Главная Культура 15:35 15 Января 2022 3101
Консерваторские портреты Екатерины Мечетиной

Свою рождественскую программу знаменитая пианистка сочинила, словно глядя на стены Большого зала

Сергей Бирюков
Екатерина Мечетина поклонилась Большому залу и тем, кто навсегда определил его дух. Фото автора

Так сложилось для меня (и сотен других людей), что рождественские концерты Екатерины Мечетиной в Большом зале консерватории – уже много лет первое живое музыкальное впечатление наступившего года. А ведь как его, год, встретишь, так и проведешь. Если в таком возвышенном, философском, романтическом настроении, какое создала программа 8 января – я бы не возражал.

Программы эти бывали самыми разными. Случалось, сосредотачивались на театрально-праздничных мотивах (сюиты из «Щелкунчика», «Петрушки»), на жанре фантазии или, допустим, на музыкальных пейзажах Родины – прошлогодний концерт так и назывался: «Русские картины». Вероятно, поэтому музыкальный старт 2022-го Екатерина решила выдержать в контрастном колорите, но тоже глубоко нам не чужом. Посмотрите хотя бы на портреты, украшающие Большой зал консерватории: кроме русских (за одним очень известным исключением, о котором чуть позже) – только немцы. По крайней мере так виделись приоритеты музыкального мира тем, кто эту самую консерваторию основывал. И Екатерина, составляя сет-лист нынешнего выступления, словно глядела на этот портретный ряд.

Началось, понятно, с Баха – ядра не только немецкой, но в громадной степени всей последующей мировой музыки. Одна только вторая часть открывшего программу «Итальянского концерта», этот исповедальный голос человеческой души, вознесшийся в пронизанную светом стратосферу вечных гармоний-истин, забрасывает ассоциации на двести, триста лет вперед – в лирику Равеля (чей Первый концерт Екатерина недавно отлично записала и выпустила на «Мелодии»), в мелодические разливы Прокофьева (Второй скрипичный концерт), в космогонические фантазии Хайнера Гёббельса («Вещь Штифтера»)… Правда, не могу сказать, что именно исполнение «Итальянского концерта» стало самым ярким моим впечатлением вечера – мне бы хотелось не просто игры «как принято», но интерпретации, в которой резонировал бы тот самый трехсотлетний опыт – звон старинных клавесинов, бузониевская рояльная плотность, сухая страстность гульдовского туше…

То, что мечетинский Бах может быть не рутинной гравюрой из консерваторского класса, а живым воплощением тепла и любви, я знаю по давнему исполнению переложенной для фортепиано арии Schafe können sicher weiden (кстати, как раз в рождественских программах). И на этот раз нашлось подтверждение душевной и музыкантской проницательности исполнительницы – снова в обработках: Сицилианы из Ми-бемоль мажорной флейтовой сонаты, а особенно хорала Jesus bleibet meine Freude из кантаты № 147 Herz und Mund und Tat und Leben. Екатерина добилась здесь поразительного эффекта объемности, прямо-таки 3D-парения хоральной мелодии над звончатыми струями фигураций.

Казалось, после такой звуковой благости можно перейти только к шубертовской Ave Maria. Но нет, нашелся другой, не менее естественный путь – к бетховенской 31-й сонате. Одной из самых «баховских» у великого венца. Ведь и в первой ее части можно расслышать черты старинных прелюдий, где песенная мелодия украшается орнаментами-фигурациями. И в финале очевидны аллюзии с барочными ариями (эпизод Arioso dolente – почти цитата мелодии Es ist vollbracht из «Страстей по Иоанну»), а венчает дело фуга, чей окрыленный шаг, мощно ускоряющийся к концу, особенно удался Екатерине, произведя впечатление нарастающего сияния и вспышки сверхновой.

Но, между прочим, и Бетховен, как Бах, смотрел не только в прошлое, но далеко вперед. Звучала бы для нас та же 31-я так актуально, если бы в ней не было, допустим, удивительно шумановской по духу второй «карнавальной» части с ее столкновением голосов и образов, от мужиковатой «народной» пляски до бравуры концертного виртуоза, каковых во все времена принято приглашать для украшения праздника?

