Главная Культура 23:01 16 Июля 2022 9846
Господин Врубель, неведомый и невозможный

Свой взгляд на творчество гениального живописца, графика, керамиста представили в Русском музее

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Какая же выставка Михаила Врубеля без «Демона сидящего»!

Главное событие нынешнего лета в художественной жизни Петербурга — масштабная выставка Михаила Врубеля, развернутая в корпусе Бенуа Русского музея. Здесь и сейчас — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Шестикрылый серафим», «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Гамлет и Офелия», «Пророк», «Сирень»: Впервые представлены графика и акварель мастера символизма, пионера русского модерна. Да и вообще это первый за шесть десятилетий столь масштабный показ творчества великого художника в городе на Неве.

Желающие увидеть врубелевские работы в эти дни терпеливо выстаивают в длинной очереди, чтобы приблизиться к постижению тайны одного из самых загадочных художников мира. Да-да: и через 112 лет после своей безвременной кончины он, несчастный и великий, по-прежнему недопонят, недоузнан, недооткрыт. Свидетельством тому — нынешняя петербургская и недавняя московская выставки его работ. Сколько в них давно не выставлявшихся произведений! Да и сам способ экспозиции очень различен в обеих столицах.

Врубель в Третьяковской галерее был представлен с минувшей осени до марта текущего года более чем 300 работами — из самой Третьяковки, а также Русского музея и частных коллекций. Нынешний петербургский подбор чуть скромнее по количеству (немногим более 200 работ), но интригует не меньше. В Первопрестольной привлекала экспозиционная игра света и тени, высокого и камерного, возвышенного и земного (хотя второе у Врубеля тоже всегда приподнято над суетой).

Организация пространства с ломаными линиями перегородок, проемов и асимметричных окон явно перекликалась со стилистикой художника, причудливым устройством его внутреннего мира, на который наложила печать болезнь. Неслучайно целый зал там отдали под произведения, созданные Михаилом Александровичем в клиниках в моменты просветлений, видя в них, однако, не безумие автора, а его творческое инакомыслие.

В Северной столице данную тему закрыли сразу, дав понять, что «больной — это уже не Врубель». Тем не менее несколько рисунков, сделанных в палате психиатрической клиники, в том числе в тяжелый период, в экспозицию включены. Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова объяснила: «Мы их показываем не как творения гениального Врубеля, а как факты биографии».

Выстроена выставка в корпусе Бенуа (а работали над ней специалисты более полугода) не по хронологии и не по тематике. Главным было показать гениальность Мастера в драматургии, цвете, графических решениях.

Графика (не только врубелевская) обычно находится вне открытого хранения, поскольку не переносит яркого света. И до этой выставки она широкому зрителю практически не предъявлялась, став для многих настоящим открытием. А ведь без ее внимательного изучения невозможно объективно оценить творческую натуру художника.

Подобное случилось с его современниками. Многие критики и коллеги, порой лишь мельком видя, а то и вовсе не зная его рисунков и акварелей, громили их «понаслышке» в газетах, смеялись над темами, которые он выбирал. Так было с иллюстрациями Врубеля к шести сочинениям Лермонтова в стихах и прозе.

... Художник родился через 15 лет после смерти поэта. Не был знаком с людьми ближнего лермонтовского круга. Знал только опубликованные сочинения Михаила Юрьевича. Но сразу почувствовал в их авторе родственную душу. Проникся той неизъяснимой глубиной томления и тоски, что с юных лет терзала Лермонтова. Как и его, Врубеля, тоже. Никто ни до него, ни позже не смог так отозваться на «Русалку», «Героя нашего времени», поэмы «Измаил-Бей», «Демон». Без красок, одной лишь черной акварелью и белилами, часто эскизно, без тщательной прорисовки, но — глаз не оторвать от этих листов!

А тогда, в начале 1890-х, журнал «Артист» ерничал: «Вообще непонятно, откуда взялся этот неведомый г. Врубель. Того, что дал он, вы не встретите даже в лубочных картинах». Это по поводу рисунков к «Демону», названных в этом тексте «совершенно невозможными». Где тот журнал, проживший всего шесть лет? А графика, акварели, наброски, эскизы «невозможного» Врубеля с нами уже более столетия! Им он уделял внимание не меньшее, чем своим живописным работам. Для него (а теперь и для нас) они произведения не менее значимые и самостоятельные, а не «к чему-то дополнение».

«Демон»-поэма и Демон-образ захватили художника, без преувеличения, на всю жизнь. До самых последних дней. В разных вариациях и красках. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый, он — символ внутренней борьбы человека», — писал о нем художник. В «Демоне летящем» преобладают, как ни парадоксально, приземленные тускловатые серо-коричневые тона. Во взгляде героя еще теплится надежда быть принятым людьми, но она призрачна. Ведь в людском мире «не умеют без боязни / ни ненавидеть, ни любить».

У «Сидящего» краски сумеречные, сине-лиловых оттенков. Величавый, измученный воспоминаниями о живом мире, смотрит он на нас и в то же время куда-то в сторону «без сожаленья, без утраты». Но с тоской о лучших днях, «когда в жилище света / блистал он, чистый херувим»: Мучительность угадывается во всем — взгляде, заломленных руках, голове, как бы срезанной рамой картины.

Постойте, скажет знаток, а где же «Демон поверженный», не менее знаменитый, чем двое его вышеописанных собратьев? Увы, эту хранящуюся в Третьяковке картину в Петербург нынче не привезли «из-за плохой сохранности». Так что встречи трех «Демонов», в отличие от московской экспозиции, увы, не случилось. Зато — также в отличие от нее — присутствует керамическая голова любимого врубелевского героя. Искусство керамики, покорившееся мастеру еще в молодости, гармонировало с его увлечением фольклорными мотивами, театром, музыкой, поэзией. Керамическая версия «Демона» была настолько важна для художника, что изначально выставлялась вместе с его картинами. Но в 1928 году ее разбил один из посетителей Русского музея, как выяснилось — душевнобольной. Реставраторы собрали фрагменты, включая мельчайшие, и восстановили скульптуру. Но с тех пор дальше своего музея ее не вывозят.

Что ж, неполнота — свойство любой, даже самой представительной экспозиции. И в том своя правда, особенно по отношению к творчеству такого неисчерпаемого художника, как Врубель. Он — вне каких бы то ни было рамок. И открыт для дальнейшего постижения.

P.S. Продлится выставка М. А. Врубеля в Русском музее до 2 августа.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23142
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5506
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5385
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3872
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?