Главная Экономика 00:01 13 Сентября 2024 6062
Мы поедем, мы помчимся... А за чей счет?

Новая высокоскоростная железная дорога Москва – Петербург станет «золотой». А кто заплатит за быструю езду?

Алекс Зверев
А может, обитатели столиц пока обойдутся «Сапсанами»? Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Давно обещанная новая высокоскоростная железная дорога между двумя столицами России обойдется стране баснословно дорого. Но кто заплатит за быструю езду? Вопрос риторический: конечно, мы с вами — пассажиры.

Две зеркальные новости последней недели. Жителям Курской области, полностью утратившим имущество из-за военных действий, выплатят по 150 тысяч рублей, заявил глава региона Алексей Смирнов. По его словам, эти средства, превышающие 3 млрд рублей, уже направлены из резервного фонда правительства. Практически одновременно на Восточном экономическом форуме вице-премьер Виталий Савельев сообщил, что на строительство новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург «с учетом сопутствующих затрат» придется потратить около 2 трлн рублей. И билет в один конец будет стоить около 10 тысяч рублей. Это, как говорят, по минимуму.

«Здесь как с авиацией: если билет слишком дорогой, то пассажир его не покупает, потому что это дорого, но если билет очень дешевый, то компания может прийти к банкротству, она себя не окупит», — раскрывает вице-премьер Савельев секреты ценообразования. Объясняет он все доступно, но этот вопрос все равно витает в воздухе: а почему, собственно, окупать проект надо обязательно из кармана пассажиров? Ведь средства на строительство скоростной магистрали будут потрачены в основном из казны — это деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), бюджетные субсидии, кредиты государственных банков. То есть деньги наши с вами, налогоплательщиков, которым фактически предлагают еще раз раскошелиться за однажды уже оплаченный банкет.

Тем временем заместитель главы правительства напомнил, что в Москве уже был представлен распрекрасный макет нового поезда «Белый кречет» для будущей ВСМ. Пассажирам в нем будет доступно четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром. В вагоне первого класса будет 15 сидячих мест, переговорная на четыре места, а также купе-сьют на два места. Вагон бизнес-класса предусматривает 68 мест, два вагона класса стандарт по 135 мест, а остальные четыре вагона класса комфорт, где рассядутся по 230 пассажиров. Мечты сбываются, и ждать недолго: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила, что уже проавансировала строительство таких поездов на 12 млрд рублей для начала их выпуска в кратчайшие сроки. Начало сборки первого образца «Белого кречета» для ВСМ запланировано на 2026 год.

Всего же до 2030 года согласована поставка 33 таких поездов, которые, как нам обещают, будут отправляться с московского и петербургского вокзалов каждые 15 минут. Наберется ли в достатке пассажиров на такую прорву поездов? Ведь уже эксплуатирующиеся на том же маршруте «Сапсаны» пока перевозят в год чуть больше 5 млн пассажиров и регулярно ходят недогруженными. Стоит ли рассчитывать на пассажирский бум?

«Высокоскоростная линия практически сотрет границы между двумя крупнейшими агломерациями страны. Она откроет новое пространство для туризма, стимулирует расширение общественных и деловых связей», — оптимистично рассуждают железнодорожники. По словам главы Министерства транспорта Романа Старовойта, строительство ВСМ станет импульсом и для всей российской промышленности, поскольку в проекте задействованы сотни отечественных предприятий. Звучит, безусловно, обнадеживающе, но мы помним, что не все, что гладко на бумаге, воплощается в реальной жизни.

Запустить высокоскоростную магистраль планируется в 2028 году. Общее время в пути, если без остановок, обещают сократить до 2 часов 15 минут вместо нынешних 3 часов 40 минут на «Сапсане» (максимум — 4 часа 15 минут.). С тремя остановками будет дольше: из Москвы до Твери — через 39 минут, до Валдая — 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — 1 час 41 минуту. Но всего проект допускает возможность вставить в расписание аж 16 промежуточных пунктов, хотя в таком варианте поезд перестает быть сверхскоростным: около часа уйдет на стоянки, а еще больше — на торможения и разгоны. Пассажирам, особенно в первом классе, такое путешествие вряд ли понравится.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков видит другую опасность для новой ВСМ. «Билет на самолет, если покупать его хотя бы за три дня до вылета, в среднем стоит 3-4,5 тысячи рублей без багажа, с багажом — около 5,5 тысячи. При цене билета на поезд в 10 тысяч рублей многие пассажиры предпочтут именно самолет». Хотя его коллега, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что говорить о конкуренции между поездами ВСМ и самолетами пока рано. «Ситуацию со спросом предугадать к 2028 году очень трудно, кроме того, мы не знаем, какая ситуация сложится к тому времени в авиационной отрасли», — объяснил он свои сомнения. И здесь эксперт далек от оптимизма: проекты выпуска в России новых авиалайнеров срываются один за другим, а имеющиеся пассажирские самолеты уже выводятся из эксплуатации, летая «на честном слове и на одном крыле».