Будет в Екатерининой программе и Шуман, но сперва – тот, о ком подумалось еще под баховские небесные мелодии: Шуберт. Нет, не сонаты, а – чтобы не слишком утяжелять праздничную программу – 16 немецких танцев. В них ведь тоже – звездное скопление образов, выстраивающихся в мозаично-пеструю, но цельную картину, скрепленную прежде всего единым ритмом всех пьес. По сути это один из первых примеров нового (хотя не безродного, если вспомнить те же сюиты Баха или Генделя, или немецкие танцы Моцарта) жанра цикла миниатюр, конкретно – сюиты вальсов, которая получит блистательное развитие у Листа, Брамса, Равеля, Прокофьева… В этих же 16 миниатюрах, помимо их неповторимо-шубертовской окраски – всех этих нежных «венских секст» и «тирольских рулад», – поражает опять-таки дальность предслышания. Когда, не переставая быть Шубертом, гениальный Франц «угадывает» почти текстуально, например, будущие вальсы и баллады Шопена.

Да ведь и шумановский «Карнавал», которым Екатерина эффектно завершила заявленную программу вечера, на 90 процентов такая же сюита вальсов, только совсем уж, до фантастичности разнообразных – от шутейно припрыгивающего «(«Арлекин») до стремительно-порывистого («Флорестан»), от горячо-страстного («Киарина») до вздорно-шумного («Эстрелла»). Даже парочка героев, отчаянно заспорившая во время «Прогулки», делает это под звуки вальса, даже задумчивый «Шопен», воображением Шумана тоже призванный на бал, импровизирует свое музыкальное излияние на счет «раз-два-три»… Екатерина уверенно выстраивает этот парад-алле, длящийся без остановки полчаса, ни на секунду не теряя чувства ни целого, ни уникальности момента. Лишь в самом начале, в «Преамбуле» от спешки, кажется, слегка смазались контуры этого скерцо (тоже по сути вихреобразного вальса) – не исключаю, впрочем, что тут дело и в акустике Большого зала, известной своей гулкостью, хотя, конечно, столь опытный пианист, как Мечетина, должен учитывать обстоятельства подобного рода… Но может, это лишь мое субъективное впечатление – в финальном «Марше давидсбюндлеров против филистимлян», расширенно повторяющем «Преамбулу», головокружительный темп и отчетливость шли рука об руку.

После чего Екатерине осталось лишь подкрепить свой успех бисами – очаровательной «Колыбельной» Шумана и наконец явившейся, после всех шубертовских и шумановских намеков на нее, музыкой Шопена: Ми-бемоль мажорным вальсом и Ля мажорной прелюдией, которая сама – как бы воспоминание о танце.

В этот момент как было вновь не посмотреть на стену Большого зала, где за портретами Чайковского, Бетховена, Мусоргского, Шуберт, Шумана уже много десятилетий с грустью, но и надеждой смотрит на публику великий поляк. Единственный не русский и не немец, для которого сделала исключение консерватория, увидев в нем особо близкородственную душу. Сегодня справедливость этого выбора подтвердила в своей точно и прочно выстроенной программе Екатерина Мечетина.

Комментарии для сайта Cackle

У всемирно известного режиссера случился солидный юбилей

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Путь к известности у него оказался не простым и уж точно не легким. Фото: Pascal Avenet/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Сегодня (18 августа) свое 90-летие отмечает Раймонд Роман Тьерри Либлинг. Он же великий и ужасный Роман Полански — актер, сценарист, режиссер, снискавший своими фильмами всемирную славу. Дебютную ленту «Нож в воде»...

В последние годы исполнитель боролся с раком, он перенес тяжелую операцию и длительный курс химиотерапии

Тото Кутуньо во время поездки по России в 2010 году. Фото: © Victor Dmitriev, globallookpress.com

Один из самых знаменитых итальянских певцов – Тото (Сальваторе) Кутуньо – скончался в Милане. Знаменитому исполнителю было 80 лет. Об этом во вторник, 22 августа сообщает агентство РБК со ссылкой на западные СМИ. Как передает агенство...

Не в Москве – на Архангелогородчине, но ведь она тоже Россия!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

В селе Чухчерьма Холмогорского района Архангельской области рухнул православный храм Василия Блаженного, построенный в 1824 году. Не дожив всего года до своего 200-летия. Возраст сам по себе почтенный, а для...

«Я скучаю по родине. Однажды, может, и вернусь в Россию», - признался рэпер – иностранный агент

Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Российский рэп- и поп-исполнитель Моргенштерн (Алишер Моргенштерн, включен в реестр физических лиц – иностранных агентов Министерства юстиции) заявил, что пожалел об эмиграции в США. «Мне не нравится. Я бы в Америке не жил никогда....

