«Москва слезам не верит. Все только начинается» — так называется долгожданный сериал, который сняли супруги Жора Крыжовников и Ольга Долматовская. Известная история, но не ремейк, а скорее новое кино в жанре мюзикла, действие которого разворачивается в гламурные нулевые и в наши дни. А еще вместо дочки — сын, а Гоши и вовсе нет. Премьера состоялась дважды: в светском формате в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате и на Болотной площади в рамках проекта «Лето в Москве». Второй показ приурочили к грядущему Дню города. Пока сериал идет в онлайн-кинотеатре Wink, позже его покажут на СТС.
Кажется, Крыжовникова и Долматовскую можно поздравить: «Москва» удалась. И даже, повторю, не хочется называть ее обидным словом «ремейк». Это действительно другой фильм — веселый, озорной, идущий в ногу со временем. Действие разворачивается в двух временных промежутках. Первая часть: нулевые вместо 1950-х, какие были в знаменитой ленте Владимира Меньшова. Вторая часть — про наши дни.
Ну а сюжет почти тот же. Вновь подруги-провинциалки, их три. Вместо Катерины героиня с именем на К — Ксюша. Сербка Тина Стойилкович вместо сибирячки Веры Алентовой. Она ничем не примечательная серенькая тихоня, каких сотни и тысячи, приезжает в Москву из Самары/Саратова, сбежав от мужа-абьюзера. И останавливается у тети-алкоголички. У Ксюши, в отличие от Катерины, сын, а не дочь: Матвей вместо Александры.
Кстати, сама актриса признается, что она, как и ее героиня, попадала в схожие обстоятельства в 2017 году. Тогда Тина приехала поступать в театральный вуз из Белграда.
— Тот мой личный опыт помог в работе над ролью, — рассказывает она. — Это был непростой период в моей жизни: не было тут знакомых, я не знала языка. Так что мы с моей героиней не раз попадали в сложные обстоятельства, но сохранили веру в себя и до конца следовали мечте. Тем более Москва — невероятный город! Он всегда дарит надежду на лучшую жизнь. Солнце взойдет, и счастье обязательно придет, нужно только идти наперекор судьбе и не сдаваться.
Вместо Людмилы, которую у Меньшова играла Ирина Муравьева, в фильме появляется Маша. Наглая и разбитная блондинка, чем-то похожая на типичную «фабрикантку» с ТВ. И мечты у героини соответствующие: выйти замуж за иностранца, уехать за границу и жить там в доме с бассейном, загорать у океана, гулять повсюду с йорком, умиляясь его проделкам. В нее перевоплощается блогер Мария Камова (Маш Милаш). Для нее эта роль — дебют в кино. Актерская игра на высоте, правда, сбивают с толку уколы красоты: к таким в начале нулевых мало кто прибегал, а у Маши они в буквальном смысле налицо.
— Мне понравилось играть в драматических сценах, — делится исполнительница роли блондинки. — Я-то давно знала, что у меня хорошо получается изображать все веселое. А вот то, что мне понравится играть нечто драматическое — реветь белугой, ругаться, драться, — это стало интересным открытием. А вообще-то мы с моей героиней похожи: обе открытые, легкие на подъем, смешные и добрые...
Идем дальше по списку. Вместо Антонины, которую, помните, играла Раиса Рязанова, в новой ленте появляется Оля — она же Анастасия, внучка актрисы Валентины Талызиной. Ее еще называют русской Мэрилин Монро. Актерский талант Анастасии особенно раскрывается в отдельных моментах. Например, когда ее героиня Оля расспрашивает Ксюшу о странном шраме на животе. Впрочем, это интерес еще и профессиональный: если Антонина у Меньшова была маляром-штукатуром на стройке, то Оля — студентка медицинского института, будущий хирург, правда, пока подрабатывает кассиром в «Макдоналдсе»...
Во второй части сериала, действие которой происходит 20 лет спустя, уже 40-летних героинь играют другие актрисы. Ксюша стала успешной бизнесвумен (этот образ воплотила Марина Александрова). Олю играет Юлия Топольницкая, а Машу — Валерия Астапова. Замена по ходу игры понятная: подруги вынуждены расстаться с некоторыми иллюзиями и переживают кризис среднего возраста. Они ищут себя.
По словам режиссера Ольги Долматовской, в этом проекте на первый план выступает тема женской дружбы, прошедшей через года и испытания.
— Для меня эта история во многом личная, — признается она. — В каждой из героинь я вижу себя или своих подруг, каждую понимаю и чувствую. У меня тоже есть подруга, с которой я познакомилась при поступлении в институт, и больше мы с того дня не расставались.
