Фильм Бакурадзе выходит на экраны ко дню рожденья поэта - 15 октября. Режиссер известен своими авторскими фильмами, снятыми в неторопливой манере - «Шультес», «Брат Дэян», «Снег в моем дворе» («Ника» - 2025 за режиссуру). Также Бакурадзе – один из соавторов сценариев для наших «космических» фильмов «Салют-7» и «Вызов».
По словам режиссера, будучи на Кавказе, в Пятигорске, в лермонтовских местах, ему захотелось глубже понять и показать Лермонтова как человека, и поэтому он решил снять фильм о его последнем дне.
Роль Михаила Лермонтова стала дебютом в кино для 27-летнего стендап-комика Ильи Озолина. Возраст актера практически соответствует возрасту, в котором погиб поэт. По словам Озолина, его режиссеру порекомендовала актриса Лиза Янковская. Бакурадзе признался, что Озолин оказался так похож на Лермонтова, что сомнений в выборе его на главную роль у него не было. Бывшего друга и убийцу поэта Николая Мартынова сыграл актер Евгений Романцов, известный по главной роли в сериале «Александр I».
Фильм снят в свойственной режиссеру неторопливой и созерцательной манере, где герои мало говорят, неспешно занимаются повседневными занятиями, и гуляют на лоне красивой горной природы, картинам которой отведено в фильме много места. Правда, природа в фильме увядающая, осенняя – режиссер решил допустить вольность и снял фильм о гибели поэта, видимо, ради вящей печали, поздней осенью (в действительности, Лермонтов погиб на дуэли 27 июля).
Много внимания в фильме уделяется деталям – мы видим в подробностях, как герои одеваются, натягивают сапоги, пьют, едят, гуляют, ощипывают птиц, убитых на охоте, кормят собак и т. д. С одной стороны, это создает эффект достоверности, картины без глянца – мол, так оно тогда все и было. С другой стороны, замедленное повествование и негромкие разговоры придают фильму некую безжизненность. Герои говорят редко, не спеша, вполголоса, не очень эмоционально. Человеку, который не читал мемуаров и не в курсе темы, трудно понять, кто кем кому приходится, видя на экране ряд похожих персонажей в мундирах и кринолинах.
В общем, для такой эмоциональной фигуры как Лермонтов фильм, на мой взгляд, получился недостаточно эмоционален, хотя, наверное, в этом и была задумка режиссера. Зрителя ждет грустная, меланхоличная, немногословная история на фоне осенних гор, в которой никто из персонажей не вызывает сочувствия, за исключением, может быть, напрасно убитого Лермонтова. Но в одном можно быть уверенным – посмотрев фильм, многие захотят прочесть больше о жизни Лермонтова или откроют томик его стихов.