Главная Экономика 00:01 13 Сентября 2024 4678
Мы поедем, мы помчимся... А за чей счет?

Новая высокоскоростная железная дорога Москва – Петербург станет «золотой». А кто заплатит за быструю езду?

Алекс Зверев
А может, обитатели столиц пока обойдутся «Сапсанами»? Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Давно обещанная новая высокоскоростная железная дорога между двумя столицами России обойдется стране баснословно дорого. Но кто заплатит за быструю езду? Вопрос риторический: конечно, мы с вами — пассажиры.

Две зеркальные новости последней недели. Жителям Курской области, полностью утратившим имущество из-за военных действий, выплатят по 150 тысяч рублей, заявил глава региона Алексей Смирнов. По его словам, эти средства, превышающие 3 млрд рублей, уже направлены из резервного фонда правительства. Практически одновременно на Восточном экономическом форуме вице-премьер Виталий Савельев сообщил, что на строительство новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург «с учетом сопутствующих затрат» придется потратить около 2 трлн рублей. И билет в один конец будет стоить около 10 тысяч рублей. Это, как говорят, по минимуму.

«Здесь как с авиацией: если билет слишком дорогой, то пассажир его не покупает, потому что это дорого, но если билет очень дешевый, то компания может прийти к банкротству, она себя не окупит», — раскрывает вице-премьер Савельев секреты ценообразования. Объясняет он все доступно, но этот вопрос все равно витает в воздухе: а почему, собственно, окупать проект надо обязательно из кармана пассажиров? Ведь средства на строительство скоростной магистрали будут потрачены в основном из казны — это деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), бюджетные субсидии, кредиты государственных банков. То есть деньги наши с вами, налогоплательщиков, которым фактически предлагают еще раз раскошелиться за однажды уже оплаченный банкет.

Тем временем заместитель главы правительства напомнил, что в Москве уже был представлен распрекрасный макет нового поезда «Белый кречет» для будущей ВСМ. Пассажирам в нем будет доступно четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром. В вагоне первого класса будет 15 сидячих мест, переговорная на четыре места, а также купе-сьют на два места. Вагон бизнес-класса предусматривает 68 мест, два вагона класса стандарт по 135 мест, а остальные четыре вагона класса комфорт, где рассядутся по 230 пассажиров. Мечты сбываются, и ждать недолго: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила, что уже проавансировала строительство таких поездов на 12 млрд рублей для начала их выпуска в кратчайшие сроки. Начало сборки первого образца «Белого кречета» для ВСМ запланировано на 2026 год.

Всего же до 2030 года согласована поставка 33 таких поездов, которые, как нам обещают, будут отправляться с московского и петербургского вокзалов каждые 15 минут. Наберется ли в достатке пассажиров на такую прорву поездов? Ведь уже эксплуатирующиеся на том же маршруте «Сапсаны» пока перевозят в год чуть больше 5 млн пассажиров и регулярно ходят недогруженными. Стоит ли рассчитывать на пассажирский бум?

«Высокоскоростная линия практически сотрет границы между двумя крупнейшими агломерациями страны. Она откроет новое пространство для туризма, стимулирует расширение общественных и деловых связей», — оптимистично рассуждают железнодорожники. По словам главы Министерства транспорта Романа Старовойта, строительство ВСМ станет импульсом и для всей российской промышленности, поскольку в проекте задействованы сотни отечественных предприятий. Звучит, безусловно, обнадеживающе, но мы помним, что не все, что гладко на бумаге, воплощается в реальной жизни.

