Главная Культура 12:36 16 Марта 2020 1758
«Революция за дверью»

Первую в России панораму творчества Юрия Анненкова дал Музей русского импрессионизма

Елена Широян
Юрий Анненков и его вторая жена В. И. Мотылева, Рим, 1924. Изображения предоставлены Музеем русского импрессионизма

Имя Юрия Анненкова (1889-1974) громкое, работы его часто воспроизводятся в книгах и мелькают на выставках, посвящённых первой трети ХХ века. Поэтому с трудом верится, что нынешняя выставка – первая крупная персональная экспозиция на родине автора хрестоматийных портретов и книжных иллюстраций.

Портрет А. М. Горького. 1920

На выставке «Юрий Анненков. Революция за дверью» свыше сотни картин и рисунков, гравюр и театральных эскизов. Свои экспонаты дали ведущие музеи и частные собиратели России и Франции, от Третьяковки до Центра Помпиду в Париже. Собрать их вместе непросто: наследие мастера распылено по десяткам музеев и личных коллекций.

В позднесоветские годы директор Русского музея лично просил постаревшего Анненкова передать его работы в национальную сокровищницу. К счастью, потомок декабриста пошел навстречу. В 1968 году Минкультуры СССР приобрело у Анненкова около 50 работ – портреты, эскизы декораций и костюмов в дальнейшем вошли в собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Театрального музея имени Бахрушина. Тогда же, в 60-е, когда мир был охвачен модой на русский авангард, старый мэтр активно участвовал в групповых выставках: не только таких, как «Современное декоративное искусство» (Голландия), «50 лет коллажа» в Париже или «Вклад русских художников в авангард» в Риме и Милане, но и в «Выставке рисунков и акварелей русских художников конца XVIII—начала ХХ века» в музее Академии художеств (Ленинград), даже в проекте «Советская графика» в Третьяковке.

Тени. Из книги «Юрий Анненков. Портреты». Пг., 1922

В один и тот же год он оформил для издательства YMCA-Press книги Булгакова и Солженицына – и дал старые работы на выставку «Советское искусство 1920-х годов» в Праге. Поневоле подумаешь, что этот баловень судьбы, бросавшей его в разные стороны, но и оберегавшей, нечаянно воплотил строки Александра Блока из поэмы «Возмездие»: «…Нас всех подстерегает случай./ Над нами — сумрак неминучий/ Иль ясность божьего лица».

Биография художника причудлива: обласканный советской элитой, казалось бы, имевший в новой России зеленую улицу, он покинул «красную» родину при первой возможности. И вернулся – своими работами – после полувека забвения.

Уже давно всем знакомые портреты – коллективный образ Серебряного века русской культуры, где соседствуют Блок и Ахматова, Ходасевич и Пастернак, предстали на фоне наследия Анненкова-сценографа и художника кино. Рядом самый малоизвестный ныне пласт его творчества – галерея «ленинской гвардии», наркомов и военачальников первых лет советской власти. Похоже, эмиграция спасла жизнь художнику, который не только сделал ряд портретов Льва Троцкого, но и показал их на биеннале в Венеции. Преуспевший в послереволюционном Петрограде, ставивший новаторские спектакли и оформлявший массовые театрализованные действа по случаю праздников 1 мая и 7 ноября, он был командирован в Италию как автор ключевых для русского павильона изображений революционеров.

Портрет Льва Троцкого из альбома «Семнадцать портретов», 1926

Но еще до убийства Троцкого в СССР были уничтожены все портреты и его, и тех большевиков, которые сгинули в сталинской мясорубке. Анненков сделал их немало: в 1923 году он получил заказ на портреты руководителей Реввоенсовета к пятилетнему юбилею Красной Армии. Все эти работы — живописные и графические — вошли в альбом репродукций «Семнадцать портретов», выпущенный в 1926 году Госиздатом тиражом 2 000 экземпляров со вступительной статьей наркома просвещения Луначарского. Позже художник с горечью напишет в «Дневнике моих встреч»: «Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928-м году /…/ альбом был, по приказу Сталина, изъят в СССР из всех библиотек /…/ и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом Климента Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев — расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко — расстрелян, Зиновьев — расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах..».

