Исполнилось 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера, народного артиста СССР Марлена Хуциева. На этой волне возник всплеск интереса к его незавершенной картине «Невечерняя», посвященной встречам, беседам, спорам Льва Толстого и Антона Чехова. Мне кажется, сама история рождения и возрождения этой ленты буквально из пепла станет со временем одной из легенд мирового экрана.
Напомню: Марлен Хуциев запустился с «Невечерней» еще в 2003 году! Время было тяжелое для кино. Деньги на фильм то находились, то заканчивались, паузы в съемках длились не месяцами, а годами. Один из вынужденных простоев затянулся на целых восемь лет! Ни министерство культуры РФ, на словах радеющее о национальном кино, ни доблестный Союз кинематографистов РФ, ни могущественный «Мосфильм» не поинтересовались у режиссера выдающихся фильмов «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май», «Послесловие», как живется и работается нашему киноклассику, не протянули ему руку помощи. Помогали словом журналисты и кинокритики, а редкой и скудной денежкой — бизнесмены, меценаты. С каждым новым траншем Хуциеву приходилось заново набирать группу и начинать производственный процесс с начала.
Марлен Мартынович работал над «Невечерней» до последних дней своей долгой жизни. Он умер в 2019 году в 93 года, так и не завершив работу над лентой. Шесть лет огромный массив отснятого материала, частично смонтированный, с вариантами и дублями сцен, лежал бесхозный. И вот к 100-летию Хуциева его друзья и коллеги решили во что бы то ни стало завершить картину. И попросили сделать это режиссера Али Хамраева, близкого Хуциеву поэтикой своих фильмов («Без страха», «Белые, белые аисты», «Человек уходит за птицами», «Триптих», «Сад желаний»)...
Хамраев, помимо прочего, еще и человек редкого творческого бескорыстия. В последние годы он много сделал для увековечивания памяти своих выдающихся друзей и коллег. Снял личностный, пронзительный и поэтичный документальный фильм «Сиреневый ветер Параджанова», о котором мне доводилось писать в «Труде». В его планах кино еще про одного гения — писателя Фридриха Горенштейна, с которым Хамраев тоже был дружен. Но сейчас все его силы отданы «Невечерней».
Режиссер Али Хамраев, киновед Наум Клейман и автор этих строк перед показом фильма. Фото Юрия Феклистова
Несколько месяцев напряженной работы увенчались прекрасным, хотя пока и промежуточным результатом. На днях в кинозале культурного центра «ГЭС- 2» прошел закрытый показ («только для своих») черновой версии фильма, на который был приглашен и автор этих строк. В незавершенной картине еще «плывет» звук, потребуется основательная цветокоррекция, будет продолжена работа с музыкой и шумами. В двухчасовом фильме пока нет даже титров, но он уже живет, дышит, волнует, вызывает мягкую чеховскую улыбку и исторгает слезы восторга. Это кино Марлена Хуциева с его фирменной киногенией, завораживающей визуальной магией.
И это поразительный двойной портрет классиков нашей литературы. К такому точному попаданию в образы Льва Толстого и Антона Чехова наше кино, смею думать, еще не приближалось. Народному артисту России Владиславу Ветрову, когда-то начинавшему свою актерскую судьбу на родине Чехова в Таганроге, и ведущему актеру Калужского театра драмы Михаилу Пахоменко удалось передать не только внешнюю схожесть с классиками литературы, но их речь, жесты, походку; кажется, им открылись сами мысли классиков. Во время просмотра фильма то и дело ловишь себя на мысли, что это не актеры, а собственно Чехов и Толстой сию минуту пьют чай в палате московской лечебницы или играют в шахматы на террасе в ялтинской Гаспре. И говорят о погоде, здоровье, литературе, мировой душе, жизни и смерти, звездном небе над головой...
По словам Хамраева, предстоит еще два-три месяца работы, и фильм будет доведен до мыслимого в данных обстоятельствах совершенства. Предположительно, его премьера состоится на одном из международных кинофестивалей. Скорее всего, на Берлинале, где в свое время был показан и увенчан призами предыдущий фильм Хуциева — «Бесконечность». А дальше, я надеюсь, он станет доступен зрителям.
«Невечерняя» — это не блокбастер, не сладкая сказочка, а глубокий разговор о главных вещах на свете, так что широкого проката у фильма не будет. Но у зрителя, выросшего в лоне русской культуры, для которого имена Толстого, Чехова, Хуциева не пустой звук, фильм, уверен, найдет самый горячий и сердечный отклик.