Главная Культура 19:23 11 Октября 2022 4829
Бал-маскарад дополненной реальности

Самарцы уловили иронию в одном из самых загадочных замыслов Верди

Сергей Бирюков
В спектакле режиссера Филиппа Разенкова и его команды все не то, чем кажется сперва. Фото Елены Лапиной, фестиваль «Видеть музыку»

Всегда ли Верди – это про сшибку полюсов: высшего благородства и низких козней, светлой любви и черной ненависти, жажды жизни и неизбежности смерти?.. Справедливо ли судить об одном из величайших музыкальных драматургов мира так однохромно? Не бывают ли и его персонажи в любви – греховны, в благородстве – инфантильны? Ведь то – живые люди, а не ходячие схемы: тем и интересны, что до последнего не знаешь – способны ли они хотя бы в главные моменты жизни на преодоление собственных несовершенств и высокие поступки. По крайней мере этот посыл воспринимаешь как главный в спектакле «Бал-маскарад», привезенном Самарским театром оперы и балета имени Шостаковича на Новую сцену Большого театра в рамках VII фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».

Сам «Бал-маскарад» в сюжетном отношении стоит заметно в стороне от вердиевского мейнстрима, где уж если герой, а особенно героиня – то чудо душевной высоты и чистоты, чернота же – не в нем (ней), а вокруг: в нравах света, порочности элиты, неправедном рабстве… Но в этой опере все не так. В самом деле, ну какое благородство – в романе начальника с женой подчиненного, к тому же – его ближайшего друга? А так ли безупречна политическая карьера этого лидера, если были в ней, допустим, те сомнительные смертные приговоры, о которых хорошо помнят его противники?

Ну и посмотрите на этого фанфарона, словно говорят нам режиссер Филипп Разенков и сценограф Эрнст Гейдебрехт, с первых минут помещая губернатора Бостона Ричарда Варвика на уровень выше всех остальных действующих лиц – на галерею; гляньте, с каким самолюбованием залезает он на бутафорскую лошадь, установленную в его резиденции; а как нарочито аляповат этот конь из золоченых железок с подобием паровозной решетки для отбрасывания в сторону посторонних предметов, если таковые окажутся на пути…

А его возлюбленная Амелия, у которой даже на кладбище из-под черного плаща то и дело вылезает платье вызывающе страстного алого цвета (художник по костюмам Татьяна Ногинова)! А гигантская волчья шуба Ричарда, которую тот, спасаясь от преследования, перевешивает на своего несчастного обманутого друга – не символ ли это тщеславия, пародийный до комичности (как тут не вспомнить совершенно такую же шубу на эталонно сыгранном Никитой Михалковым американском нуворише Генри Баскервилле в культовом фильме Игоря Масленникова)?

А паж Оскар, переделанный постановщиками в сексапильную секретаршу! Даром, что ли, Верди наградил этого жизнерадостного персонажа роскошной колоратурно-сопрановой партией – пусть, усиливая иронию сюжета, привносит в него дополнительный фарсовый мотив: бойкая девушка имеет собственные виды на шефа, представляя собой невольную и оттого еще более забавную карикатуру на «большую» любовь Ричарда и Амелии.

У Ричарда (Иван Гынгазов) секретарь только имя носит мужское – Оскар, но планы у героини (Ирина Янцева) вполне женские

Да и вообще колорит маскарада (та же Оскар откровенно косит под Мерилин Монро, а заговорщики – под злобных американских генералов даже не в американском, а в давнем советском представлении) царит в опере далеко не только в сцене собственно бала ряженых. Здесь едва ли не все – не то, чем кажется. Но в том и роковое свойство маскировки, что она рано или поздно слетит, и правда предстанет особенно шокирующей. Кладбище преступников – оно же одновременно и лабиринт отражений: ты думал, что смотришь на могилу изверга – а глядишь себе в глаза. Гигантский лик Ричарда в доме Ренато – поначалу образец благолепия, но с раскрытием интриги он стремительно ветшает и осыпается, будто мы движемся к финалу не «Бала-маскарада» Верди, а «Портрета Дориана Грея» Уайльда.