Эскиз оформления площади Урицкого (Дворцовой) для массового действа «Взятие Зимнего дворца»,1920

В 1924-м Анненкову хватило здравого смысла уехать из Венеции не в Москву, а прямиком в Париж. И прожил он там полвека, сумев не затеряться и не сгинуть: сначала привычно делал портреты, потом оформлял спектакли русских режиссёров и эмигрантские книги, публиковал критические статьи в русской прессе и, наконец, нашел новое поприще – кинематограф. Не удивляйтесь, увидев в экспозиции портрет Жерара Филипа: Анненков был художником на картине «Монпарнас, 19». И подчеркивал, что, в отличие от режиссера, хорошо знал, как выглядел Париж при Модильяни, да и самого героя фильма знавал. В целом же русский маэстро оформил 50 кинолент.

Портрет А. А. Ахматовой. 1921

Листая в Музее русского импрессионизма главу за главой жизни художника (в эмиграции ставшего и писателем), можно подивиться широте его творческого диапазона. Из студента, оставлявшего забавные рисунки в домашнем альманахе Корнея Чуковского (тот снимал в Куоккале часть дачи у Павла Анненкова — отца нашего героя), он быстро превратился в модного портретиста. Немалую роль сыграло и знакомство с Максимом Горьким, тоже соседом по даче: Юрий рисовал его портреты, продолжив делать это и в Петрограде. Знаменитая композиция с новостройкой за спиной писателя, красным квадратом с надписью «РСФСР» и китайской вазой иронически обыгрывает тот факт, что в голодающей столице «Буревестник революции» под покровительством комиссаров не только ни в чем не нуждался, но и мог себе позволить собрать огромную коллекцию восточных редкостей.

Да, в самом деле случай определил в жизни Анненкова многое. Кто только в дни его юности не бывал в модной Куоккале: и Маяковский, и Ленин оказались в кругу знакомцев семьи бывшего народовольца, волею судеб знакомого с Александром Ульяновым. Анненков-старший в молодости отбывал ссылку в Тобольской губернии, где и родился Юрий. Хотя отец не принял революцию, после его смерти в 1920 году Ленин назначил вдове старого революционера пенсию. Невесть как той удалось побывать у сына в Париже и вернуться в Москву: ее портрет той поры представлен на выставке.

Камерный рисунок был тесен Юрию – еще в начале 1910-х, поучившись в Париже, он начал подвизаться в Петербурге как сценограф, в частности в театре Федора Комиссаржевского, и быстро дорос до режиссера-новатора. Свой театр он создавал по рецептам «отца» итальянского футуризма Маринетти, чьи идеи были популярны в кругу русских авангардистов. В целом творчество Анненкова – своеобразный микст из кубистических форм, окружающих вполне реалистическое изображение. В этом сходство с Шагалом: отдельные предметы на полотне могут отправиться в полет, закружиться вихрем с неземной скоростью, но главные персонажи всегда останутся узнаваемы, что не раздражает зрителя, который и век спустя не смирился с супрематическими «квадратами». Хотя в пожилом возрасте Анненков вновь выступал как авангардист, даже участвовал в показах послевоенной абстракции.

Обложка издания поэмы Блока «Двенадцать». Пг., 1918

Имя выставке «Революция за дверью» дал французский перевод названия сатирического романа «Повесть о пустяках», его Анненков издал в Берлине в 1934 году под псевдонимом Борис Темирязев. Литератором он тоже был удачливым. И все же мемуарное наследие не сравнится с его вкладом в книжную графику. Обратим внимание на два издания: поэму «Двенадцать» Александра Блока, оформление которой было признано «конгениальным» стихам, и детскую книжку «Мойдодыр». Иллюстрации к ней в 1920-х Анненков выполнил по просьбе самого Корнея Чуковского.

Тон задает разворот книги с двойным, житейски оправданным портретом – на «нечистых трубочистов» гневно указывают автор стихов (сидящий вследствие высокого роста), а рядом в миниатюрном виде, с карандашом за ухом – художник. Этот автопортрет, один из множества собранных, сразу дает понять: график обладал острым чувством юмора и самоиронией, умел видеть характерное и смешное. Сегодня за его работами гоняются коллекционеры, графические листы устанавливают рекорды на лондонских аукционах, уступая лишь работам Зинаиды Серебряковой, кстати, жившей в Париже по соседству с Анненковым, в том же доме на улице Кампань-Премьер.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3379
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3283
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3125
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?