В любом случае потребность огромной страны в сверхскоростных железных дорогах несомненна. Тем более у нас прекрасный пример перед глазами. Поезда в Китае уже «летают» со скоростью 300-400 км в час на маршрутах общей протяженностью более 40 тысяч километров — примерно столько сейчас электрифицированных железных дорог в России. Вопрос лишь в том, с каких направлений нашей стране есть смысл начинать «железнодорожную перестройку». Вспомним, что первые поезда в императорской России тоже соединили две столицы страны. Но затем Александр III поручил своему сыну Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». И неизвестно, что было бы с нашей страной без этого Транссиба.

Так может быть, сегодня, учитывая уже провозглашенный лозунг «поворота на Восток», в ту же сторону и прокладывать новую высокоскоростную магистраль? Или учесть нынешнее бурное курортное строительство на Каспии и в Причерноморье? А столицы и их обитатели пока обойдутся «Сапсанами»?

Ну и последнее. Когда в 2019 году запускали платную скоростную автомобильную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, водителям легкового автотранспорта обещали, что проезд в один конец не будет стоить больше 2 тысяч рублей. В начале сентября автор этих строк проехал по «платке» до поворота на Бологое и заплатил за это 3,2 тысячи рублей. Так что и про 10 тысяч рублей в один конец на новом «Белом кречете» — это еще бабушка надвое сказала...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 6202
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...

И вновь о коррупции, будь она неладна, на этот раз женской

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Эта симпатичная женщина – бывший первый заместитель министра строительства ДНР Юлия Мерваезова. По версии следствия, возглавляемая этой дамой банда «откатчиков» нанесли ущерб на сумму 10 миллиардов рублей

И не только потому, что суммы хищений по набирающему обороты делу достигли фантастических размеров и продолжают расти. А и потому, что воров-мужчин на порядок переплюнула женщина, да еще молодая (всего...

Ограничат ли прибыли торговых сетей

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Суть законопроекта — в преодолении монополизма крупных торговых сетей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В Госдуму поступили поправки в закон о торговле, которые касаются не только этой отрасли, но и всей экономики России и граждан — всех и каждого. Скачки цен и наценки торговых сетей были...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

Это должно сделать пользование отелями более простым и удобным для граждан 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Россиянам для заселения в гостиницы, помимо обычных паспортов, разрешили также использовать загранпаспорта и водительские удостоверения. Об этом в субботу, 1 ноября сообщает пресс-служба российского правительства. «При заселении в гостиницу...

Новый утильсбор – эта поддержка отечественного автопроизводителя или очередной налог? Ответ, увы, очевиден

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российская локализация за многие годы добралась лишь до 30-40%. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Манипуляции с утильсбором и прочие хитрости, касающиеся сидящих за рулем россиян, стали сродни наступлению зимы. Уже несколько лет правительство радует нас под Новый год новыми правилами утильсбора, который теперь к тому же...

Экономика 00:01 / 05 Декабря 2025 3172
Не ЖКХ, а удавка

Коммунальные тарифы вновь резко подорожают и подстегнут инфляцию. Как вырваться из порочного круга?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Российское ЖКХ похоже на черную дыру, куда власти просто боятся заглядывать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Согласно распоряжению правительства РФ от 25 ноября текущего года, грядущее подорожание коммунальных услуг пройдет в два этапа. С 1 января оно составит 1,7% для всей страны. Это компенсация увеличения ставки НДС...

Как в разных странах Европы борются за повышение рождаемости

Алекс Зверев
Труд
Фото: Rosseforp/imagebroker.com, globallookpress.com

Венгерским женщинам третий ребенок точно не будет лишним. Для многодетных матерей в этой стране навсегда отменяют подоходный налог. Пусть себе рожают и о налогах не беспокоятся. Глава правительства Венгрии Виктор Орбан...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?