Главная Экономика 15:26 14 Августа 2019 1038
Миллионы автомобилистов могут оказаться вне закона

В Думе хотят запретить эксплуатацию старых авто: неуклюжая попытка властей поддержать падающий спрос на новую технику

Евгений Акатов

Депутаты намерены запретить россиянам ездить на транспортных средствах «достигших предельного срока эксплуатации». Члены думского комитета по экономической политике и промышленности уже направили свои предложения в Минтранс и Минпромторг.  

Рекомендации народных избранников стали плодом июньских обсуждений экологических проблем на круглом столе в Госдуме. В ускоренном режиме необходимо разработать особую программу, которая ограничила бы использование устаревшего транспорта под «Евро-0» и «Евро-1», рассказала зампред комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфия Когогина. Она направляла рекомендации по запрету старой техники в министерства. С другой стороны, нужно помочь бизнесу (предложения думцев касаются пока только коммерческих авто) обновить парк, наладить субсидии, льготный лизинг и льготное кредитование. Единственное ограничение по использованию транспорта на сегодняшний день: автобусы для перевозки детей должны быть младше 10 лет. И то – предписание вступает в силу только в следующем году.  

Ещё в 2013 году Минпромторг предлагал запрет на эксплуатацию коммерческого транспорта старше 15 лет. Появились поправки к закону «О безопасности дорожного движения»: они предполагают постепенный вывод из эксплуатации грузовиков от 12 до 25 лет. Правда, до депутатов поправки так и не дошли.

Минпромторг получил свежие рекомендации думского комитета. В ведомстве считают, что для вывода старой техники из оборота нужно экономическое, техническое и организационное регулирование. «А также стимулирования автовладельцев на приобретение нового, экологически чистого подвижного состава»,— цитирует Минпромторг «КоммерсантЪ». В стране уже действуют программы льготного автокредитования, напомнили в министерстве. Также Налоговый кодекс даёт возможность регионам устанавливать размер транспортного налога с учетом возраста техники. Позднее в Минпромторге подчеркнули: запрещать использовать автомобили на предельных сроках эксплуатации не стоит. Экологические проблемы нужно решать путём экономической мотивации граждан покупать новую и более безопасную технику. В Минтрансе пока изучают предложения депутатов.

В компаниях, существующих за счёт продаж и обслуживания новых автомобилей идею депутатов одобрили. Интересная деталь: депутат Альфия Когогина жена президента КамАЗа Сергея Когогина. Там поддержали меры, «направленные на обновления парка грузовиков»: это улучшит экологическую ситуацию и повысит безопасность на дорогах.

Медленное обновление автопарка и большой процент устаревших машин на дорогах – серьёзный вызов отечественному авторынку, соглашаются и в ПАО «Соллерс». в ГАЗе беспокоятся о безопасности участников движения и рисках отказа старой техники.    

«Речь идет не о личных легковых автомобилях, а о коммерческих транспортных средствах. Все-таки личный автомобиль может по-разному эксплуатироваться. Он, например, может быть коллекционным, то есть никак не использоваться. Как его ограничишь?», - поспешил успокоить председатель Челябинского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Валерий Гартунг (цит. по URA.RU). 

Запретить ездить на старой технике ещё реально для коммерческого сектора: с простыми гражданами бороться бессмысленно, полагает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Эксперт подсказал ещё одну статью ограничений помимо возраста авто: пробег. В прежние годы наши производители закладывали срок службы машины на 120-150 тысяч км пробега, хотя на деле автомобили способны проезжать куда больше, рассказал Удалов. Он высоко оценил госпрограмму обновления парка машин, действовавшую до прошлого года. Гражданин получал скидки при покупке новой техники, если старую сдавал в утилизацию либо в trade-in. За три года работы программы таким образом реализовали 1,2 млн автомобилей. Пока Минпромторг не готов возобновить программу в прежнем виде, хотя она способна поддержать падение спроса.

Во всех случаях, когда это им удобно, наши чиновники глухи к ссылкам на западный опыт. Однако на французских и немецких трассах есть прекрасные грузовики возрастом под четверть века, отметил координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. А в портах и терминалах нередко можно встретить автомобили возрастом 20 лет при пробеге 50 тысяч км: здесь год выпуска техник уж точно не показатель. Для многих водителей предпочтительнее американский или европейский грузовик 10-15 лет, чем новый сомнительного качества, заметил Войтко.

