У меня есть два заместителя, они, так повелось изначально, тащат на себе основной груз проблем и забот. Ребята - профессионалы до мозга костей. Им можно спокойно доверить любой проект, самые сложные переговоры и наиболее важного клиента. Они ни разу меня не подводили, всегда справлялись со своими задачами на отлично. Поэтому и работы у них больше, чем у остальных пятерых. Я с первых дней считал, что такой подход абсолютно правильный. Те, кто может работать много и хорошо, должны вкалывать по максимуму. Само собой, когда появляется такая возможность, я всегда могу отпустить кого-то из ребят в отпуск или дать дополнительный выходной. Но проблема в том, что зарплата у них такая же, как и у остальных моих подчиненных. И они, понятное дело, теперь негодуют: мол, пашем мы за весь отдел, а получаем те же деньги, что и остальные дармоеды.
"Дармоеды", кстати, действительно работают меньше. Так как вся творческая часть ложится на моих замов, пятеро других сотрудников занимаются исключительно техническими вопросами. Составляют договора, ведут счета и деловую переписку, готовят материалы к презентациям, подбирают цифры и статистику для проектов.
В коллективе начался раскол и раздрай. Мои замы почти открыто выражают свое недовольство сложившейся ситуацией. С коллегами разговаривают резко, от меня требуют повышения зарплаты, да я и не против, но руководство компании не идет мне навстречу. Говорят, что если раньше работали за такие деньги, то и теперь пусть потерпят еще с полгода. Повышение ожидается в мае 2009-го. Боюсь, что до этого времени мои заместители ждать не станут - уйдут в другое место. Вот и не знаю, как себя вести, что говорить и делать.
ГРУЗИ ПОРОВНУ
Елена Белякова, Директор по развитию компании (HR) Capital:
- Обязанности должны распределяться равномерно между всем коллективом. Конечно, кто-то может быть сильно загружен, но тогда и зарплата сотрудника должна соответствовать его обязанностям, и никак иначе. В связи с тем, что зарплаты у всех работников одинаковые, задачи, которые ставит руководитель, должны быть распределены поровну. Если Дмитрий дает двум своим подчиненным нагрузку больше, чем остальным, то пусть и платит соответственно.
Никто не будет повышать зарплату, исходя из уже завершенной работы, так сказать постфактум. Поэтому Дмитрий должен был заранее продумать вопрос об оплате и решить его в HR-департаменте. То есть это тоже его ошибка.
Чтобы не превышать бюджет, выделенный на оплату труда работников отдела, стоит уволить тех, кто меньше всего приносит пользу. Получается, что, помимо двух заместителей, повышенной нагрузки нет ни у кого, а эти пять человек - простой балласт, от которого давно уже стоит избавиться, конечно же, не от всех, а от кого-то одного или двух, а их оклад распределить среди тех, кто реально того заслуживает. Потому что по-другому сложившуюся ситуацию уже не разрешить.
Заместители Дмитрия могут быть и трудоголиками, которые хотят много работать, но верится с трудом. Скорее всего, это руководитель так распределяет обязанности, что им достается больше, чем остальным. А если человек перерабатывает, то он имеет полное право требовать повышения оклада или премию. Поэтому Дмитрию следует пересмотреть свои действия и распределять обязанности и зарплаты соответственно.
КАЖДОМУ ПО СПОСОБНОСТЯМ
Дмитрий Полканов, Директор департамента кадровой политики компании "МИАН":
- Из данной ситуации видно: Дмитрий - профессионал. И думаю, ему не стоит сожалеть о содеянном. Он поступил правильно, что основную нагрузку возложил на более квалифицированных сотрудников фирмы. Компания в основном и держится на таких людях, как его заместители. Давно известно: кто лучше всех умеет работать, у того и больше обязанностей. Профессиональный руководитель не мог поступить иначе, учитывая, что все его подчиненные имеют разную квалификацию и не на каждого из них можно возложить те или иные обязанности, особенно когда речь идет о важных стратегических проектах. Поэтому дифференцированного подхода в распределении труда в этой ситуации никак не избежать, мы ведь осознаем, что и техническую работу тоже должен кто-то выполнять. Однако понятно и недовольство сотрудников, выполняющих основные функции за те же деньги, что и их коллеги, занимающиеся простыми делами. Пожалуй, только в том, что начальник заранее не предусмотрел этот конфликт, и заключается его главная ошибка.
Конечно, у руководителя была альтернатива: всю работу разбросать между сотрудниками и значительно облегчить труд двум замам, чтобы таким образом создать благоприятный климат в коллективе. Но в итоге он рисковал большим, такой шаг мог поставить под угрозу успешную работу подразделения. Естественно, на это не пойдет ни один здравомыслящий руководитель. По-моему, в дальнейшем Дмитрий как руководитель найдет способ повысить зарплату своим лучшим сотрудникам и тогда все разрешится.