Лето в Мариинском театре – всегда праздник. На свой пик выходит там в это время года Международный фестиваль «Звезды белых ночей». Ежегодный, популярный. Нынче проходит он в тридцать третий раз!
Главная его фишка традиционно в уникальном составе исполнителей. Вот и среди участников этого года сплошь мировые знаменитости. Среди них - Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Ольга Бородина, Татьяна Сержан, Зинаида Царенко, Юлия Маточкина; Хосе Кура, Ованнес Айвазян, Владислав Сулимский, Сергей Скороходов, Амброджо Маэстри... «Ансамбль мечты», не иначе!
На исторической сцене июльская программа отрылась знаменитыми «лирическими сценами» из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в легендарной постановке Юрия Темирканова 1982 года. Так, вместе со зрителями, труппа маэстро Гергиева чествует великого русского композитора, 185-летие со дня рождения которого отмечается в текущем году. Ранее, в июне, театр предложил зрителям с десяток «Чайковских абонементов», украсив афишу избранными произведениями музыкального гения. В них вошли оперы, балет, концерты...
Традиция театра отмечать круглые даты музыкантов родилась сравнительно недавно. И практически сразу «выросла» до самостоятельного Фестиваля музыкальных приношений великим русским композиторам «Гений места». Что не отменяет, а, скорее, стимулирует также и юбилейные приношения их зарубежным современникам и коллегам. В том числе, на «Звездах белых ночей».
В начале июля, например, прозвучала Девятая симфония Густава Малера - к 165-летию со дня его рождения. Её называют не иначе, как величественной». Её « первая часть - лучшее, что написал Малер... Это выражение неслыханной любви к этой земле, страстное желание жить в мире на ней, еще и еще раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой», - писал в начале 1900 –х музыкальный критик и молодой коллега автора Альбан Берг. На «Звёздах-2025» в Концертном зале Мариинки её исполнил Симфонический оркестр под управлением маэстро Гергиева.
В этом зале проходят сейчас не только концерты симфонической музыки. Звучат и оперные шедевры – не в концертном исполнении, как более привычно для таких залов, а в оригинальных постановках. Уникальная акустика (считается одной из лучших в мире), небольшая уютная сцена, расположенная ниже зрительных мест, напоминая тем античную, великая музыка, выдающиеся голоса артистов – что ещё нужно для счастья меломанам, внимающим каждому звуку?..
Там же давали нынче «Тристана и Изольду» Рихарда Вагнера. Произведение масштабное, философское. В Петербурге его ставили прежде трижды: в 1899 году, в 1909-м. Затем спустя почти столетие: в 2005-м году. На ту постановку Валерий Гергиев пригласил режиссера Дмитрия Чернякова. Она была отмечена специальной премией жюри «Золотой маски».
И вот новый «поворот» - от режиссеров Алексея Степанюка и Константина Балакина. Первый хорошо знаком завсегдатаям театра: сотрудничает с ним более тридцати лет. В послужном списке его коллеги - оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Верди, Бизе на разных сценах страны. И двухлетней давности дебют в Мариинке с вагнеровским «Нюрнбергским мейстерзингером», вошедшим, к слову, в программу нынешнего фестиваля.
И вот снова Вагнер. На этот раз драма о Тристане и Изольде.
Нельзя сказать, что спектакль не получился. Но и что получился в полной мере - тоже. Есть режиссерские нестыковки. Некий «перебор» в декорациях. Впрочем, в глаза это особо не бросается. Не в последнюю очередь благодаря оркестру и солистам Михаилу Векуа и Татьяне Павловской (Тристан и Изольда), Юлии Маточкиной (служанка) и Евгению Никитину (оруженосец Тристана). Когда такую музыку исполняют такие музыканты, под управлением такого дирижера, как Валерий Гергиев, всё незначительное, мелкое, не-вагнеровское просто исчезает.
Но, возвращаясь в июльские оды. Во второй половине этого месяца на фестивале выступает легендарный драматический тенор Хосе Курой. Он же первый в мире исполнитель, совмещающий пение и дирижирование. Нередко выступает так же как оперный режиссёр и сценограф. В городе на Неве 63-летний Курой выйдет на сцену в образе Отелло в одноименной опере Верди. Партию Дездемоны исполнит Хибла Герзмава. За пультом - Валерий Гергиев.
И традиционная опять же для Мариинки заключительная премьера сезона - новая постановка оперы «Сорочинская ярмарка». Последнее и неоконченное произведение Мусоргского. В основе сюжета - одноименная повесть Гоголя из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». А где Гоголь, там, известно, и колоритные персонажи, тонкий юмор, быт и нравы героев. В данном случае, пестрые картины сельской ярмарки, песни да пляски, ворчанье и ругань, страстные монологи и воспевающие любовь дуэты...
Многие композиторы пытались завершить партитуру. Из множества наиболее жизнеспособной выбрана версия Виссариона Шебалина. В 1931–1932 годах он досочинил и оркестровал оперу. Именно её увидят и услышат зрители на «Звездах белых ночей-2025».
Проводится XXXIII-й Музыкальный фестиваль при поддержке Министерства культуры РФ. Художественный руководитель - Валерий Гергиев.