Такая инициатива должна исходить от Конгресса США, но не от наших думцев, иронизирует координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Граждане ездят на старых авто отнюдь не из симпатий к ретро-технике, а из-за возможностей своего бюджета. Предложение депутатов лишь ударит по российской экономике, считает эксперт.

«Транспортные издержки находятся в любом товаре и услуге. Такая попытка регулирования повлечет рост цен, инфляцию, и многие организации могут просто свернуть свою деятельность, и будет дыра на рынке. Программа с экологией есть, но решать ее нужно так, чтобы не пострадали права граждан и не был нанесен удар экономике», — приводит РБК слова председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина. 

И, думается, правы эксперты. Ведь проблема низкого роста многострадальной экономики нашей страны в том числе в низком спросе. В июле 2019 года в стране продали 140 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 2,4% меньше чем в тот же период 2018 года и на 7,4% меньше предыдущего месяца, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса АЕВ. За прошедшие 7 месяцев года продано 969 тысяч авто, что на 2,4% меньше, чем за то же время в прошлом году. А в феврале 2019 года продажи новых легковушек впервые на российском рынке упали. И это после 22 месяцев роста.

Между тем, в июле продажи подержаных легковых машин показали рост на 5,4% относительно результата июля 2018-го, фиксирует «Автостат».

Страхи КамАЗа и других игроков рынка более чем понятны. Но разве спрос на новое возрастёт, если запретить даже одному только бизнесу ездить на стареньких машинах? Едва ли. Начнутся массовые штрафы, и люди уйдут в систему каршэринга или такси (которое пока выгоднее, чем собственный автомобиль – внутри города однозначно). Либо предприятия закупят новую технику, а издержки заложат в новый ценник своих услуг, как и отмечал тот же Похмелкин. Не надо ждать чудес от производителей авто, цен никто не снизит. По данным агентства «Автостат», с начала кризиса (2014 год) по ноябрь 2018 года цены на новые машины подскочили на 66%.  

Выводить из эксплуатации старую технику надо осторожно, уверен автоэксперт Игорь Моржаретто. «Делается это путем введения льгот для владельцев старых автомобилей при покупке нового транспортного средства, путем льготного автокредитования», - цитирует эксперта ФАН. Моржаретто отметил пользу от действовавшей ранее программы утилизации автомобилей. «К сожалению, эта программа ушла, что очень зря. И иных программ, которые бы мягко подтолкнули человека на покупку нового автомобиля, нет. А просто так запретить старые машины — очень опасно с социальной точки зрения, это чревато социальным взрывом», — сказал он.

По данным ГАИ, в России почти 21 млн транспортных средств старше 15 лет, а 10 млн – старше десяти. При этом общее число техники на дорогах и у граждан – 60,5 млн. Неужели власти поставят вне закона почти половину владельцев машин и мотоциклов? Даже если до такого не дойдёт, пострадает бизнес: речь о миллионах транспортных средств. А когда бизнес начинает терять, это бьёт по нам с вами – конечным потребителям.  

Как выяснилось, Марк Твен был прав: землю действительно больше не производят

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Спрос на загородные участки бьет рекорды. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Похоже, этой весной всех одновременно потянуло к земле. И дело не только в долгожданном тепле, кружащем горячие головы. Спрос на загородные участки бьет рекорды — как следствие, земля в России резко подорожала. Как...

Почему в стране с крупнейшими газовыми запасами дома топят дровами

Александр Киденис
Труд
Почему народ вдруг отказывается от газификации, когда газ уже у забора? Ответ простой: нет денег. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

«Бояться нужно не генералов, а ефрейторов», — говорил герой французской кинокомедии «Закон есть закон». Нынче эти слова вспомнились при попытке выяснить, как выполняется общероссийская программа социальной...

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Кто виноват в случившемся?

Евгений Акатов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Реки вышли из берегов и заливают целые регионы. Вслед за затоплениями в Орске и Оренбурге дома ушли под воду до крыш в Кургане, в городе эвакуируют целые микрорайоны. «Уровень воды в реке Тобол...

Экономика 00:10 / 12 Апреля 2024 4533
Взаймы у жизни

Центробанк обнародовал портрет среднестатистического российского заемщика

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Оказывается, самый массовый российский заемщик - это пенсионер с тремя кредитами. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Как выяснилось, это пенсионер с тремя кредитами. В кабалу банков попали уже 50 млн россиян. Только за последний год их стало на 4,7 млн больше. Полстраны в долгах! Банк России выразил озабоченность тем, что...

