Главная Культура 00:19 13 Января 2023 6659
Легенды, клады и вечная классика

Наши музеи учатся делать выставки с опорой на собственные силы

Елена Широян, искусствовед
Вариант импортозамещения избрали и в Московском Кремле. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Русская классика и наследие авангарда в наступившем году станут магистральными темами музейных проектов. Все логично: сотрудничество с зарубежными партнерами резко ограничено, а с европейскими вовсе прекращено. Привычные нам выставки с участием ведущих музеев мира, роскошные бенефисы сокровищниц из дальних стран ушли в прошлое. Возможно, выручит экзотика Азии либо Латинской Америки. Хотя определенно пока можно говорить лишь о проекте из Узбекистана — впрочем, очень достойном.

Итак, музейный комплекс в Подмосковье «Новый Иерусалим» примет у себя коллекцию Музея искусств И. В. Савицкого в Нукусе. В далеком 1966 году тихий провинциальный город рискнул собирать авангард — «ссыльные», никому тогда, казалось, не нужные картины. Нукусский музей был создан художником и коллекционером Игорем Савицким при поддержке руководства Каракалпакской автономной республики, обогнавшего в дальновидности Москву.

А вообще-то наивная иллюзия — считать, будто искусство не зависит от политики, а жизнь музеев — от сиюминутных проблем. Стены башни из слоновой кости еще как чувствительны к мировой тектонике! С прошлого года они вибрируют особенно заметно.

Первыми удар приняли Музеи Московского Кремля, где в марте не смогли открыть уже смонтированную выставку «Дуэль» и были вынуждены вернуть зарубежным партнерам присланные экспонаты. Затем Третьяковке пришлось закрыть также ввезенную из Германии выставку современного искусства «Многообразие. Единство». Эрмитаж забеспокоился, вернут ли ему картины с зарубежных проектов (слава богу, обошлось). Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина не смог показать давно обещанную ретроспективу итальянского мастера Ренессанса, оригинальнейшего Джузеппе Арчимбольдо, составлявшего портреты-ребусы из изображений фруктов, овощей, рыб.

Смолкли разговоры и о том, что скоро в Москве покажут шедевры из неаполитанского Музея и Королевского парка Каподимонте. В 2019 году в качестве превью нам привезли несколько картин XVII века на выставку «Гости из Неаполя», в том числе поразительную «Юдифь» кисти художницы-феминистки Артемизии Джентилески. Главный проект запланировали на 2020 год, но грянули пандемия и все остальное...

Не теряющий надежды привлечь зрителя (план по выставкам все равно нужно выполнять, а заодно и зарабатывать!) ГМИИ намерен удивить проектом «После импрессионизма». Три года здесь совместно с Лондонской национальной галереей готовили обзор мирового арт-процесса после финальной выставки импрессионистов, случившейся в 1886-м. Отсюда подзаголовок «Изобретая современное искусство». Однако после февраля-2022 затея усохла, и в Москве «французскую» коллекцию ГМИИ в Галерее искусства стран Европы и Америки оттенит русская живопись из Третьяковки и музеев других регионов.

Вариант импортозамещения избрали и в Московском Кремле. Здесь сосредоточились на таких знаковых предметах, как шапка Мономаха, шлем Александра Невского, трон Ивана Грозного и прочие символы русской истории. В самом ли деле ими владели эти правители? Стратегию державной мифологии, утверждающую незыблемость основ, ввела у нас принцесса Софья Палеолог, жена великого князя Ивана III, желавшая особо подчеркнуть преемственность Руси от Византии. А где мифы, там и мистификации, волна которых особенно поднялась в XIX веке в связи со вспышкой интереса к древней истории России. Ученым даже пришлось опровергать некоторые эффектные атрибуции. И, без сомнения, выставка «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» станет и зрелищной, и увлекательной.

Третьяковской галерее проще других. Зарубежные проекты там были скорее пикантным дополнением к демонстрации отечественного искусства. Тем не менее и в ГТГ огорчены отменой проекта «Северная сага» о творчестве финна Аксели Галлен-Каллела. Планировалось собрать воедино 200 работ из 14 музеев Финляндии и России, а также финских частных собраний. Затем решили показать сокращенный вариант с российскими экспонатами, однако в планах на этот год имя Галлен-Каллела вообще не значится. То ли третьяковцы ждут лучших времен, то ли Минкультуры порезало планы, обидевшись на бывшую провинцию Российской империи. Рассчитывать на совместные выставки с музеями «недружественных» стран нынче не приходится, это ясно. Но, оказывается, уже и художники оттуда могут попасть в немилость...