Собственно, весь сюжет постановщики трактуют как некий морок – его символизирует гипнотический шлем не то из древних ритуалов, не то из современного кабинета энцефалографии, надетый на Ричарда колдуньей Ульрикой. У него двойная роль: героя он, путая в наведенных образах (зыбкие узоры черных скриншотов на заднике, придуманные художником-компьютерщиком Владимиром Поротькиным), программирует на путь к гибели-расплате, а нам показывает эту самую незрелость, ведомость персонажа. Ее воплощение – почти постоянно сопровождающий Ричарда двойник, одетый в такую же матроску, с тем самым гипнотическим шлемом на голове, только мальчикового роста – он то по-детски копирует повадки «своего взрослого» (залезает не на большую, а на маленькую игрушечную лошадь), то пытается жестами удержать того от роковых шагов, но тщетно.

Амбивалентен сюжет – амбивалентно и его музыкальное воплощение. Верди – великий мастер музыкальной, в частности тембровой драматургии, но даже в его творчестве трудно найти другую оперу с таким же количеством загадочно-мрачных тембров-микстур, особенно духовых, словно в распоряжении композитора не четверка деревянных и столько же медных инструментов, а еще с десяток таинственных, чаще всего зловещих оркестровых голосов, особенно рельефных на фоне «чистых» струнных звучностей, например, в увертюре или в финале. Дирижер-постановщик Евгений Хохлов колоритно смакует эту загадочность. А с другой стороны – сколько блеска в массовых сценах, где виртуозно соединены в многоуровневую звуковую конструкцию контрастные пласты – хор славильщиков Ричарда, реплики его ненавистников (хормейстер Максим Пожидаев)… Сколько огня – в многочисленных маршах, вальсах, галопах: ведь бал, да еще маскарад (хореограф Алина Мустаева)! Иной раз ловишь себя на мысли – какие роскошные оперетты писал бы Верди, не будь он а) трагиком по натуре и б) до мозга костей итальянцем, то есть сыном страны, где опера не оставила другим музыкально-театральным жанрам шансов.

И, конечно, респект театру, собравшему такой сильный ансамбль солистов. Многие ли из современных российских теноров смогут составить конкуренцию звонкоголосому гостю из московской «Геликон-оперы» Ивану Гынгазову, которому в партии Ричарда разве что стоит пожелать большего разнообразия оттенков (пока в его пении многовато эффектного, но все же однообразного «форте»)? Ну, и внешней статью такой вполне мог смутить душу Амелии (крепкое самарское сопрано Татьяна Ларина с чуть, может быть, резковатым верхним регистром). Броская краска – магически-гипнотизирующий голос еще одной самарчанки – Анны Костенко: настоящая Ульрика (и, уверен, Азучена, Маддалена, Кармен, прочие классические меццо-сопрановые героини, значащиеся в ее репертуаре). Актерски очаровательна и технически виртуозна Ирина Янцева, которая, надеюсь, на самарских подмостках звучит еще убедительнее, чем с глуховатой Новой сцены Большого. А как на ее Оскаре сидит тот самый наряд от Мерилин! Естественно встроились в партитуру оперы обаятельный бас-баритон Степан Волков (бравый моряк Сильван), бас Георгий Шагалов и его коллега из Большого театра Владимир Комович (заговорщики Сэмюэль и Том), тенор Ярослав Кожевников (Судья), баритон Григорий Жучковский (Помощник Амелии)… Нельзя не сказать и о мимической роли актера театра Виталия Нуштаева (Альтер Эго Ричарда), без единого звука, лишь выразительной пластикой «внутреннего ребенка» нарисовавшего одну из главных смысловых линий постановки.

Особых слов заслуживает солист Мариинского театра Владислав Сулимский в роли Ренато.

Обманутый другом Ренато (Владислав Сулимский) и его несчастная жена Амелия (Татьяна Ларина)

Не только в неотразимо поданном признании Eri tu – одной из величайших баритоновых арий мира – его пение и игра задают планку высочайшего вокального мастерства и трагической образности. Само участие этого артиста, группирующего вокруг себя ансамбль самарских исполнителей, поднимает их общую работу до международного уровня.