Минфин выступил с инициативой повысить розничные цены на крепкий алкоголь. Ему не впервой

Алекс Зверев
Труд
Официальной причиной грядущего подорожания объявлены инфляция и рост производственных затрат. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

В результате таких хлопот с 1 июня самая дешевая поллитровка водки подорожает с 281 до 299 рублей, бренди — с 375 до 403 рублей, а коньяка — с 517 до 556 рублей....

Россия сравнялась с Европой по числу комнат на душу населения, но сильно превышает европейские стандарты по скученности

Алекс Зверев
Труд
Сейчас уменьшается число комнат в каждой отдельно взятой квартире. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Построив в минувшем году 110 млн кв. метров жилья, Россия сравнялась с минимальным европейским показателем числа жилых комнат на одного жителя страны: 1,1. Во Франции этот показатель равен 1,8, в Норвегии —...

После череды громких дел в правительстве решили сделать бизнес, называемый инфоцыганщиной, цивилизованным

Максим Башкеев
Труд
«Королеве марафонов счастья» Елене Блиновской на пару с мужем предъявили 900 млн рублей долга. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

После череды громких дел в отношении блогеров и всевозможных коучей, наставляющих россиян на путь истинный, но при этом уклоняющихся от уплаты налогов, в правительстве решили сделать бизнес, называемый еще инфоцыганщиной,...

Решение принято, чтобы не допустить повышения цен и перебоев с поставками продукта населению 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле одобрила запрет экспорта сахара из РФ. Информированный источник в пятницу, 5 апреля сообщил агентству «Интерфакс», что ограничение...

В России объявлена амбициозная программа развития туризма

Максим Башкеев
Труд
Одно озеро в это программе - это Байкал собственной персоной. Фото: globallookpress.com

В индустрию отдыха собираются вложить как минимум 1,5 трлн рублей и до 2030 года удвоить внутренний турпоток. Дело за малым: успеть за это время создать соответствующую инфраструктуру. До недавних пор отечественные...

Вести гостиничный бизнес по правилам сложно даже в Москве, Санкт-Петербурге или на побережье Черного моря

Максим Башкеев
Труд
черноморском побережье доля «серых» гостиниц доходит до 80%. Фото: Александр Лискин, globallookpress.com

Помните, как герой фильма «Мимино» получает заветное место в московской гостинице по большому блату, представившись эндокринологом? Сегодня на вокзале или в аэропорту ему бы оборвали фалды хозяева ночлежек,...

Также запрещается импорт отопительных котлов, электроинструментов, деревообрабатывающего оборудования и другой продукции

Фото: Carsten Reisinger/imagebroker.com, globallookpress.com

Правительство Японии приняло решение расширить антироссийские санкции. В частности, пополнился список товаров, которые запрещается ввозить в РФ. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз японского министерства экономики,...

Как отметил зампред Совбеза, созданный Вашингтоном механизм присвоения российских ценностей противоречит международному праву 

Фото: www.government.ru

Соединенные Штаты развязали против России гибридную, судебную и правовую войны, чтобы обокрасть нашу страну, а заодно и создали механизм незаконного присвоения российских ценностей. Об этом в субботу, 27 апреля заявил в своем Telegram-канале...

«Поступательное развитие нашей экономики позитивно отражается на федеральном бюджете». – отметил глава государства

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С января по март 2024 года доходы федерального бюджета России увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года более чем в полтора раза. Об этом, как сообщает ТАСС, рассказал президент РФ Владимир Путин. «Поступательное развитие...

Стоимость имущества восьми рыбодобывающих компаний оценивается почти в 22 миллиарда рублей

Фото: Oliver Ring/imagebroker.com, globallookpress.com

Федеральное агентство России по управлению государственным имуществом (Росимущество) стала владельцем восьми рыбопромышленных дальневосточных компаний. Об этом сообщает «Интерфакс». Соответствующие записи были внесены в ЕГРЮЛ 12...

По данным кабмина, при курсе менее 80 рублей за доллар пошлина нулевая

Фото: Konstantin Kokoshkin/Russian Look, globallookpress.com

Правительство России отменило экспортные пошлины на уголь на период с 1 мая по 31 августа. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров в своем Telegram-канале. «Правительство приняло решение отменить пошлины на вывоз энергетического...

Проектом распоряжения предусматривается распределение субсидий 88 регионам

Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

Правительство России одобрило выделение денег на проекты по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров. «О выделении Минтруду России в 2024 году из резервного...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?