Главная Культура 19:23 11 Октября 2022 5059
Бал-маскарад дополненной реальности

Самарцы уловили иронию в одном из самых загадочных замыслов Верди

Сергей Бирюков
В спектакле режиссера Филиппа Разенкова и его команды все не то, чем кажется сперва. Фото Елены Лапиной, фестиваль «Видеть музыку»

Всегда ли Верди – это про сшибку полюсов: высшего благородства и низких козней, светлой любви и черной ненависти, жажды жизни и неизбежности смерти?.. Справедливо ли судить об одном из величайших музыкальных драматургов мира так однохромно? Не бывают ли и его персонажи в любви – греховны, в благородстве – инфантильны? Ведь то – живые люди, а не ходячие схемы: тем и интересны, что до последнего не знаешь – способны ли они хотя бы в главные моменты жизни на преодоление собственных несовершенств и высокие поступки. По крайней мере этот посыл воспринимаешь как главный в спектакле «Бал-маскарад», привезенном Самарским театром оперы и балета имени Шостаковича на Новую сцену Большого театра в рамках VII фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».

Сам «Бал-маскарад» в сюжетном отношении стоит заметно в стороне от вердиевского мейнстрима, где уж если герой, а особенно героиня – то чудо душевной высоты и чистоты, чернота же – не в нем (ней), а вокруг: в нравах света, порочности элиты, неправедном рабстве… Но в этой опере все не так. В самом деле, ну какое благородство – в романе начальника с женой подчиненного, к тому же – его ближайшего друга? А так ли безупречна политическая карьера этого лидера, если были в ней, допустим, те сомнительные смертные приговоры, о которых хорошо помнят его противники?

Ну и посмотрите на этого фанфарона, словно говорят нам режиссер Филипп Разенков и сценограф Эрнст Гейдебрехт, с первых минут помещая губернатора Бостона Ричарда Варвика на уровень выше всех остальных действующих лиц – на галерею; гляньте, с каким самолюбованием залезает он на бутафорскую лошадь, установленную в его резиденции; а как нарочито аляповат этот конь из золоченых железок с подобием паровозной решетки для отбрасывания в сторону посторонних предметов, если таковые окажутся на пути…

А его возлюбленная Амелия, у которой даже на кладбище из-под черного плаща то и дело вылезает платье вызывающе страстного алого цвета (художник по костюмам Татьяна Ногинова)! А гигантская волчья шуба Ричарда, которую тот, спасаясь от преследования, перевешивает на своего несчастного обманутого друга – не символ ли это тщеславия, пародийный до комичности (как тут не вспомнить совершенно такую же шубу на эталонно сыгранном Никитой Михалковым американском нуворише Генри Баскервилле в культовом фильме Игоря Масленникова)?

А паж Оскар, переделанный постановщиками в сексапильную секретаршу! Даром, что ли, Верди наградил этого жизнерадостного персонажа роскошной колоратурно-сопрановой партией – пусть, усиливая иронию сюжета, привносит в него дополнительный фарсовый мотив: бойкая девушка имеет собственные виды на шефа, представляя собой невольную и оттого еще более забавную карикатуру на «большую» любовь Ричарда и Амелии.

У Ричарда (Иван Гынгазов) секретарь только имя носит мужское – Оскар, но планы у героини (Ирина Янцева) вполне женские

Да и вообще колорит маскарада (та же Оскар откровенно косит под Мерилин Монро, а заговорщики – под злобных американских генералов даже не в американском, а в давнем советском представлении) царит в опере далеко не только в сцене собственно бала ряженых. Здесь едва ли не все – не то, чем кажется. Но в том и роковое свойство маскировки, что она рано или поздно слетит, и правда предстанет особенно шокирующей. Кладбище преступников – оно же одновременно и лабиринт отражений: ты думал, что смотришь на могилу изверга – а глядишь себе в глаза. Гигантский лик Ричарда в доме Ренато – поначалу образец благолепия, но с раскрытием интриги он стремительно ветшает и осыпается, будто мы движемся к финалу не «Бала-маскарада» Верди, а «Портрета Дориана Грея» Уайльда.

