Главная Культура 00:06 10 Февраля 2023 9420
«Севильский цирюльник» добрался до Казани

Фестиваль на родине великого певца обещает множество открытий

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Дирижер Марко Боэми и режиссер Джузеппе Морасси с участниками премьеры. Фото автора

В Казани с 30 января по 28 февраля проходит традиционный, 41-й международный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина. Старейший в нашей стране оперный смотр ныне имеет особый смысл: 13 февраля мир отметит 150-летие со дня рождения великого русского певца, самого знаменитого казанца всех времен и народов.

Именно мир, а не только Россия. Несмотря на все косяки нашего времени. Взять хотя бы спектакль открытия — по многолетней традиции Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля это обязательно премьера постановки классического оперного шедевра. Разумеется, с интернациональным составом участников. Прежде уже были «Набукко», «Тоска»... что теперь?

Директор ТАГТОБа Рауфаль Мухаметзянов рассказывает «Труду»:

— Смотрю свой любимый канал Mezzo и вижу чудесного «Севильского цирюльника» венецианского театра La fenice. То, что, как говорится, доктор прописал для нашего театра! Стиль которого еще один мой любимый телеканал, российская «Культура», назвал так: просвещенный консерватизм. Т.е. традиционно, без модного сейчас переписывания сюжета, притом совершенно не пыльно, напротив — живо, естественно, остроумно. Связываюсь с Венецией — нет, постановкой с нами поделиться не могут. Но тогда почему не договориться с самим режиссером? И маэстро Джузеппе Морасси принимает приглашение!

Гость, как и директор, открыт для общения с российскими журналистами. Сообщает, что рад дебюту в нашей стране. В родной Италии, и в Европе, и в Латинской Америке одних только «Цирюльников», не говоря о других операх, им поставлено штук двадцать (точно сказать не может — сбился со счета). Имеет опыт общения и с русскими солистами, коих сейчас немало в той же Италии, в том числе со знаменитым Максимом Мироновым, которого называет «великим графом Альмавивой». Считает идеалом оперного артиста того, кто не просто ладно поет, но вживается в образ героя. Чем не шаляпинский подход?

«Севильский цирюльник» — как раз «шаляпинская» опера: роль комического интригана Дона Базилио была одной из коронных в репертуаре Федора Ивановича. И оба баса, позванные на эту партию, не ударили в грязь лицом — Михаил Казаков, которого ТАГТОБ «делит» на постоянной основе с Большим театром (30 января), и Станислав Швец из московской «Геликон-оперы» (31-го). Прониклись духом партитуры «Европы баловня, Орфея» романтично-белькантовые Альмавивы — тенора Ярослав Абаимов («Новая опера», Москва) и Дмитрий Никаноров (Московский академический музыкальный театр), не лезущие за фиоритурой в карман Розины — колоратурные сопрано Светлана Москаленко (Михайловский театр, Петербург) и Антонина Весенина (Мариинский), буффонно-хлопотливые Доктора Бартоло — басы Дмитрий Скориков («Геликон-опера») и Ирек Фаттахов (ТАГТОБ). И, конечно, исполнители искрометной заглавной роли цирюльника Фигаро — молодой, но уже европейски известный Эмиль Сакавов из Казахского национального театра оперы и балета им.Абая и опытный, легко и уверенно работающий казанец Артур Исламов. Что этим ребятам в пении стремительно пробежаться по сцене и даже к лидеру оркестра на бортик присесть, чтобы «шепнуть» пару слов об аккомпанементе в ударной арии? Вот она, живость режиссерского подхода! Притом — ни малейшего ущерба для темпа и слаженности ансамблей, чему помог опыт дирижера Марко Боэми, из года в год приезжающего ставить в Казани итальянские оперы.

Солист ТАГТОБа Артур Исламов в роли Фигаро. Фото Ольги Акимичевой, ТАГТОБ

И это я рассказал только о старте фестиваля, за которым следовала, согласно уже известной читателю репертуарной политике, классика из классик — «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Царская невеста», ну и, конечно, вечная спасительница оперно-театральной кассы — обойма главных итальянских опер: «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Набукко», «Трубадур».

