Давно известно: все, что делает чиновник, он творит во благо народа. А поскольку народ наш, по чиновничьему представлению, неразумен и нетрезв, за ним нужен глаз да глаз. Классический пример такой «заботы» — недавнее решение администрации Сочи об ограничении доступа на городские пляжи с 20.00 до 08.00. Как было объявлено, нововведение призвано снизить количество несчастных случаев на воде. Однако ни у отдыхающих, ни у местных жителей эта затея не вызвала ни малейшего энтузиазма, а вот злобы и раздражения — через край.
Логика сочинских чиновников проста: раз спасатели и медбригады обеспечивают безопасность туристов только с 8 утра и до 8 вечера, то в остальное время суток залезать в Черное море опасно для жизни. Контроль за соблюдением столь строгого режима возложили на собственников пляжей и сотрудников ЧОПов. Не буду спорить, в семье не без урода. Бывает, отдельные отдыхающие успевают к закату так набраться впечатлений, что им не то что плавать — ходить тяжело. Но почему же решением горадминистрации так возмутились туристы, правозащитники, общественные деятели и местные жители?
Мне кажется, в этой истории с особенной отчетливостью проявилась набравшая силу тенденция: не чиновники для народа, а народ для чиновников. Вот идут люди поплавать в вечернем море и натыкаются на ржавый замок — но зато МЧС может спать спокойно. Спецслужбам хочется, чтобы все наши телефонные разговоры и переписка хранились на всякий случай в отстойниках, а то, что за такое сомнительное удовольствие придется доплатить каждому из нас, — это не их, а наша проблема... И таких примеров тьма.
Конечно, от придумки сочинских чиновников можно было бы отмахнуться, как от назойливого комара. Мало ли в стране строгих и даже суровых запретов, которые никто и не думает соблюдать? Если бы не одно но: в Краснодарском крае, судя по всему, со времен подготовки к сочинской Олимпиаде привыкли относиться к решениям местных властей серьезно, так что владельцы частных пляжей быстро взяли под козырек. И большинство пляжей, у которых имелось хоть какое-то заграждение, оказались после 20.00 запертыми.
Такая забота о жизни и здоровье отдыхающих удивительна еще и тем, что по факту она увеличивает нагрузку на печень туриста. Не пуская людей вечером к морю поплавать не под палящим солнцем и не в толпе, просто полюбоваться закатом и послушать шум прибоя, городские власти выталкивают их в кафе, где туристы едва ли станут запивать шашлык свежевыжатым соком.
Делая себе удобно, чиновники причесали всех отдыхающих под одну гребенку. Но многим такая уравниловка показалась как минимум обидной. Если уж видный деятель Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов заявляет, что по прихоти сочинских властей он лишился удовольствия прогуливаться вечером по пляжу и дышать морским воздухом, а потому в следующий раз выберет для отдыха другой курорт (а с открытием Турции это перестало быть проблемой), то что говорить менее сознательным гражданам? Тем более, напоминают юристы, решение сочинских властей есть чистой воды нарушение закрепленного в Конституции права на свободу передвижения. А местные жители сурово хмурят брови и крутят пальцем у виска: сочинская администрация им фактически отказывает в праве купаться в родном Черном море. Это ведь отпускники-курортники могут позволить себе проснуться в 11 и выйти на пляж ближе к обеду, а для местных жителей, у которых сейчас каждый день год кормит, это непозволительная роскошь. Единственный вариант — приходить на море либо до начала рабочего дня, либо после его окончания...
Так неужели все эти житейские обстоятельства нельзя было учесть в процессе подготовки решения, а не потом, когда власти понадобилось срочно исправлять собственную глупость, причем принародно? Вряд ли ей добавляет авторитета и популярности такое размахивание шашкой перед лицом оторопевшего избирателя, да еще накануне выборов.
Вообще же вся эта история очень напоминает сюжет бессмертной кинокомедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». В 1964 году всему Союзу в максимально доступной форме показали: нет ничего глупее, чем заставлять отдыхающих ходить строем. В 2016 году администрация всероссийской здравницы опять наступает на те же грабли.