Главная Экономика 00:01 13 Сентября 2024 6035
Мы поедем, мы помчимся... А за чей счет?

Новая высокоскоростная железная дорога Москва – Петербург станет «золотой». А кто заплатит за быструю езду?

Алекс Зверев
А может, обитатели столиц пока обойдутся «Сапсанами»? Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Давно обещанная новая высокоскоростная железная дорога между двумя столицами России обойдется стране баснословно дорого. Но кто заплатит за быструю езду? Вопрос риторический: конечно, мы с вами — пассажиры.

Две зеркальные новости последней недели. Жителям Курской области, полностью утратившим имущество из-за военных действий, выплатят по 150 тысяч рублей, заявил глава региона Алексей Смирнов. По его словам, эти средства, превышающие 3 млрд рублей, уже направлены из резервного фонда правительства. Практически одновременно на Восточном экономическом форуме вице-премьер Виталий Савельев сообщил, что на строительство новой высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург «с учетом сопутствующих затрат» придется потратить около 2 трлн рублей. И билет в один конец будет стоить около 10 тысяч рублей. Это, как говорят, по минимуму.

«Здесь как с авиацией: если билет слишком дорогой, то пассажир его не покупает, потому что это дорого, но если билет очень дешевый, то компания может прийти к банкротству, она себя не окупит», — раскрывает вице-премьер Савельев секреты ценообразования. Объясняет он все доступно, но этот вопрос все равно витает в воздухе: а почему, собственно, окупать проект надо обязательно из кармана пассажиров? Ведь средства на строительство скоростной магистрали будут потрачены в основном из казны — это деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), бюджетные субсидии, кредиты государственных банков. То есть деньги наши с вами, налогоплательщиков, которым фактически предлагают еще раз раскошелиться за однажды уже оплаченный банкет.

Тем временем заместитель главы правительства напомнил, что в Москве уже был представлен распрекрасный макет нового поезда «Белый кречет» для будущей ВСМ. Пассажирам в нем будет доступно четыре класса обслуживания и вагон-бистро с баром. В вагоне первого класса будет 15 сидячих мест, переговорная на четыре места, а также купе-сьют на два места. Вагон бизнес-класса предусматривает 68 мест, два вагона класса стандарт по 135 мест, а остальные четыре вагона класса комфорт, где рассядутся по 230 пассажиров. Мечты сбываются, и ждать недолго: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила, что уже проавансировала строительство таких поездов на 12 млрд рублей для начала их выпуска в кратчайшие сроки. Начало сборки первого образца «Белого кречета» для ВСМ запланировано на 2026 год.

Всего же до 2030 года согласована поставка 33 таких поездов, которые, как нам обещают, будут отправляться с московского и петербургского вокзалов каждые 15 минут. Наберется ли в достатке пассажиров на такую прорву поездов? Ведь уже эксплуатирующиеся на том же маршруте «Сапсаны» пока перевозят в год чуть больше 5 млн пассажиров и регулярно ходят недогруженными. Стоит ли рассчитывать на пассажирский бум?

«Высокоскоростная линия практически сотрет границы между двумя крупнейшими агломерациями страны. Она откроет новое пространство для туризма, стимулирует расширение общественных и деловых связей», — оптимистично рассуждают железнодорожники. По словам главы Министерства транспорта Романа Старовойта, строительство ВСМ станет импульсом и для всей российской промышленности, поскольку в проекте задействованы сотни отечественных предприятий. Звучит, безусловно, обнадеживающе, но мы помним, что не все, что гладко на бумаге, воплощается в реальной жизни.