Запустить высокоскоростную магистраль планируется в 2028 году. Общее время в пути, если без остановок, обещают сократить до 2 часов 15 минут вместо нынешних 3 часов 40 минут на «Сапсане» (максимум — 4 часа 15 минут.). С тремя остановками будет дольше: из Москвы до Твери — через 39 минут, до Валдая — 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — 1 час 41 минуту. Но всего проект допускает возможность вставить в расписание аж 16 промежуточных пунктов, хотя в таком варианте поезд перестает быть сверхскоростным: около часа уйдет на стоянки, а еще больше — на торможения и разгоны. Пассажирам, особенно в первом классе, такое путешествие вряд ли понравится.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков видит другую опасность для новой ВСМ. «Билет на самолет, если покупать его хотя бы за три дня до вылета, в среднем стоит 3-4,5 тысячи рублей без багажа, с багажом — около 5,5 тысячи. При цене билета на поезд в 10 тысяч рублей многие пассажиры предпочтут именно самолет». Хотя его коллега, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что говорить о конкуренции между поездами ВСМ и самолетами пока рано. «Ситуацию со спросом предугадать к 2028 году очень трудно, кроме того, мы не знаем, какая ситуация сложится к тому времени в авиационной отрасли», — объяснил он свои сомнения. И здесь эксперт далек от оптимизма: проекты выпуска в России новых авиалайнеров срываются один за другим, а имеющиеся пассажирские самолеты уже выводятся из эксплуатации, летая «на честном слове и на одном крыле».

В любом случае потребность огромной страны в сверхскоростных железных дорогах несомненна. Тем более у нас прекрасный пример перед глазами. Поезда в Китае уже «летают» со скоростью 300-400 км в час на маршрутах общей протяженностью более 40 тысяч километров — примерно столько сейчас электрифицированных железных дорог в России. Вопрос лишь в том, с каких направлений нашей стране есть смысл начинать «железнодорожную перестройку». Вспомним, что первые поезда в императорской России тоже соединили две столицы страны. Но затем Александр III поручил своему сыну Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». И неизвестно, что было бы с нашей страной без этого Транссиба.

Так может быть, сегодня, учитывая уже провозглашенный лозунг «поворота на Восток», в ту же сторону и прокладывать новую высокоскоростную магистраль? Или учесть нынешнее бурное курортное строительство на Каспии и в Причерноморье? А столицы и их обитатели пока обойдутся «Сапсанами»?

Ну и последнее. Когда в 2019 году запускали платную скоростную автомобильную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, водителям легкового автотранспорта обещали, что проезд в один конец не будет стоить больше 2 тысяч рублей. В начале сентября автор этих строк проехал по «платке» до поворота на Бологое и заплатил за это 3,2 тысячи рублей. Так что и про 10 тысяч рублей в один конец на новом «Белом кречете» — это еще бабушка надвое сказала...

Экономика 00:01 / 30 Августа 2024 17731
Черная дыра ЖКХ

Почему коммунальное хозяйство России превратилось в головную боль для властей и потребителей?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Самая тяжелая ситуация с теплоснабжением, без которого в России нормально жить невозможно. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Как написал журнал Forbes со ссылкой на проект рекомендаций по ключевым проблемам ЖКХ, поданных в Совет Госдумы, рассматривается идея возврата к долгосрочным, на пять лет, тарифам ЖКХ. Депутаты, озабоченные проблемами...

Кто и в чьих интересах намерен узаконить «сплошные рубки» на Байкале и в других заповедных местах?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Нашему бизнесу, который так и остался в своей стране временщиком, подавай все сплошь заповедные места. Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

73 крупнейших ученых страны обратились к председателю Госдумы Вячеславу Володину с письмом, в котором делятся тревогой о судьбе нашего и мирового достояния — многострадального озера Байкал. Среди подписантов...

Экономика 00:01 / 20 Сентября 2024 5151
Утильпобор

Правительство решило обложить дополнительным налогом машины, которые становятся в России роскошью, а не средством передвижения

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов признал: задача этой меры - защитить российский рынок от экспансии китайского автопрома. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Итак, с 1 октября так называемый утилизационный сбор увеличится сначала на 70-85%, а затем ежегодно будет повышаться на 10-20% до 2030 года. На машины, которые удастся завезти в страну до поднятия...

Соединенные Штаты требуют гарантий сохранения антироссийских санкций Евросоюза

Фото: Guenter Fischer/imagebroker.com, globallookpress.com

Причиной пробуксовки переговоров о выделении Украине помощи в размере 50 миллиардов долларов за счет использования прибыли от замороженных российских активов являются требования США: они хотят гарантий сохранения санкций Европейского союза против...

