В интернете — очередной скандал вокруг фигуры «вечно живого» Виктора Цоя, чью песню на недавнем фестивале «Кинопробы» перепел Леонид Агутин. Одним из условий для приглашенных было исполнение композиции группы «Кино». Агутин удивился («Где я и где Цой?»), но все же со своей группой «Эсперанто» сделал версию композиции «Кончится лето». И началось...
Агутин спел в своем стиле, с элементами босановы, но узнаваемо и уважительно к оригиналу. На фестивале забыл в одном месте слова, зал подсказал, и это было трогательно. Бережно был сделан и видеоклип «Кончится лето», выход которого совпал с приходом сентября.
Но дальше пользователи набросали под клипом таких комментариев, что оторопь берет. Самым вежливым было пожелание Леониду «петь свои песни», другие же не выбирали слов и просили «убрать от Виктора Цоя грязные попсовые руки».
Печально, что культ Цоя обретает столь уродливые формы. Сто лет, как война кончилась, но есть те, кто продолжает пускать эшелоны под откос. Бдительно следят за воображаемой битвой между роком и попсой и зорко охраняют выдуманные идеалы. Видимо, за 28 лет дежурств у «стены Цоя» не нашли времени повзрослеть.
От кого они пытаются защитить своего кумира? От Леонида Агутина, одного из самых интересных и нестандартно мыслящих отечественных музыкантов. Его песенный язык изобретателен, Леонид никогда не подстраивался под форматы, писал, как чувствовал. Для тех, кто разбирается в музыке, много говорит факт сотрудничества Агутина с большим джазовым гитаристом Элом Ди Меолой, с которым они выпустили совместный альбом. Тут в пылу борьбы можно вспомнить тот факт, что на пике своей карьеры группа «Кино» выступала в больших концертах с тогдашней попсой типа группы «НА-НА» — и непримиримой вражды замечено не было. Но зачем ворошить прошлое? Уверен, что Цой и Агутин, доведись им пообщаться, нашли бы общий язык, Виктор при всем своем обостренном чувстве собственного достоинства признавал интересных музыкантов.
Музыка Цоя останется в истории, как само время, породившее Цоя и Ко. Но есть одна опасность. После трагической смерти Виктора посмертный культ продержался столько лет, что его адепты в конце концов стали похожи на сектантов. Несколько лет назад «Мы ждем перемен» спела Надежда Кадышева под баян — тогда посмеялись, но про грязные руки вроде бы не кричали. А на Агутине почему-то решили отыграться.
Многих коробит, когда песни Владимира Высоцкого на фестивалях его памяти исполняют легко одетые девичьи группы. У них действительно редко получается это сделать талантливо. Но запрещать, но кричать: «Не тронь нашего Семеныча»? И кто тут выглядит глупее — поп-певица с кавером на Высоцкого или такие вот ревнители чистоты жанра?
Оценивать нужно не факт перепевки, а ее результат. Если кавер сделан не по велению души, спустя рукава — это же всегда слышно. Зато версии, рожденные истинной любовью к оригиналу и талантом, иногда могут оказаться если не лучше, то интересней и популярней его: «I Will Always Love You» Уитни Хьюстон (автор — Долли Партон), «Crying in the Rain» A-ha (первые исполнители — Everly Brothers), «Nothing Compares 2 U» Шинейд О’Коннор (автор — Принс)... Да и у нас за примерами ходить далеко не надо: «Город золотой» Бориса Гребенщикова (Владимир Вавилов / Анри Волохонский), «Я люблю буги-вуги» «Секрета» (Майк Науменко), «Нюркина песня» Пелагеи (Янка Дягилева). «Кукушку» Виктора Цоя перепевали многие, и некоторые сделали ее совершенно по-другому, чем группа «Кино». Полагаю, кто-то из будущих перепевщиков станет ориентироваться уже на эти версии, а не оригинал.
Вот и агутинское «Кончится лето» для некоторых музыкантов может оказаться интереснее, чем цоевское. Как бы ни злились упертые поклонники, чей фанатизм мало похож на истинную любовь к музыке.