Запустить высокоскоростную магистраль планируется в 2028 году. Общее время в пути, если без остановок, обещают сократить до 2 часов 15 минут вместо нынешних 3 часов 40 минут на «Сапсане» (максимум — 4 часа 15 минут.). С тремя остановками будет дольше: из Москвы до Твери — через 39 минут, до Валдая — 1 час 15 минут, до Великого Новгорода — 1 час 41 минуту. Но всего проект допускает возможность вставить в расписание аж 16 промежуточных пунктов, хотя в таком варианте поезд перестает быть сверхскоростным: около часа уйдет на стоянки, а еще больше — на торможения и разгоны. Пассажирам, особенно в первом классе, такое путешествие вряд ли понравится.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков видит другую опасность для новой ВСМ. «Билет на самолет, если покупать его хотя бы за три дня до вылета, в среднем стоит 3-4,5 тысячи рублей без багажа, с багажом — около 5,5 тысячи. При цене билета на поезд в 10 тысяч рублей многие пассажиры предпочтут именно самолет». Хотя его коллега, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что говорить о конкуренции между поездами ВСМ и самолетами пока рано. «Ситуацию со спросом предугадать к 2028 году очень трудно, кроме того, мы не знаем, какая ситуация сложится к тому времени в авиационной отрасли», — объяснил он свои сомнения. И здесь эксперт далек от оптимизма: проекты выпуска в России новых авиалайнеров срываются один за другим, а имеющиеся пассажирские самолеты уже выводятся из эксплуатации, летая «на честном слове и на одном крыле».

В любом случае потребность огромной страны в сверхскоростных железных дорогах несомненна. Тем более у нас прекрасный пример перед глазами. Поезда в Китае уже «летают» со скоростью 300-400 км в час на маршрутах общей протяженностью более 40 тысяч километров — примерно столько сейчас электрифицированных железных дорог в России. Вопрос лишь в том, с каких направлений нашей стране есть смысл начинать «железнодорожную перестройку». Вспомним, что первые поезда в императорской России тоже соединили две столицы страны. Но затем Александр III поручил своему сыну Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». И неизвестно, что было бы с нашей страной без этого Транссиба.

Так может быть, сегодня, учитывая уже провозглашенный лозунг «поворота на Восток», в ту же сторону и прокладывать новую высокоскоростную магистраль? Или учесть нынешнее бурное курортное строительство на Каспии и в Причерноморье? А столицы и их обитатели пока обойдутся «Сапсанами»?

Ну и последнее. Когда в 2019 году запускали платную скоростную автомобильную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом, водителям легкового автотранспорта обещали, что проезд в один конец не будет стоить больше 2 тысяч рублей. В начале сентября автор этих строк проехал по «платке» до поворота на Бологое и заплатил за это 3,2 тысячи рублей. Так что и про 10 тысяч рублей в один конец на новом «Белом кречете» — это еще бабушка надвое сказала...

Дискуссия на тему, вынесенную в заголовок, тянется с момента принятия Конституции РФ, объявившей нашу страну социальным государством

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вот так делаются деньги... Фото: Сергей Лантюхов/news.ru, globallookpress.com

А в последнее время спор обострился в связи с предлагаемыми сверху новациями. Но для начала нужно разобраться, насколько текущая ситуация соответствует статье 7 Основного закона, где сказано: «Российская Федерация —...

Незамеченным осталось знаковое событие: власти отвергли призыв сохранить потомкам заповедник национального и европейского масштаба

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Вообще-то власти Москвы обещали заповедник не застраивать. Но - было бы сказано. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Госдума отклонила законопроект, направленный на предотвращение застройки национального парка «Лосиный остров» в Москве. Для этого предлагалось вернуть полномочия по охране территории на федеральный уровень (Москве...

Экономика 00:01 / 17 Октября 2025 5816
Квартирная аномалия

Супердорогие новостройки, аварийное жилье, обманутые дольщики - вот далеко не полный перечень проблем строительной отрасли

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
В московском районе Хамовники средняя стоимость квадратного метра астрономическая — 660 тысяч рублей. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Как сообщил «Коммерсантъ», цена продаваемого застройщиками нового жилья в некоторых районах Москвы оказалась на 300% (!) выше, чем уже обжитого. Например, такая аномалия зафиксирована в районе Хамовники, где и без...

Экономить готовы две трети соотечественников. Остается выяснить, на чем именно

Евгений Акатов
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Как свидетельствует опрос ВЦИОМа, 69% наших граждан готовы экономить, чувствуя ответственность за страну. Остается выяснить, на чем именно россияне будут экономить. Как сообщается, в сентябре люди стали вдвое меньше тратить в магазинах,...

Экономика 00:19 / 07 Ноября 2025 5347
Чем пахнет алчность

В Выборгском районе Петербурга случился эпичный прорыв канализационного коллектора. Так что чем она пахнет, жители смогли ощутить сполна

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото из открытых источников

Почти две недели внимание жителей Петербурга, жилищно-коммунальных и спасательных служб было приковано к эпичному прорыву канализационного коллектора в Выборгском районе. Там между домами № 18 по улице Харченко...

