Главная Культура 23:01 16 Июля 2022 9396
Господин Врубель, неведомый и невозможный

Свой взгляд на творчество гениального живописца, графика, керамиста представили в Русском музее

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Какая же выставка Михаила Врубеля без «Демона сидящего»!

Главное событие нынешнего лета в художественной жизни Петербурга — масштабная выставка Михаила Врубеля, развернутая в корпусе Бенуа Русского музея. Здесь и сейчас — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Шестикрылый серафим», «Демон сидящий», «Демон поверженный», «Гамлет и Офелия», «Пророк», «Сирень»: Впервые представлены графика и акварель мастера символизма, пионера русского модерна. Да и вообще это первый за шесть десятилетий столь масштабный показ творчества великого художника в городе на Неве.

Желающие увидеть врубелевские работы в эти дни терпеливо выстаивают в длинной очереди, чтобы приблизиться к постижению тайны одного из самых загадочных художников мира. Да-да: и через 112 лет после своей безвременной кончины он, несчастный и великий, по-прежнему недопонят, недоузнан, недооткрыт. Свидетельством тому — нынешняя петербургская и недавняя московская выставки его работ. Сколько в них давно не выставлявшихся произведений! Да и сам способ экспозиции очень различен в обеих столицах.

Врубель в Третьяковской галерее был представлен с минувшей осени до марта текущего года более чем 300 работами — из самой Третьяковки, а также Русского музея и частных коллекций. Нынешний петербургский подбор чуть скромнее по количеству (немногим более 200 работ), но интригует не меньше. В Первопрестольной привлекала экспозиционная игра света и тени, высокого и камерного, возвышенного и земного (хотя второе у Врубеля тоже всегда приподнято над суетой).

Организация пространства с ломаными линиями перегородок, проемов и асимметричных окон явно перекликалась со стилистикой художника, причудливым устройством его внутреннего мира, на который наложила печать болезнь. Неслучайно целый зал там отдали под произведения, созданные Михаилом Александровичем в клиниках в моменты просветлений, видя в них, однако, не безумие автора, а его творческое инакомыслие.

В Северной столице данную тему закрыли сразу, дав понять, что «больной — это уже не Врубель». Тем не менее несколько рисунков, сделанных в палате психиатрической клиники, в том числе в тяжелый период, в экспозицию включены. Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова объяснила: «Мы их показываем не как творения гениального Врубеля, а как факты биографии».

Выстроена выставка в корпусе Бенуа (а работали над ней специалисты более полугода) не по хронологии и не по тематике. Главным было показать гениальность Мастера в драматургии, цвете, графических решениях.

Графика (не только врубелевская) обычно находится вне открытого хранения, поскольку не переносит яркого света. И до этой выставки она широкому зрителю практически не предъявлялась, став для многих настоящим открытием. А ведь без ее внимательного изучения невозможно объективно оценить творческую натуру художника.

Подобное случилось с его современниками. Многие критики и коллеги, порой лишь мельком видя, а то и вовсе не зная его рисунков и акварелей, громили их «понаслышке» в газетах, смеялись над темами, которые он выбирал. Так было с иллюстрациями Врубеля к шести сочинениям Лермонтова в стихах и прозе.

... Художник родился через 15 лет после смерти поэта. Не был знаком с людьми ближнего лермонтовского круга. Знал только опубликованные сочинения Михаила Юрьевича. Но сразу почувствовал в их авторе родственную душу. Проникся той неизъяснимой глубиной томления и тоски, что с юных лет терзала Лермонтова. Как и его, Врубеля, тоже. Никто ни до него, ни позже не смог так отозваться на «Русалку», «Героя нашего времени», поэмы «Измаил-Бей», «Демон». Без красок, одной лишь черной акварелью и белилами, часто эскизно, без тщательной прорисовки, но — глаз не оторвать от этих листов!

А тогда, в начале 1890-х, журнал «Артист» ерничал: «Вообще непонятно, откуда взялся этот неведомый г. Врубель. Того, что дал он, вы не встретите даже в лубочных картинах». Это по поводу рисунков к «Демону», названных в этом тексте «совершенно невозможными». Где тот журнал, проживший всего шесть лет? А графика, акварели, наброски, эскизы «невозможного» Врубеля с нами уже более столетия! Им он уделял внимание не меньшее, чем своим живописным работам. Для него (а теперь и для нас) они произведения не менее значимые и самостоятельные, а не «к чему-то дополнение».

«Демон»-поэма и Демон-образ захватили художника, без преувеличения, на всю жизнь. До самых последних дней. В разных вариациях и красках. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый, он — символ внутренней борьбы человека», — писал о нем художник. В «Демоне летящем» преобладают, как ни парадоксально, приземленные тускловатые серо-коричневые тона. Во взгляде героя еще теплится надежда быть принятым людьми, но она призрачна. Ведь в людском мире «не умеют без боязни / ни ненавидеть, ни любить».

У «Сидящего» краски сумеречные, сине-лиловых оттенков. Величавый, измученный воспоминаниями о живом мире, смотрит он на нас и в то же время куда-то в сторону «без сожаленья, без утраты». Но с тоской о лучших днях, «когда в жилище света / блистал он, чистый херувим»: Мучительность угадывается во всем — взгляде, заломленных руках, голове, как бы срезанной рамой картины.

Постойте, скажет знаток, а где же «Демон поверженный», не менее знаменитый, чем двое его вышеописанных собратьев? Увы, эту хранящуюся в Третьяковке картину в Петербург нынче не привезли «из-за плохой сохранности». Так что встречи трех «Демонов», в отличие от московской экспозиции, увы, не случилось. Зато — также в отличие от нее — присутствует керамическая голова любимого врубелевского героя. Искусство керамики, покорившееся мастеру еще в молодости, гармонировало с его увлечением фольклорными мотивами, театром, музыкой, поэзией. Керамическая версия «Демона» была настолько важна для художника, что изначально выставлялась вместе с его картинами. Но в 1928 году ее разбил один из посетителей Русского музея, как выяснилось — душевнобольной. Реставраторы собрали фрагменты, включая мельчайшие, и восстановили скульптуру. Но с тех пор дальше своего музея ее не вывозят.

Что ж, неполнота — свойство любой, даже самой представительной экспозиции. И в том своя правда, особенно по отношению к творчеству такого неисчерпаемого художника, как Врубель. Он — вне каких бы то ни было рамок. И открыт для дальнейшего постижения.

P.S. Продлится выставка М. А. Врубеля в Русском музее до 2 августа.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8792
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5712
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4338
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?