем речь. Конечно же, о любви, об израненных сердцах, о потерях и обретениях. О том, что все в конце концов в жизни наладится и ненароком оброненное счастье найдется. Вечная тема! Избежать любовных интриг и томлений не получается даже в шпионских или исторических романах.
Роберт Харрис «Пропасть»
Под этой обложкой есть, кажется, все: любовь, настигшая вдруг могущественного премьер-министра Британии Герберта Асквита 62 лет и его 26-летнюю пассию, аристократку по имени Венеция Стэнли. Дворцовые тайны и интриги. Игры секретных служб, шпионы и контрразведчики, документы с грифом «секретно». Наконец, само время, в котором все сильнее пахнет порохом большой войны: лето 1914-го: Из всего этого Роберт Харрис смешал умопомрачительный коктейль, способный вскружить голову самому искушенному читателю. Причем вымысел и правда тут шагают рука об руку. Реальные исторические фигуры, документы и события, искусно вплетенные в ткань романа, выводят книжку из круга легкомысленного летнего чтива.
Да еще простой, но полезный совет вытекает из замысловатого сюжета: не стоит делиться государственными секретами даже с любовницами на зад-нем сиденье лимузина. Может, это назидание и сегодня кому-нибудь пригодится?
Светлана Павлова «Сценаристка»
А тут все проще, понятнее, ближе к нам, поскольку действие происходит совсем рядом, в наши дни и в тех же декорациях. Тут трудно ошибиться: все персонажи, шуточки, мемы, записки в сторис — свежие, с пылу с жару. Молодая и успешная сценаристка вдруг начинает рыться в памяти, вспоминать своих мужчин, с которыми она имела романтические (и не только) связи. Хотели современности? Получите! Вот вам герои нашего времени. И вроде парни как парни, на любой вкус, от интеллектуала до гопника, но как-то грустно становится и тревожно: как дальше размножаться-то будем? Зыбко все, ненадежно, уклончиво. Кстати, вы замечали, как нынешние парочки общаются? Заходят в кафе, усаживаются напротив друг друга и погружаются в телефоны — каждый в свой экран. Такая вот примета времени.
Ну и попробуй тут найти то самое чувство, что по старинке еще зовется л-юбовью.
Рут Мазо Каррас «Секс в Средневековье»
Ну а эту книгу трудно пропустить хотя бы из-за названия. Хотя многое тут откровенно раздражает, но обыкновенное человеческое любопытство берет верх и заставляет пролистывать научные и философские отступления (Рут Мазо Каррас это простительно, она профессор истории Миннесотского университета) в поисках пикантных подробностей. Оказывается, интимные отношения существовали и в Средние века. Впрочем, тут читателя ждет не только подглядывание в замочную скважину, но и масса исторических источников: хроники, монастырские записи, жизнеописания королей, аристократии и простолюдинов. И сколько всего мешало плотским отношениям: суеверия, церковь с ее строгостями, эпидемии, не-урожаи, обычаи и прочие табу. Но люди как-то выкручивались — иначе нас с вами не было бы на свете.
Ну и любовь, наверное, выручала — куда же без нее?