Новости
Главная Культура 15:35 15 Января 2022 1449
Консерваторские портреты Екатерины Мечетиной

Свою рождественскую программу знаменитая пианистка сочинила, словно глядя на стены Большого зала

Сергей Бирюков
Екатерина Мечетина поклонилась Большому залу и тем, кто навсегда определил его дух. Фото автора

Так сложилось для меня (и сотен других людей), что рождественские концерты Екатерины Мечетиной в Большом зале консерватории – уже много лет первое живое музыкальное впечатление наступившего года. А ведь как его, год, встретишь, так и проведешь. Если в таком возвышенном, философском, романтическом настроении, какое создала программа 8 января – я бы не возражал.

Программы эти бывали самыми разными. Случалось, сосредотачивались на театрально-праздничных мотивах (сюиты из «Щелкунчика», «Петрушки»), на жанре фантазии или, допустим, на музыкальных пейзажах Родины – прошлогодний концерт так и назывался: «Русские картины». Вероятно, поэтому музыкальный старт 2022-го Екатерина решила выдержать в контрастном колорите, но тоже глубоко нам не чужом. Посмотрите хотя бы на портреты, украшающие Большой зал консерватории: кроме русских (за одним очень известным исключением, о котором чуть позже) – только немцы. По крайней мере так виделись приоритеты музыкального мира тем, кто эту самую консерваторию основывал. И Екатерина, составляя сет-лист нынешнего выступления, словно глядела на этот портретный ряд.

Началось, понятно, с Баха – ядра не только немецкой, но в громадной степени всей последующей мировой музыки. Одна только вторая часть открывшего программу «Итальянского концерта», этот исповедальный голос человеческой души, вознесшийся в пронизанную светом стратосферу вечных гармоний-истин, забрасывает ассоциации на двести, триста лет вперед – в лирику Равеля (чей Первый концерт Екатерина недавно отлично записала и выпустила на «Мелодии»), в мелодические разливы Прокофьева (Второй скрипичный концерт), в космогонические фантазии Хайнера Гёббельса («Вещь Штифтера»)… Правда, не могу сказать, что именно исполнение «Итальянского концерта» стало самым ярким моим впечатлением вечера – мне бы хотелось не просто игры «как принято», но интерпретации, в которой резонировал бы тот самый трехсотлетний опыт – звон старинных клавесинов, бузониевская рояльная плотность, сухая страстность гульдовского туше…

То, что мечетинский Бах может быть не рутинной гравюрой из консерваторского класса, а живым воплощением тепла и любви, я знаю по давнему исполнению переложенной для фортепиано арии Schafe können sicher weiden (кстати, как раз в рождественских программах). И на этот раз нашлось подтверждение душевной и музыкантской проницательности исполнительницы – снова в обработках: Сицилианы из Ми-бемоль мажорной флейтовой сонаты, а особенно хорала Jesus bleibet meine Freude из кантаты № 147 Herz und Mund und Tat und Leben. Екатерина добилась здесь поразительного эффекта объемности, прямо-таки 3D-парения хоральной мелодии над звончатыми струями фигураций.

Казалось, после такой звуковой благости можно перейти только к шубертовской Ave Maria. Но нет, нашелся другой, не менее естественный путь – к бетховенской 31-й сонате. Одной из самых «баховских» у великого венца. Ведь и в первой ее части можно расслышать черты старинных прелюдий, где песенная мелодия украшается орнаментами-фигурациями. И в финале очевидны аллюзии с барочными ариями (эпизод Arioso dolente – почти цитата мелодии Es ist vollbracht из «Страстей по Иоанну»), а венчает дело фуга, чей окрыленный шаг, мощно ускоряющийся к концу, особенно удался Екатерине, произведя впечатление нарастающего сияния и вспышки сверхновой.

Но, между прочим, и Бетховен, как Бах, смотрел не только в прошлое, но далеко вперед. Звучала бы для нас та же 31-я так актуально, если бы в ней не было, допустим, удивительно шумановской по духу второй «карнавальной» части с ее столкновением голосов и образов, от мужиковатой «народной» пляски до бравуры концертного виртуоза, каковых во все времена принято приглашать для украшения праздника?