Собственно, весь сюжет постановщики трактуют как некий морок – его символизирует гипнотический шлем не то из древних ритуалов, не то из современного кабинета энцефалографии, надетый на Ричарда колдуньей Ульрикой. У него двойная роль: героя он, путая в наведенных образах (зыбкие узоры черных скриншотов на заднике, придуманные художником-компьютерщиком Владимиром Поротькиным), программирует на путь к гибели-расплате, а нам показывает эту самую незрелость, ведомость персонажа. Ее воплощение – почти постоянно сопровождающий Ричарда двойник, одетый в такую же матроску, с тем самым гипнотическим шлемом на голове, только мальчикового роста – он то по-детски копирует повадки «своего взрослого» (залезает не на большую, а на маленькую игрушечную лошадь), то пытается жестами удержать того от роковых шагов, но тщетно.

Амбивалентен сюжет – амбивалентно и его музыкальное воплощение. Верди – великий мастер музыкальной, в частности тембровой драматургии, но даже в его творчестве трудно найти другую оперу с таким же количеством загадочно-мрачных тембров-микстур, особенно духовых, словно в распоряжении композитора не четверка деревянных и столько же медных инструментов, а еще с десяток таинственных, чаще всего зловещих оркестровых голосов, особенно рельефных на фоне «чистых» струнных звучностей, например, в увертюре или в финале. Дирижер-постановщик Евгений Хохлов колоритно смакует эту загадочность. А с другой стороны – сколько блеска в массовых сценах, где виртуозно соединены в многоуровневую звуковую конструкцию контрастные пласты – хор славильщиков Ричарда, реплики его ненавистников (хормейстер Максим Пожидаев)… Сколько огня – в многочисленных маршах, вальсах, галопах: ведь бал, да еще маскарад (хореограф Алина Мустаева)! Иной раз ловишь себя на мысли – какие роскошные оперетты писал бы Верди, не будь он а) трагиком по натуре и б) до мозга костей итальянцем, то есть сыном страны, где опера не оставила другим музыкально-театральным жанрам шансов.

И, конечно, респект театру, собравшему такой сильный ансамбль солистов. Многие ли из современных российских теноров смогут составить конкуренцию звонкоголосому гостю из московской «Геликон-оперы» Ивану Гынгазову, которому в партии Ричарда разве что стоит пожелать большего разнообразия оттенков (пока в его пении многовато эффектного, но все же однообразного «форте»)? Ну, и внешней статью такой вполне мог смутить душу Амелии (крепкое самарское сопрано Татьяна Ларина с чуть, может быть, резковатым верхним регистром). Броская краска – магически-гипнотизирующий голос еще одной самарчанки – Анны Костенко: настоящая Ульрика (и, уверен, Азучена, Маддалена, Кармен, прочие классические меццо-сопрановые героини, значащиеся в ее репертуаре). Актерски очаровательна и технически виртуозна Ирина Янцева, которая, надеюсь, на самарских подмостках звучит еще убедительнее, чем с глуховатой Новой сцены Большого. А как на ее Оскаре сидит тот самый наряд от Мерилин! Естественно встроились в партитуру оперы обаятельный бас-баритон Степан Волков (бравый моряк Сильван), бас Георгий Шагалов и его коллега из Большого театра Владимир Комович (заговорщики Сэмюэль и Том), тенор Ярослав Кожевников (Судья), баритон Григорий Жучковский (Помощник Амелии)… Нельзя не сказать и о мимической роли актера театра Виталия Нуштаева (Альтер Эго Ричарда), без единого звука, лишь выразительной пластикой «внутреннего ребенка» нарисовавшего одну из главных смысловых линий постановки.

Особых слов заслуживает солист Мариинского театра Владислав Сулимский в роли Ренато.

Обманутый другом Ренато (Владислав Сулимский) и его несчастная жена Амелия (Татьяна Ларина)

Не только в неотразимо поданном признании Eri tu – одной из величайших баритоновых арий мира – его пение и игра задают планку высочайшего вокального мастерства и трагической образности. Само участие этого артиста, группирующего вокруг себя ансамбль самарских исполнителей, поднимает их общую работу до международного уровня.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23342
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5517
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5401
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?