Еще мне кажется важным, что в нашем сериале каждая героиня находит себя. В оригинальном фильме была фраза: «В 40 лет жизнь только начинается». А мне бы хотелось, чтобы каждая женщина в любом возрасте могла себе сказать: все только начинается. Скажете, много хочу, да?
Ну и, конечно, отдельно надо представить мужчин. Иван Янковский играет телевизионного продюсера Влада. У Меньшова этого персонажа звали Родионом-Рудольфом, он тоже работал на телевидении и тоже в «Останкино», но был телеоператором. И тоже гарцевал по жизни, был ловеласом (его играл Юрий Васильев). Обещал жениться на Катерине, но бросил ее одну с ребенком. Андрей Максимов играет Артема, тюфяка и толкиниста, который влюблен в Машу. Если продолжать параллели, то напомню: в советском фильме это Сергей Гурин, звездный хоккеист и жених Людмилы...
Ну и песня, куда же без нее. У Меньшова фоном шли задушевные строки-обещание: «Александра, Александра, ты подружишься с Москвой!». В этом же фильме звучит известная песня группы «Танцы Минус», строчки которой как нельзя лучше характеризуют Москву начала 2000-х: «Город-сказка, город-мечта. / Попадая в его сети, пропадаешь навсегда, / Глотая воздух, простуды сквозняков / С запахом бензина и дорогих духов».
Итак, у Крыжовникова и Долматовской получился свой, современный сериал. Думаю, многие из зрителей, глядя на экран, вспомнят юность, когда жизнь была щедра на открытия и сюрпризы, а амбиции не казались глупыми мечтами, когда мы разговаривали по кнопочным Nokia и не зависали в телефонах днями и ночами в бессмысленных поисках, когда в моде были девушки с внешностью Барби в мини-юбках, а к ним прилагались собачки-йорки и папики с животами и такой же толщины бумажниками... Кстати, для создания той канувшей в прошлое атмосферы в сериале снялись былые кумиры: стилист Сергей Зверев, солист «Иванушек» Андрей Григорьев-Аполлонов, певец Митя Фомин, телеведущая Аврора.
Съемки проходили в Москве, включая РАМТ, высотку на Котельнической набережной, телецентр «Останкино» и Пушкинскую площадь, где снимали яркую сцену с участием более 200 танцоров и прочей массовкой. А музыкальные номера запечатлели в огромном кинопарке «Москино», а также на натурной площадке «Ковбойский городок» (это реалистичный город времен Дикого Запада площадью более 6 тысяч кв. метров с улицами, салуном и офисом шерифа).
Но все равно на экране — Москва, и мы ее, родную, узнали сквозь все декорации!
Прямая речь
Рузиль Минекаев, актер (играет Матвея, повзрослевшего сына Ксюши)
— Рузиль, вы смотрели фильм Владимира Меньшова?
— Увидел его впервые недавно, перед съемками. Время, в котором живет мой персонаж, наше, современное, так что от меня не требовалось копировать поведение и манеру общения советских людей. Впрочем, я сейчас смотрю всю русскую классику, потому что многое упустил. Из последнего увиденного — «Бриллиантовая рука» и «12 стульев». Очень интересно.
— В новой «Москве» вы играете Матвея, сына главной героини, и он, насколько я знаю, поет.
— Это мюзикл, и мне тут пришлось петь. Никогда не считал себя человеком с вокальным талантом, но оказалось, что петь очень интересно. Да и роль пришлась по душе. Моему герою 20 с небольшим. Это парень, который пытается жить самостоятельно, без маминой поддержки. По-моему, очень современная история.
— Кто на съемочной площадке главенствовал: Андрей или Ольга?
— У них действительно тандем. Но Олю я чаще видел на площадке. Андрей Николаевич сидел на плейбеке. Но если мы с Ольгой долго не могли найти решение сцены, он подключался. И совместными усилиями у нас получалось.
— Маме понравилась ваша работа?
— Она, безусловно, была рада, но отреагировала сдержанно: «Классный сериал. Молодцы!» Хотя в ее устах это очень высокая оценка.
— Вы, как и героини, не из Москвы. Ваша мама, знаю, живет в татарском городе Нурлат. Не хотите ее сюда перевезти?
— Мама живет в частном доме, я, конечно, предлагал ей переехать. И в Казань звал, а теперь уже и в Москву. Но мама ни в какую: «А куда же вы с детьми будете приезжать?» Да и к дому своему привыкла. Да я и сам такой дом хочу — где-нибудь в Подмосковье. Небольшой, но обязательно со ставнями с татарским орнаментом, садом, огородом и баней. Ну и с собакой, конечно.