Будет в Екатерининой программе и Шуман, но сперва – тот, о ком подумалось еще под баховские небесные мелодии: Шуберт. Нет, не сонаты, а – чтобы не слишком утяжелять праздничную программу – 16 немецких танцев. В них ведь тоже – звездное скопление образов, выстраивающихся в мозаично-пеструю, но цельную картину, скрепленную прежде всего единым ритмом всех пьес. По сути это один из первых примеров нового (хотя не безродного, если вспомнить те же сюиты Баха или Генделя, или немецкие танцы Моцарта) жанра цикла миниатюр, конкретно – сюиты вальсов, которая получит блистательное развитие у Листа, Брамса, Равеля, Прокофьева… В этих же 16 миниатюрах, помимо их неповторимо-шубертовской окраски – всех этих нежных «венских секст» и «тирольских рулад», – поражает опять-таки дальность предслышания. Когда, не переставая быть Шубертом, гениальный Франц «угадывает» почти текстуально, например, будущие вальсы и баллады Шопена.

Да ведь и шумановский «Карнавал», которым Екатерина эффектно завершила заявленную программу вечера, на 90 процентов такая же сюита вальсов, только совсем уж, до фантастичности разнообразных – от шутейно припрыгивающего «(«Арлекин») до стремительно-порывистого («Флорестан»), от горячо-страстного («Киарина») до вздорно-шумного («Эстрелла»). Даже парочка героев, отчаянно заспорившая во время «Прогулки», делает это под звуки вальса, даже задумчивый «Шопен», воображением Шумана тоже призванный на бал, импровизирует свое музыкальное излияние на счет «раз-два-три»… Екатерина уверенно выстраивает этот парад-алле, длящийся без остановки полчаса, ни на секунду не теряя чувства ни целого, ни уникальности момента. Лишь в самом начале, в «Преамбуле» от спешки, кажется, слегка смазались контуры этого скерцо (тоже по сути вихреобразного вальса) – не исключаю, впрочем, что тут дело и в акустике Большого зала, известной своей гулкостью, хотя, конечно, столь опытный пианист, как Мечетина, должен учитывать обстоятельства подобного рода… Но может, это лишь мое субъективное впечатление – в финальном «Марше давидсбюндлеров против филистимлян», расширенно повторяющем «Преамбулу», головокружительный темп и отчетливость шли рука об руку.

После чего Екатерине осталось лишь подкрепить свой успех бисами – очаровательной «Колыбельной» Шумана и наконец явившейся, после всех шубертовских и шумановских намеков на нее, музыкой Шопена: Ми-бемоль мажорным вальсом и Ля мажорной прелюдией, которая сама – как бы воспоминание о танце.

В этот момент как было вновь не посмотреть на стену Большого зала, где за портретами Чайковского, Бетховена, Мусоргского, Шуберт, Шумана уже много десятилетий с грустью, но и надеждой смотрит на публику великий поляк. Единственный не русский и не немец, для которого сделала исключение консерватория, увидев в нем особо близкородственную душу. Сегодня справедливость этого выбора подтвердила в своей точно и прочно выстроенной программе Екатерина Мечетина.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:10 / 03 Декабря 2021 20901
Инфляция: кто виноват?

В разные века правители отвечали одинаково: не мы! И назначали виновных…

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Картина Джона Эверетта Милле «Гугенот в День святого Варфоломея». Фото из открытых источников.

«Из-за уменьшения числа жителей предполагалось изобилие всех плодов земных, но вследствие проявленной людьми неблагодарности они необыкновенно вздорожали» — так средневековый историк Маттео Виллани описал причины...

Беседа с писателем Львом Данилкиным о сущности СССР

Гузель Агишева
Труд
Фото автора

Лет тридцать назад, еще в СССР, художник Сергей Краснов рассказывал мне, как они с коллегами, дурачась, рисовали с закрытыми глазами профиль Ленина. Рука шла сама, поскольку халтуры подобной было делано-переделано. Тот рассказ...

Культура 00:03 / 24 Декабря 2021 17010
Дикие танцы

Их в 2021-м демонстрировали и артисты, и зрители, и государственная политика

Алексей Мажаев
Труд
Прижав прижав лично Моргенштерна, власти лишь подхлестнули популярность его песен. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Еще год назад имя Моргенштерн было диковинным для большинства любителей популярной музыки. За считаные месяцы рэпер успел стать едва ли не самой обсуждаемой персоной нашего шоу-бизнеса, выпустить два альбома, получив за каждый...

Знаменитый актер – о том, зачем нам кукольный театр, сказки и мир во всем мире

Анна Чепурнова
Труд
Евгений Цыганов впервые в жизни сыграл главную роль в кукольном спектакле. Фото предоставлены Театром имени С.В.Образцова.

В Театре кукол им. С.В. Образцова поставили спектакль о его создателе, у которого в этом году юбилей — 120 лет со дня рождения. Представление «Я — Сергей Образцов» —...