Как Юрий Башмет стал экскурсоводом

Сергей Бирюков
Труд
Рассказы Юрия Башмета не менее увлекательны, чем его игра. Фото автора

Для начала информация: с 2017 года в стране проводится конкурс «Лучший гид России». Сотни профессионалов и любителей туризма по призыву Русского географического общества присылают свои проекты. Есть среди них...

Культура 13:51 / 22 Августа 2023 6558
Свет человечности

В российском прокате - один из триумфаторов Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Хиракодзу Корээда снял умный, гуманный, нежный фильм о маленьких людях. Кадр из фильма «Посредники»

На наши экраны 24 августа выходит фильм «Посредники» режиссера Хиракодзу Корээды - многократного призера Венецианского и Каннского фестивалей. Он известен в мире по фильмам «Свет иллюзий», «Поле жизни», «Никто...

Под руководством Юрия Башмета прошел Первый фестиваль юношеских оркестров мира

Сергей Бирюков
Главное – чтоб выросли хорошими людьми, говорит про юных музыкантов Юрий Башмет. Фото автора

В московском парке «Зарядье» состоялся трехдневный  Публика уже привыкла к выступлениям его главного организатора – Всероссийского юношеского симфонического оркестра, основанного и более 10 лет руководимого народным артистом...

Откуда он взялся, «несказочный сказочник» Павел Бажов?

Виктория Пешкова
Труд
В начале ХХ века Павел Бажов (в центре) собирал, а потом сделал достоянием мира мифологию Урала. Фото с сайта ГМИРЛИ

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля открыл выставку «Урал Бажова. Сила места», подготовленную совместно с Объединенным музеем писателей Урала. Кстати, одновременно это и «знак силы»...

Культура 00:02 / 18 Августа 2023 5554
Календарь: 18 августа

65 лет назад вышел в свет роман Набокова «Лолита»

Труд
Владимир Набоков. Фото: © Roman Denisov, Роман Денисов, globallookpress.com

1782 Столетие вступления на российский престол Петра I отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы французского скульптора Этьена Фальконе — знаменитого Медного всадника, названного так с легкой руки...

Почему так медленно идут дела по расследованию преступлений в области защиты объектов культурного наследия Санкт-Петербурга?

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Фото: Владимир Баранов, globallookpress.com

Оказывается, на каждом этапе следователям приходится преодолевать противодействие прокуратуры. Ну просто игра в «казаки-разбойники»! Год назад «Труд» уже писал о том, как глава Следственного комитета...

Актер рассказал «Труду» о съемках приключенческого фильма «Квест»

Анна Чепурнова
Труд
Мужество и доброта – главные идеалы Романа Курцына и большинства его героев. Фото из личного альбома артиста

24 августа, под занавес школьных каникул, в российский прокат выходит остросюжетный приключенческий фильм Ивана Архипова «Квест». Кино для семейного просмотра рассказывает о секретном лагере с учебными играми,...

На НТВ идут съемки программы «НашПотребНадзор» - о том, что мы едим

Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Многие популярные проекты начали анонсировать программы предстоящего телесезона. Первый канал уже анонсировал съемки новых выпусков полюбившегося свадебного шоу «Давай поженимся!». Ведущие те же — Лариса Гузеева и Ханума...

С культовой южнокорейской дорамой явно перекликается сюжет российского экшен-сериала «Цифровой код»

Владислав Дианов
Труд
Фото: Damon Coulter/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В Москве завершились съемки масштабного экшен-сериала «Цифровой код», сюжет которого явно перекликается с культовой южнокорейской дорамой «Игра в кальмара». В Сети стремительно, будто лесной пожар,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Monika Skolimowska, globallookpress.com

Люди пожившие, повидавшие и почитавшие знают, что книги, увы, далеко не всегда пишутся умными и знающими людьми. Особенно в нынешние времена, когда украсить обложку своей фамилией может любой графоман за свои деньги,...

Памяти поэта Николая Добронравова

Сергей Бирюков
Труд
Фото: Анатолий Ломохов/Russian Look, globallookpress.com

В среду, 20 сентября, в Москве на Новодевичьем похоронили Николая Николаевича Добронравова. Поэта, немного не дожившего до 95 лет и оставившего стране вечно молодые песни, которые на моей памяти пелись...

Компания ведет активную подготовку к застройке ценнейшего исторического ландшафта на Охтинском мысе

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В Петербурге рядом с Охтинским мысом, на участке площадью 4 кв. км, где когда-то стояли осаждавшие Ниеншанц редуты Петра, а позже была плотная историческая застройка, идут археологические раскопки. Археологи уже...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?