Культура 00:05 / 20 Декабря 2024 27612
Как закопать сокровище

«Сосули» на Охте грозят вычеркнуть Санкт-Петербург из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

На Охтинском мысе в Санкт-Петербурге вбивают сваи в археологические сокровища. Так подрядчики «Газпрома» уничтожают исторические памятники, где археологи нашли остатки шведских и новгородских крепостей, а также...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Комедия «Ирония судьбы» вступает в 50-й год своей легендарной истории

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975г.). Фото из открытых источников

Наша жизнь немыслима без «Иронии судьбы». Не теряющая с годами волшебного очарования комедия Эльдара Рязанова — такой же неизменный атрибут новогодних праздников, как елка в квартире, или мандарины...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 13925
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

В хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч», поставленном в Театре имени Вахтангова Олегом Долиным, речь идет о любви, настигшей однажды доктора Старцева, озарившей душу, будто вспышка молнии. Но постепенно чувства притупляются, исчезает магия, и вот уже в потухшем взоре нет ничего от прежней радости и счастья… 

Любовь Лебедина
Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Сюжет, увы, знакомый очень многим не только из литературы, а из текущей вокруг жизни. Да и в театре, и в кино игранный-переигранный. Но почему-то всякий раз от этой истории щемит сердце, и возникает искреннее чувство потери и недоумения: как...

Культура 00:04 / 13 Декабря 2024 12270
Говорят, секса нет

Министерство культуры в очередной раз удивило россиян, одобрив показ в кинотеатрах «фильмов для взрослых»

Ирина Хмара
Труд
Звезда жанра Лиза Энн обратила свое экспертное внимание на нововведение Минкульта. Фото: Karl Polverino/Zumapress.com, globallookpress.com

На днях Министерству культуры РФ удалось шокировать россиян. В Сети бурно обсуждается информация о том, что ведомство одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах: 48 картин для взрослых получили прокатные удостоверения....

Ведущая программы «Энигма» на телеканале «Россия-Культура» поговорила с «Трудом» о конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик»

Дарья Ефремова
Труд
Из личного архива

В Концертном зале имени Чайковского прошел юбилейный, XXV Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Событие транслировалось в прямом эфире телеканала «Россия-Культура». Из 48 участников...

Россияне рассказали, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным

Труд
На первом месте оказалась трилогия Николая Носова про Незнайку

В начале года серьезная исследовательская компания опросила жителей городов, посещающих кинотеатры, выясняя, какое произведение отечественной классики для детей они хотели бы увидеть экранизированным. На первом месте оказалась...

Культура 00:06 / 20 Декабря 2024 11929
Пейзаж в тумане

Подводим коммерческие и творческие итоги киногода

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Холоп 2». Фото: kinopoisk.ru

19 декабря в прокат вышли очередные, 11-е по счету «Елки» — продолжение кинофраншизы, стартовавшей еще в 2010 году. Шесть лет назад продюсеры клялись, что поставят на обветшалом проекте крест,...

В Москву привезли постановку «Палата № 6» Льва Додина – о равнодушии, которое убивает 

Анна Чепурнова
Фото: https://urokirezhissury.ru

В рамках внеконкурсной программы фестиваля «Уроки режиссуры» из питерского Малого драматического театра – Театра Европы в Москву привезли «Палату № 6». Спектакль, который Лев Додин поставил в этом году к своему...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Накануне Нового года мы решили вспомнить, какие темы в 2024-м неожиданно становились на нашем ТВ резонансными

Сергей Беднов
Труд
Почему-то ни у одной серьезной передачи не вызвало вопросов шоу «Звезды в джунглях». В котором участвовала недавняя арестантка Валерия Чекалина, она же Лерчек

В эфире каналов, а вслед за ними в дискуссиях депутатов и постах в Сети они оказывались в центре внимания. И казалось, нет ничего важнее. Но проходила неделя, месяц — ажиотаж улетучивался,...

Классики видели в Рождестве повод задуматься о минувшем и будущем

Марина Суранова
Труд

Новый год и Рождество — это не только любимые праздники, но и повод задуматься о минувшем и будущем. Мы, собственно, об этом и сами знаем и находим тому подтверждение у классиков....

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Михаил Боярский счастлив благодаря своим близким

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Первая и единственная, на всю жизнь жена. Двое детей. Шестеро внуков. Десятки ролей в театре и кино. Песни, ставшие в его исполнении хитами. И такая же популярность уже у четвертого поколения зрителей,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?