Главная Культура 20:44 16 Сентября 2021 3029
Андраш Шифф сопроводил программу-импровизацию рассказами на русском языке

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на музыку второго сорта, считает легендарный пианист 

Сергей Бирюков
Всем бы импровизировать так безошибочно, как это делает Андраш Шифф. Фото автора

Концерты Андраша Шиффа – всегда событие, но тот, что состоялся во вторник в Московской филармонии в зале имени Чайковского, исключителен не только для нас, слушателей, но и для самого мастера. Мы наблюдали тот редкий момент, когда один из крупнейших пианистов современности, удостоенный в Англии титула «сэр», предстал не небожителем-виртуозом, а просто человеком, до боли истосковавшимся по живому общению (в том числе в самом прямом, разговорном смысле) с публикой, которого большинство западных музыкантов до сих пор лишено.

Уникально уже то, что это – в полном смысле программа-импровизация. Еще утром, по признанию самого Шиффа, он не знал, что сыграет вечером. Хотя мог себе представить, что не обойдется, например, без Баха – «потому что каждый свой день я начинаю с музыки Баха. и когда играю его час или два, то понимаю, что дальше все в жизни пойдет хорошо». На этот раз для целительной санобработки слуха (если пользоваться стилистикой пандемического времени) была привлечена Соль мажорная французская сюита с ее легко-текучей аллемандой, молодцевато-порывистой курантой, спокойно-доверительной сарабандой, заковыристо ритмованным и чуть «хмельным» луром, наконец стремительной и звончатой, как колокольчик, жигой.

Этим же пастельным, «хаммерклавирным» звуком Шифф (говорят, увлекающийся в последнее время исполнительством на исторических инструментах) сыграл Соль минорную сонату Гайдна 1770 года – очень необычную, двухчастную, чье лукавое изящество пронизано скрытой тревогой и предвещает бунтарский дух будущих бетховенских сонат из цикла Quasi una fantasia. Линию венских классиков Шифф продолжил поздней (1789 года) моцартовской Сонатой си-бемоль мажор с ее внезапной сменой тональных красок и совершенно замечательной, похожей на блуждание по прекрасному таинственному ночному дворцу медленной второй частью. А «закрыл гештальт» венского классицизма 17-й сонатой Бетховена, который, при всем своем львином темпераменте, точно так же умел быть и таинственным, и лукавым, и нежным.

Во втором отделении пианист совершил прыжок на сто лет и на сотни верст «в нашу сторону», исполнив чудесную, трепетную (и тоже, как у Гайдна, двухчастную) сонату чешского композитора Леоша Яначека с загадочным для непосвященного названием «1 октября 1905 года». Разгадка в том, что произведение навеяно трагическими событиями в моравском городе Брно, где австро-венгерские власти жестоко подавили манифестацию студентов университета, требовавших обучения не на немецком, а на чешском языке. Ситуация более чем понятная и нам, россиянам. Да и в интонационном языке явственны переклички со Скрябиным, Рахманиновым: «Вы здесь можете слышать, как горячо Яначек любил русскую культуру», счел нужным прокомментировать Шифф, после того как под его пальцами эти мотивы, так похожие на плачи и хоровые рефрены, обрели проникновенность живых человеческих голосов.

В этот вечер гость не только играл, но и рассказывал о музыке. По-русски

Но как пианисту избежать притяжения Вены, этого вселенского центра фортепианной классики? На сей раз его вернула в этот город еще одна необычная, и тоже двухчастная, До мажорная соната Шуберта. На самом деле, впрочем, она должна была быть четырехчастной, но отчего-то, как и знаменитая Неоконченная симфония, осталась недописанной, пополнив собой прекрасный и печальный список произведений-загадок, где фантазия оборвалась на самом вдохновенном взлете. Эта недосказанность тем более ранит, но и манит, что музыка сонаты потрясает какой-то совершенно богатырской силой, которой даже трудно найди подобие в австро-немецкой традиции. Тут снова возникают (по крайней мере у автора этой заметки) «русские» ассоциации с Глинкой, Бородиным, даже Мусоргским – а может, Шифф, чуткий к славянской интонации, и сознательно их подчеркнул?  

Если кто-то после этого почти получасового полотна (можно себе представить, в какую глыбу выросла бы соната, допиши ее композитор) решил, что Шифф наигрался, он сильно ошибся. Программа перевалила уже на свой третий час, когда последовал обширный блок бисов: Венгерская мелодия Шуберта, эталонно исполненная 1 часть 15-й сонаты Моцарта (которую играют все дети, но редко ее услышишь в такой стилистически чистой подаче), «Спокойной ночи» Яначека… Здесь зал улыбнулся, оценив намек – но то была обманка! Вопреки совсем уже позднему времени зазвенел лихой припляс первой части Итальянского концерта Баха: ведь «если начали Иоганном Себастьяном, то и заканчивать надо им».

Почти два с половиной часа чистого фортепианного звучания – и какого! На подобное расщедривался в свои лучшие годы, пожалуй, только Святослав Рихтер. Правда, может быть, не все мне хотелось бы слышать в столь камерной «пастельной» подаче, как у Шиффа – но таково право артиста.

А вот к русскому языку гостя, столь неожиданному в этот вечер на филармонической сцене, у меня претензий нет вообще. Все, что закавычено в этой заметке, и многое другое, касающееся исполняемой музыки и ее авторов, было сказано им в сжатых, но очень интересных комментариях. Да, пару раз он ошибся в падежах – но ей-богу, огромное количество моих соотечественников пользуется великим и могучим куда неуклюжей. Притом что он им родной, а Шифф, как догадываюсь, учил его лишь в своей венгерской юности, после чего за 40 лет жизни на Западе (Австрия, Великобритания, Италия) имел полное право забыть. Но не забыл – и привез нам вместе с лучшей музыкой мира, ибо – снова процитирую: «жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на музыку второго сорта». 

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 23142
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5506
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5385
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...

Культура 20:01 / 18 Октября 2025 3872
Американец гадит

«Американец» - так будет называться криминальный сериал, действие которого происходит в 1949 году

Труд
В Фильме снимаются Антон Шагин и Любовь Константинова. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Думал ли наш зритель, когда с упоением смотрел «Место встречи изменить нельзя», что пару десятков лет спустя производители сериалов один за другим начнут штамповать кино о борьбе с послевоенным бандитизмом? «Крик совы»,...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?