Экономика 00:08 / 06 Сентября 2024 4832
Турецкий кирпич

Вопрос о том, будет ли в рядах БРИКС Турция, в России официально не комментируется

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Турции надо дружить и с Востоком, и с Западом, уверен ее президент Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Гавриил Григоров/пул Кремля, globallookpress.com

Первым о том, что Турция официально попросилась в БРИКС, сообщило агентство Bloomberg. По его данным, Анкара стремится усилить международное влияние и наладить новые связи, не ограничиваясь традиционными западными союзниками....

Призывы власти к россиянам побольше рожать разбиваются вдребезги о суровую реальность

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
После упразднения семейной ипотеки нести малышей из роддома в квартиру под 22% годовых как-то не тянет. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Вот и семейной ипотеке пришел конец — банки перестали ее выдавать. После отмены в июле льготной ипотеки она оставалась последним доступным способом улучшить жилищные условия. Но теперь и этот инструмент отправили...

Новогодние туры активно распродаются с конца июля

Максим Башкеев
Труд
Наибольшей популярностью пользуются пляжные курорты. Фото: Otto Stadler/imagebroker.com, globallookpress.com

Может, мы улыбаемся реже американцев, но по части оптимизма можем поспорить с кем угодно. Уже с конца июля активно распродаются новогодние туры, причем наибольшей популярностью пользуются пляжные курорты и гастрономические...

Почему в России продукты дорожают, а в Китае дешевеют?

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Россия стала одним из мировых лидеров по экспорту продовольствия и даже обещает чуть ли не накормить весь мир экологичными продуктами. Но как обстоит дело с питанием внутри страны? На днях президент Владимир...

В республике реализуются национальные проекты, в рамках которых поддержку получают местные фермеры и предприятия агрокомплекса 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ингушетии отчиталось о том, как в регионе реализуются нацпроекты «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство». В ведомстве обратили внимание...

Причиной сложностей стали задержки финансирования со стороны США

Фото: Сергей Харченко/Zumapress.com, globallookpress.com

В бюджете министерства обороны Украины нет денег на положенные военнослужащим выплаты за участие в боевых действиях. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявила председатель бюджетного комитета Верховной рады Роксолана Пидласа. «Министерство...

Осталось ответить на вопрос: за чей счет банкет и как долго принимающая сторона готова его оплачивать?

Александр Киденис
Труд
Власти размерами налоговых поступлений довольны. Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

«Благодаря изменению налоговой системы федеральный бюджет в 2025 году получит дополнительно 2,7 трлн рублей», — порадовал россиян глава Минфина Антон Силуанов накануне внесения в Госдуму проекта федерального...

Другим ключевым внутренним риском Эльвира Набиуллина назвала исчерпание производственных мощностей

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Главным внутренним риском для российской экономики является исчерпание рабочей силы и производственных мощностей. Об этом, как сообщает ТАСС, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. «Главным внутренним риском является исчерпание...

По итогам первой половины 2024 года на соцсферу было направлено 90% расходной части республиканского бюджета 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В течение первого полугодия 2024 года расходная часть бюджета Ингушетии составила почти 17 миллионов рублей. На расходы за счет средств республиканского бюджета (без учета расходов за счет целевых субсидий и субвенций) приходится 12 663,1 миллиона...

По данным социологических опросов, россияне не спешат заводить детей из-за нехватки денег

Евгений Акатов
Труд
Фото: Татьяна Морозова, globallookpress.com

Не хватает денег — именно это обстоятельство социологи Russian Field назвали основной причиной, по которой россияне не спешат заводить детей. Об этом сообщили более половины респондентов — людей в возрасте...

Современный отель в республике возведен благодаря финансовому участию группы «САФМАР» предпринимателя и мецената Микаила Гуцериева при поддержке правительства региона

Фото предоставлены пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Торжественная церемония открытия Smart Отеля состоялась в Магасе в субботу, 28 сентября. Новый объект стал важной частью образовательного ИТ-кластера, в состав которого также входят «Академия цифрового развития», «Школа 21»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?