Певцы Ярослав Абаимов и Любовь Добрынина, а также пианистка Алсу Барышникова исполнили крайне редко звучащий в России вокальный цикл Леоша Яначека «Дневник исчезнувшего». Фото Рамиса Назмиева, Шаляпинский фестиваль

Отдельная «песня» — визит в Казань двух крупнейших оперных театров страны. Если Большой поддержит своими солистами эпичный финальный гала-концерт, то Мариинский во главе с Валерием Гергиевым привезет 24 февраля полнометражный спектакль «Хованщина». И это будет еще одно открытие. Во-первых, потому что — верьте или нет, но величайшая опера Мусоргского никогда еще не звучала в Казани. Во-вторых, именно Шаляпин более ста лет назад сделал ее, считавшуюся «неумелой» и «неисполнимой» — вполне репертуарной. Настолько потрясло всех тогда шаляпинское исполнение партии Досифея, да и весь собранный им спектакль (лишь Федору Ивановичу и еще Собинову было предоставлено на императорских сценах право быть режиссерами своих опер). Более того, Шаляпин притянул к себе такую мощную группу творцов, включая художника Федоровского, что мотивы той постановки отчетливо просматриваются и в нынешней «Хованщине», которую хорошо знают петербуржцы, а теперь узнают и казанцы.

Кстати, о познавательной стороне — в нынешнем году она на фестивале особенно сильна. Так, автору этих строк удалось застать круглый стол, где для меня, конечно, и повторили кое-что из пройденного, рассказав о пути Шаляпина от детства в семье казанского писаря до дружбы-учебы у замечательного александринского актера Мамонта Дальского (формального образования у Федора Ивановича на всю жизнь так и осталось три класса), от пения с листа «Моцарта и Сальери» Римского Корсакова под аккомпанемент автора до общения со Стравинским и Равелем по «доводке» той же «Хованщины» для мировых сцен... Но казанские спикеры и открыли мне многое прежде не известное. Например, насколько богата коллекция здешнего объединенного Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, куда недавно внук Шаляпина — сын его приемной дочки Стеллы парижанин Иван де Лимюр — передал ряд личных вещей Федора Ивановича, включая едва ли не первое в мире пальто из искусственного меха, специально изготовленное фирмой, продвигавшей новую продукцию, для Шаляпина в 1929 году...

Литературно-музыкальную композицию обозревателя Радио России Ольги Русановой «Два огромных человека. Шаляпин и Горький» разыграли в дни фестиваля солист «Новой оперы» и Большого театра Алексей Тихомиров и актер Казанского академического русского большого драматического театра имени Качалова Иван Крушин. Фото Рамиса Назмиева, Шаляпинский фестиваль

Завидую тем, кто останется в Казани и на полную программу камерных концертов, и на открытые репетиции опер с комментариями специалистов (например, «Пиковую даму» согласился комментировать Александр Минкин, известный своими анализами пушкинских текстов). Я же на прощание лишь успеваю спросить директора казанской оперы — не маловато ли у них в репертуаре русских опер, если даже юбилейный Шаляпинский пришлось открывать музыкой Россини. И где татарская тема?

— А много ли их, опер вообще, может держать в афише такой театр, как наш? — звучит ответ. — Это только Большой и Мариинский могут себе позволить многие десятки названий. Мы не жалуемся на финансирование, и цифра 700 (штат коллектива) выглядит солидно, но это не две с половиной тысячи, как в ГАБТе. Так пусть лучше качественно идут 15-20 постановок, чем плохо — сотня. Что до титульной темы — давайте встретимся в начале следующего сезона на премьере балета о весьма популярном в Татарстане историческом герое Никите Бичурине — востоковеде, священнике, академике. А Шаляпинский фестиваль 2025 года, который мы посвятим уже 150-летию нашего театра, начнется с русской оперы. Какой — не скажу, приезжайте.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3242
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3103
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?