Главная Культура 00:02 16 Февраля 2024 6979
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества остался молодым, поджарым, загорелым. Пахнущим хорошим одеколоном и табаком. Одетым в элегантный черный смокинг или в белые одежды, которые он любил носить на сочинском фестивале «Кинотавр». В облике актера, в его походке, взгляде умных, с ироничным прищуром глаз было что-то нездешнее, аристократическое.

Режиссер Роман Балаян, снявший Янковского в шести фильмах, называет его последним аристократом нашего кино. Такое и впрямь не сыграешь, не сымитируешь: аристократизм был у Янковского в генах. Сказывались дворянские корни его отца, штабс-капитана Семеновского полка, воевавшего в Первую мировую, дружившего с Тухачевским, за что в годы репрессий поплатился двумя арестами.

А Олег родился не в столицах, а в Карсакпайской райбольнице (по другим сведениям, в Джезказгане). И его путь на театральную сцену оказался извилистым. Он пролег через Саратов, куда семья в 1951-м переехала из Казахстана. Потом через Минск, где Олег какое-то время жил у старшего брата Ростислава. Здесь впервые в 14 лет вышел на сцену, сыграв вместо заболевшей актрисы в спектакле «Барабанщица».

Потом опять возвращение в Саратов, учеба в местном театральном училище, куда его приняли... без экзаменов. После школы Олег собирался поступать в мединститут, но случайно зашел в театральное. Приемные экзамены уже закончились, он строил планы на будущий год. Директор спросил его фамилию и сказал, что Янковский зачислен. Позже выяснилось, что брат Олега Николай втайне ото всех сдал экзамены и прошел творческий конкурс. Узнав, как Олег обрадовался нечаянному поступлению, Николай уступил свое место брату.

Он не блистал среди студентов. В местный театр драмы его приняли по протекции жены Людмилы Зориной, которая окончила училище годом раньше и уже слыла примой. Олега держали в массовках и на эпизодических ролях, но постепенно он тоже выбился в число ведущих актеров театра, сыграл князя Мышкина в «Идиоте».

А в кино его привел опять-таки случай. Саратовский театр был на гастролях во Львове. Актер зашел в ресторан гостиницы, там ужинали члены съемочной группы фильма «Щит и меч». Они искали артиста на роль чистокровного арийца Генриха Шварцкопфа. Актриса Валентина Титова, заметив за соседним столиком Янковского, сказала своему мужу, режиссеру Владимиру Басову: «Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, но скептически заметил, что юноша этот, конечно же, какой-нибудь физик: «Где найти артиста с таким умным лицом?» Оказалось, он сидел неподалеку...

Янковский проснулся знаменитым в 1968-м, когда на экраны вышли сразу два ярких фильма с его участием: «Щит и меч» и «Служили два товарища», в котором Олег сыграл красноармейца Некрасова. Первоначально его приглашали на роль поручика Бруснецова. Но режиссер Евгений Карелов, увидев пробы Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!» На съемках Олег сдружился со своим напарником Роланом Быковым, который дал ему мудрый совет: «Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм».

Первым его позвал в Театр Ленинского комсомола («Ленком») Марк Захаров. Позже он поставил с Янковским ряд выдающихся спектаклей и снял с ним замечательные фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона». Но своим актером его считали также Андрей Тарковский, Вадим Абдрашитов, Роман Балаян, Георгий Данелия, Михаил Швейцер, Татьяна Лиознова, Карен Шахназаров, Глеб Панфилов, Александр Прош-кин, Павел Лунгин, Сергей Соловьев, Валерий Тодоровский и другие корифеи нашего кино.

«Мы встретились для совместной работы, когда он уже сыграл в фильмах «Щит и меч» и «Служили два товарища», — рассказывал мне Вадим Абдрашитов. — Но материал, который я ему предложил, был для него новым. За свою жизнь он сыграл множество разнообразных ролей. Редко меняясь внешне, без париков, бород, накладок, Олег умел преображаться внутренне. Он был одинаково убедителен и в роли мачо, красавца, и в роли работяги, а то и бомжа. Но никто так глубоко, рельефно не воплотил на экране тип человека, который буквально задыхается в безвоздушной атмосфере застойных лет. В моих фильмах «Слово для защиты» и «Поворот» он впервые сыграл такого героя. После чего во всеоружии обаяния, артистизма, таланта Олег уже был готов к «Полетам во сне и наяву».

За 40 лет работы в театре и кино Янковский сыграл более сотни ролей, многие из которых стали высокой классикой. Но помимо безусловного артистического дарования Олег Иванович обладал еще и даром творческой взыскательности и безупречной нравственности. За всю жизнь он не сыграл ни в одном позорном спектакле и фильме. Не подписал ни одного кляузного письма. Не снялся ни в одном паршивом рекламном ролике. Не сказал ни о ком ни одного дурного слова. А у тех, кто после его смерти нашел возможным муссировать сплетни о его личной жизни, пусть это останется на их небезгрешной совести.

Не приемля творческих и иных компромиссов, Янковский при этом не выглядел памятником самому себе. Он был живым, веселым, зачастую озорным человеком, душой ленкомовских посиделок и капустников. Хотя, конечно, и знал себе цену. Неслучайно Джек Николсон, Ален Делон, Роберт Де Ниро и другие звезды мирового кино, приезжая в Москву, считали за честь познакомиться с Олегом Янковским, которого знали и ценили хотя бы по великим фильмам Тарковского «Зеркало» и «Ностальгия».

«На протяжении нескольких десятилетий, — вспоминал на страницах „Труда“ драматург Виктор Мережко, — Олег был, конечно, актером номер один в нашем кино. Это понимал и он сам, и даже талантливые его друзья — Саша Абдулов, Коля Караченцов, Саша Збруев. „Олег, Олежка, Олег Иванович“, — к нему обращались только так, никаких кликух, которыми часто награждают в театре актеров, у него не было и быть не могло. Сам он удивительным образом умел сохранять и охранять свое актерское и человеческое достоинство. Он не был рубахой-парнем, как тот же Саша Абдулов. Закрытый, сдержанный человек, такой немножко, я бы сказал, прибалт или даже немец. Он и на экране не рвал страсти в клочья, не актерствовал. Но у него было очень выразительное лицо. Он умел наполнить взгляд, молчание мыслью, эмоциями. И за его лицом на экране можно было наблюдать бесконечно».

Несправедливо ранний уход Янковского (в 65 лет) от скоротечной болезни воспринялся многими как горестная личная утрата. Я был на прощании с Олегом Ивановичем у театра «Ленком». Там были тысячи людей. Среди них встретил плачущего Сергея Соловьева. Сериал «Анна Каренина» в его постановке, где Янковский блестяще сыграл Алексея Каренина, вышел уже после смерти актера. Как и фильм «Царь» Павла Лунгина, в котором Олег Иванович воплотил образ митрополита Филиппа, возвысившего свой голос против жестоких злодеяний Ивана Грозного.

Эти фильмы прозвучали экранным реквиемом по великому актеру, который был — и остался! — гордостью и совестью нашего кино. Как сегодня в нашем Отечестве не хватает художников такой творческой мощи и такого человеческого благородства...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7538
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7289
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?