Премьера спектакля «Веселый солдат» по одноименной повести Виктора Астафьева состоялась в Московском губернском театре. Обращение к военной прозе русского писателя художественный руководитель театра, народный артист России Сергей Безруков объясняет желанием рассказать о «некрасивой войне», показать то, что в прозе Астафьева называют «солдатской правдой», в отличие от правды «генеральской».
Главный герой инсценировки – сам писатель, вспоминающий о войне, в исполнении заслуженного артиста России Бориса Галкина, который был с Астафьевым лично знаком. На сцене, в правом углу – комната писателя, как в его родной деревне Овсянка, стол, за которым он работал. А основное пространство сцены – деревянная декорация, которая становится то вагоном, в котором раненые едут с фронта в госпиталь, то домом в уральском городе Чусовом, где живет семья жены Виктора Мили (Марии) и куда Миля с Виктором приезжают после демобилизации, то занавесом, открывающимся для того, чтобы показать как «парадные», так и бывшие секретные кадры кинохроники. Писатель «живет» на сцене вместе со своими героями, беседует с ними, комментирует происходящее на фронте, где рядовой Витя Астафьев (Илья Малаков) убивает первого немца, в санитарном поезде, в доме большой уральской семьи в первые годы мирной жизни.
Современникам Виктора Астафьева видеть его в качестве главного героя на сцене может показаться непривычным. Это вообще странное ощущение – видеть другого человека в образе того, кого ты помнишь живым. Но, наверное, так повезло многим рожденным в СССР: после очернения недавнего прошлого к нему обратились за поиском героев и духовных опор (не хотелось бы использовать уже привычные в ироническом ключе «скрепы») в непростой настоящей жизни. Казалось бы, какое отношение к героям и опорам имеет жесткое, иногда натуралистичное, изображение войны и послевоенных будней у Астафьева, где у солдата, заживо гниющего в госпитале, «в ране копошились черви», младенца – девочку-первенца Виктора и Мили «уморили голодом в больнице», а сестра Мили, боящаяся в этой послевоенной больнице рожать, умирает от сепсиса после домашних родов? Кроме того, в инсценировку, помимо материала повести, включены анонимное письмо с обвинениями в адрес писателя, а также фрагменты его статей и писем, включая статью, где о Победе в Великой Отечественной войне говорится так: «Мы просто завалили их (немцев) трупами и утопили в собственной крови».
Казалось бы, при таком видении истории и места простого, «маленького» человека в ней тому самому «маленькому человеку», но сегодняшнему, отыскать опору не в чем. Но повесть, как и спектакль, названы «Веселый солдат». И дело не только в забористых солдатских прибаутках, вызывающих долгий смех и аплодисменты в зрительном зале. Свою опору в жизни, где за взятие живым немецкого полковника получает награду тот, кто руководил операцией, а за спасение жизни товарища в госпитале могут самого лишить если не жизни, то свободы, сформулировал один из героев Астафьева, Анкудин Анкудинов: «Было б за че ухватиться, они б меня тут же схарчили! И вы живите так, чтоб не за что ухватиться, не потому что извилисты, а потому что прямы». Герой повести Витя не зря в трудные моменты послевоенной жизни хочет поговорить именно с Анкудином. И наверное, не случайно десятилетиями позже писатель Астафьев напишет: «Чем более наврешь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую».
Сила духа «веселого солдата» – простого парня, «ваньки-взводного», выжившего и в войну, и в послевоенную разруху, когда победители, чествуемые с высоких трибун, возвращались в землянки и бараки, болели и голодали, теряли близких и детей, эта сила – пример и для нынешнего человека, «маленького» и не очень.
А писатель Виктор Астафьев черпал силу и в красоте природы родных мест – берегов реки Енисей, и в дружбе – в частности с народным артистом СССР Георгием Жженовым, и в поддержке жены, с которой прожил более полувека... В театральной постановке «Веселого солдата» и об этом сказано – впрочем, лучше увидеть.