Возникли проблемы даже с теми нашими, кто в советские годы создавал «не наше» искусство: нонконформисты, концептуалисты и прочие нелояльные к официальной идеологии авторы нынче вновь попали под подозрение вкупе с сегодняшними «актуальными» художниками, так как не вписались уже в новую культурно-государственную доктрину. Не потому ли современное искусство если и фигурирует в планах, то лишь фрагментарно, как на выставке «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»? Зрителю здесь предъявят новые приобретения ГТГ — от шедевров отечественных классиков до работ, отразивших новейшие тенденции в рисунках, акварелях и гравюрах. Отсчет пойдет с конца 1910-х от лидеров русского авангарда Малевича и Родченко до начала 2020-х. Внимание уделено великим «формалистам» Фаворскому и Истомину с учениками, прекрасным графикам 1930-х вроде Николая Лапшина или Татьяны Мавриной, равно как знаменитым шестидесятникам Попкову, Немухину, загадочным Михаилу Шварцману и Юло Соостеру. Особая глава — монументальные листы выдающегося мастера офорта Олега Кудряшова, умершего в 2022 году.

Изящным контрастом брутальному авангарду кажется замысел «Герои и современники Серебряного века». И здесь вновь галерея блеснет своим фондом графики, но уже с анализом блистательного и противоречивого периода — начала ХХ века. Разнообразие стилей, направлений, авторских почерков, художественных объединений будет явлено в работах Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова.

Ждут публику и настоящие открытия. Взять, к примеру, Алексея Моргунова, персональный показ которого готовит ГТГ. Многие ли знают это имя? А ведь он — один из отцов-основателей русского авангарда наряду со своими друзьями Ларионовым, Малевичем и Татлиным, да к тому же сын Алексея Саврасова, смело выбравший путь эксперимента.

Проект «Маринист Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» тоже сулит неожиданное. Профессиональный моряк, военный топограф и путешественник прославился масштабными полотнами, воссоздав исторические сражения российского флота. Однако проявлял интерес ко всем вариантам ландшафтной живописи. Потомственный дворянин, заслуживший благодарность двух императоров, Боголюбов входил как в Академию художеств, так и в Товарищество передвижных выставок. И он же на основе собственной коллекции русского и зарубежного искусства создал в Саратове музей, назвав его именем своего деда Александра Радищева.

В Третьяковке также задумали выставку к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Что же до героя проекта «Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж», то он не нуждается в юбилейных датах, тем более что графическое наследие автора «Явления Христа народу» очень велико: только в хранении ГТГ — свыше 700 отдельных листов и 40 альбомов.

Совсем новая глава в выставочных планах музея — «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». Большая экспозиция с шедеврами Федотова, Перова, Кустодиева, Петрова-Водкина, Серебряковой, Гончаровой и других мастеров откроет работу Филиала Третьяковки в Самаре в здании исторической фабрики-кухни — памятнике архитектуры конструктивизма, прошедшем сложнейшую реставрацию.

Свой филиал есть и у Государственного исторического музея. На 2023 год в Туле им запланированы целых четыре выставки: «Драгоценные ордена», «Николай II. Семья и престол», «Ars botanica. Растительные мотивы в искусстве первой половины XIX века» и «Шедевры Императорского стеклянного завода XIX — начала XX в.».

А сам центральный ГИМ представит в новом году 24 проекта, в том числе впервые примет в своих стенах собрание из Петергофа — изобразительное и декоративно-прикладное искусство, которое любила последняя русская императрица Александра Федоровна. А еще в здании с символическим адресом: Красная площадь, дом 1 нам обещают явить «Сокровища полковых музеев» (реликвии Российской армии из государственных собраний и личных коллекций), «Клады» из коллекции ГИМ и 10 музеев-партнеров...

Несмотря ни на что, есть чем полюбоваться и восхититься!

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11526
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7230
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6899
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6117
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6031
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?