Культура 18:01 / 25 Декабря 2021 16194
Знай наших

Netflix планирует снять сериал о русской мошеннице

Труд
Актриса Джулия Гарнер. Фото: © Clemens Niehaus/Geisler-Fotopres, globallookpress.com

Netflix намерен снять сериал о жизни Анны Сорокиной. Ее имя стало известно два года назад, когда бывшая россиянка была задержана в Нью-Йорке по обвинению в мошенничестве. Девушка, представляясь Анной Делви и выдавая...

Подводим итоги киногода. Их трудно назвать утешительными

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Daniel Karmann, globallookpress.com

В Сети давно бродит хулиганский клип шоумена Семена Слепакова с не теряющим актуальности зачином: «Это был тяжелый год. Был он тяжелей, чем тот». По ходу незамысловатого опуса Слепаков воодушевляется надеждами...

Чувство ностальгии в новогоднем эфире не ослабевает с годами

Сергей Беднов
Труд
Скорее всего в Новый год зрители увидят уже знакомые лица. Фото: © Vadim Tarakanov, globallookpress.com

Во вторник, 21 декабря, в студии «Вечернего Урганта», украшенной елками и мишурой, Иван Андреевич предложил своей собеседнице, знаменитой фигуристке, выпить шампанского и произнести нечто подобающее. А как...

Российский актер и продюсер снимет мистический мини-сериал

Труд
Фото: © Anatoly Lomohov, globallookpress.com

Известный российский актер, шоумен, продюсер и основатель компании Sreda Global намерен снять очередной проект о гибели «Титаника». Проект будет осуществляться при участии Эндрю Наннелли, известного нам по хиту Netflix...

В Коломенском – россыпь зимних выставок. И не только в нем

Виктория Рогозинская
Труд
Картину Николая Сверчкова «Катание на Масленице» (1876 год) предоставил на выставку «Русская тройка» Музей коневодства Московской сельскохозяйственной академии. Изображения предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

Хитрости соколиной охоты, секреты русской тройки, история новогодней елки... О чем только не рассказывают экспозиции, развернутые в знаменитом деревянном дворце царя Алексея Михайловича и поблизости от него. И это...

Беседа с историком Сергеем Беляковым, чья новая книга посвящена поколению сыновей Цветаевой и Ахматовой

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Обстоятельные и занимательные монографии Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», «Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя», «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой» развенчивают...

Завтра – столетие великого актера, клоуна и человека

Сергей Бирюков, Смоленская область – Москва
Труд
Фото: Лев Шерстенников/Russian Look, globallookpress.com

18 декабря в Московском цирке на Цветном бульваре не будет обычного представления. Соберутся только свои — и вспомнят человека, имя которого уже 25 лет как носит эта арена. А с его собственного...

Культура 00:04 / 17 Декабря 2021 10454
Хиты из бункера

Вышла лента о шоу-бизнесе, в котором за тридцать лет не поменялось ничего

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Сергей Жуков в сериале «Евгенич», который идет на телеканале «Пятница!»

Уже неделю идет на «Пятнице!» фильм редкого жанра — «музыкальный ситком». Лента называется «Евгенич»: это не только кличка главного героя, но и слегка модифицированное отчество...

Культура 00:11 / 03 Декабря 2021 10263
Небо. Самолет. Сирия

На экраны вышел спорный фильм, снятый по следам реального подвига

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Это случилось шесть лет назад. В ноябре 2015-го вблизи сирийско-турецкой границы был сбит российский бомбардировщик, выполнявший боевую задачу по уничтожению террористов. Коварный удар по нашему самолету нанес турецкий истребитель....

Из этой суммы четыре миллиарда рублей получит Фонд кино

Фото: Moscow-Live.ru

Российское правительство выделит на поддержку отечественного кинематографа из федерального бюджета 5,5 миллиарда рублей. Как сообщает «Интерфакс», соответствующее поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин. В пресс-службе кабинета...

О музыканте и человеке, который даже в одиночку был сильнее целой индустрии

Алексей Мажаев, Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

В первый день зимы мы прощались с Александром Градским. Это очень странная фраза: перечитываешь ее — и не веришь. Не то чтобы его считали бессмертным — просто привыкли, что он играет...

С прокатом восьмой части популярной кинофраншизы что-то пошло не так

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Внезапно выяснилось, что звездный актерский состав - не всегда залог коммерческого успеха. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны страны вышел вечнозеленый хит предновогоднего проката. Это уже восьмой по счету фильм популярной кинофраншизы, хотя предыдущая картина серии недвусмысленно называлась «Елки последние». Инициатор проекта, продюсер...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?