Экономика 00:11 / 24 Октября 2025 4801
Обман на перегоне

Российские покупатели рискуют стать жертвами липовых перегонщиков подержанных машин

Артем Скворцов
Труд
Подзабытое с 1990-х годов ремесло перегонщика обрела вторую молодость. Фото: Michael Szönyi/imagebroker.com, globallookpress.com

В сентябре в Россию ввезли свыше 48 тысяч подержанных иномарок. Больше покупали только в начале 90-х, когда были обнулены таможенные сборы и к нам хлынул поток автомашин, которые «у них» подлежали...

Финский политик Арманд Мема напомнил о том, что Европа финансирует боевые действия против нее

Фото: Юрий Конопатов/news.ru, globallookpress.com

Россия может потребовать у Европейского союза компенсацию за военный конфликт на Украине. Такое мнение высказал член финской национально-консервативной партии «Альянс свободы» Арманд Мема. «Россия может также потребовать у...

Как остановить исход людей из провинциальных поселений

Александр Киденис
Труд
В России множатся города-«призраки». Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Малые города в нашей стране стремительно теряют жителей: между переписями 2010 и 2021 годов они опустели на 6,5%, что составляет более миллиона жителей. Гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов...

Тему налога на роскошь снова поднял министр финансов Антон Силуанов

Евгений Акатов
Труд
Правда, министр посетовал, что больших денег этот налог не принесет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он отметил, что «это направление принято к проработке». Правда, посетовал, что больших денег налог на роскошь не принесет. Хотя при дефицитном бюджете в Минфине любым поступлениям рады. Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических...

Секретарь Совбеза РФ напомнил о планах почти столетней давности по строительству на Ангаре каскада ГЭС

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил о необходимости «сибиризации» России. об этом сообщает издание «Ведомости». «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и…...

Речь идёт об угрозе для схемы «репарационного кредита»

Фото: Niklas Graeber/dpa, globallookpress.com

Спонсирование Украины без использования замороженных в Европе активов России станет «тяжким финансовым бременем» для бюджетов стран – членов Европейского союза. Об этом сообщает телеканал Euronews. Как выяснили журналисты,...

Минфинан Белоруссии предложил ввести ставку подоходного налога в 40%

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Shatokhina Natalia, globallookpress.com

Министерство финансов Белоруссии предложило ввести новую ставку подоходного налога в 40% для доходов свыше 600 тысяч белорусских рублей в год (что составляет около 16,4 млн российских рублей). Об этом сообщил министр Юрий Селиверстов,...

Вадим Титов стал руководителем управления по стратегическому партнерству и сотрудничеству 

Вадим Титов. Фото: © Rosatom, globallookpress.com

Вадим Титов, генеральный директор компании «Росатом – Международная сеть», возглавил новое управление президента по стратегическому партнерству и сотрудничеству, созданное в августе этого года. Об этом в пятницу, 24 октября...

Чиновникам грозят штрафы на сумму до 10 тысяч рублей, организациям – вчетверо больше

Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В России с 1 ноября вступает в силу закон о введении штрафов за срыв подготовки к отопительному сезону. Об этом сообщил в своём Telegram-канале председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В частности, если выявленные при подготовке...

По данным риелторов, в России стабильно растет спрос даже не на малогабаритное – на микрогабаритное жилье

Александр Киденис
Труд
Поговорка «в тесноте, да не в обиде» появилась не от хорошей жизни. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Нынешней осенью в Москве самым маленьким жильем, выставленным на торги, были апартаменты площадью 8 кв. метров в районе Отрадное. Эта клетка с жилой площадью 4,5 «квадрата» и санузлом оценивалась в 2,5...

Внезапно выяснилось, что отечественных производителей одежды на маркетплейсах днем с огнем не найдешь. А каких найдешь? А угадайте с трех раз

Ирина Хмара, Максим Башкеев
Труд
Большинство наших «производителей» просто ввозит свой товар и лепит этикетки «Сделано в России». Фото: Артем Соболев/news.ru, globallookpress.com

Сколько нам в последнее время рассказывали про импортозамещение и успехи отечественных производителей! Но вот инспекторы системы маркировки «Честный знак» и Роспотребнадзора провели совместную проверку и обнаружили...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?