Главная Культура Афиша 00:16 18 Ноября 2009 2248
Группа A-HA: «Мечтаем попрощаться на Красной площади»
Один из лидеров знаменитого коллектива — «Труду»
Зайцев Александр

22 ноября в Москве выступит знаменитая норвежская группа А-НА. Месяц назад музыканты заявили о своем намерении распустить коллектив. В следующем году А-НА отправится в большой прощальный тур, после которого прекратит свое существование. Об этой новости и о многом другом корреспондент газеты поговорил с участником группы Магне Фурухолменом.

— Первый вопрос не будет для вас неожиданным: почему вы решили распустить А-НА?

— В этом году вышел наш девятый альбом, его хорошо приняли слушатели, и его хвалили критики. Нам почти по 50 лет, недавно мы отмечали 25-летие группы. И мы подумали, что сейчас самый подходящий момент, чтобы устроить большую прощальную вечеринку. Конечно, наша история могла бы продолжаться и дальше, но все равно когда-нибудь все заканчивается. Не думаю, что мы можем достичь чего-то большего, чем то, чего достигли сейчас. Но мы хотим сделать из этого праздник, чтобы у всех остались хорошие воспоминания, и в следующем году отправляемся в прощальный тур.

— Но для поклонников это все же довольно печальная новость. Наверное, они будут тешить себя надеждой, что вы потом соберетесь вместе, как это бывает со многими группами.

— Мне не кажется, что в этом есть что-то грустное. Есть что то, на что можно оглянуться и чем можно гордиться. Одно заканчивается, но другое начинается. И я думаю, что те, кто следил за творчеством a-ha, будут интересоваться и тем, что каждый из нас будет делать по отдельности. Мы счастливые люди — у нас есть возможность в 50 лет начать нечто новое, научиться чему-то новому. Не каждому выпадает такой случай.

— В звучании вашего последнего альбома совсем мало рока, оно отсылает к самым первым пластинкам группы. Как вы это объясняете?

— Да, мы как бы вернулись на ту территорию, которая принадлежала нам в 1980-х. Я думаю, что было нечто волшебное в том, как мы тогда работали с электроникой. Это был уникальный стиль a-ha. Наши песни о больших чувствах, и вот этот контраст между человеческими чувствами и технологичным звучанием очень эффективен. Если бы мы выпустили этот альбом в том же ключе, что и предыдущий, это было бы разочарованием для меня. Работали над пластинкой втроем, практически без посторонней помощи. Мы решили не утопать в амбициях, а прислушаться друг к другу и создать нечто цельное. По мне, я бы сделал этот альбом ещё более электронным, но не у всех было такое же мнение.

— Что вы подумали, когда в конце 1990-х началась мода на музыку 1980-х? Ведь ранние песни А-НА входят, так сказать, в сокровищницу 1980-х.

— Я думаю, что это закономерно: в начале 1990-х все стали ностальгировать по 1960-м, затем по 1970-м, а потом очередь дошла и до того десятилетия, когда наша группа начинала свой путь. Да, мы имеем прямое отношение к той эстетике, к тому звуку, но надо сказать, что те наши первые альбомы — это были во многом поиски себя. Не было никаких жестких установок, не было ролей: ты — клавишник, ты — гитарист. Мы делали все вместе, вот из наших поисков и экспериментов и получалась та музыка, которая теперь для кого-то символизирует 1980-е. Но я никогда не думал о нас в категориях ретромоды. То, что мы сделали на последнем альбоме, вызвано желанием вернуться к тому, что мы слишком рано отложили в сторону в то время. Это не ностальгия, это желание обратиться к тем неиспользованным возможностям.

Мы не ориентировались на моду. Это особенно некстати, если ты работаешь над пластинкой долгое время, например несколько лет. Ты собираешься сделать её по моде нынешнего момента, но к тому времени, когда ты её закончил, мода уже поменялась! Так что единственное, к чему стоит стремиться в таком случае, — это чтобы твоя работа восхищала тебя самого.

— На какой музыке вы росли?

— Сначала это был рок 60-х: The Beatles, The Doors, Джими Хендрикс, Дилан и все такое. Затем в середине 1970-х — волна панка. А когда мы в начале 1980-х перебрались в Лондон, то начиналась новая волна электронной музыки. Я имею в виду такие команды, как Soft Cell, Depeche Mode, то, что делал Винс Кларк. Мы восхищались этой музыкой.

— Следите за музыкальными новинками?

— Да, мне приходится быть в курсе, у меня дети 18 и 20 лет, и я слушаю то, что слушают они, и даже, бывает, нахожу много новой музыки, которой они ещё не знают. У меня вообще музыкально ориентированная семья, музыки дома много. Я сам больше склоняюсь к экспериментальному творчеству, электронике — Дэн Блэк, Джон Хопкинс. Я не большой фан рока, но могу получить удовольствие, сходив на концерт Muse или послушав Green Day, например. Kings Of Leon уважаю.

— Все участники А-НА имеют сольные проекты. Чем вы собираетесь заниматься в ближайшее время?

— Лично в данный момент не чувствую необходимости записывать новый сольный альбом. Я в прошлом году выпустил диск, сказал все, что хотел сказать на данный момент. Сейчас я участвую в группе Apparatjick вместе с басистом Coldplay Гаем Берриманом и Йонасом Бьерре из Mew. Это экспериментальная музыка, мы отклонили контракт с крупной звукозаписывающей компанией и хотим быть независимыми. Следующий год для меня — это год всяких коллабораций с интересными людьми.

— В последнее время вы выступали в России практически ежегодно.

— Мы были просто потрясены, когда увидели, что a-ha популярна в России в последние годы. Мы как-то собирались на гастроли и думали: ну, будет небольшой зал, тысячи две человек максимум. А тут — «Олимпийский», столько народу. Для меня в прямом смысле это было потрясением. И мы объездили Россию с гастролями, и везде такой прием, просто удивительно.

— Ну, А-НА знают в нашей стране не только в последние годы, а ещё с 80-х.

— Да, но вот как-то мы все до вас не добирались. А тут такое открытие. Это, конечно, несказанно приятно. Я мечтаю выступить на Красной площади в следующем году в ходе нашего прощального тура.

Афиша 00:02 / 06 Июня 2025 15984
Заодно с гением

Театр «На Литейном» представил постановку «Пушкин. Дорожные истории»

Ирина Смирнова
Труд
Фото пресс-службы театра «На Литейном»

Есть ли что-то на свете, что может противостоять дурным новостям, их надвигающемуся первобытному хаосу? Это имя Пушкина, которое, по словам Александра Блока, хранит наша память с малолетства. «Этот звук наполняет...

Афиша 00:20 / 06 Июня 2025 7336
Из жизни самозванцев

Что не так с фильмом о хронике русской смуты

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны продолжают выходить фильмы из программы «Русские премьеры» недавно прошедшего Московского международного кинофестиваля. По идее, это должны быть лучшие фильмы киногода. Но ни военная драма «Почтарь»,...

Чем шпага и пистолет отличаются от судебного разбирательства

Ирина Смирнова
Труд
Выставка «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Эрмитаже. Фото: t.me/rosseti_official

В Николаевском зале Эрмитажа открылась главная выставка сезона — «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря». Михаил Пиотровский назвал ее энциклопедической и очень эрмитажной....

В столице проходит XI книжный фестиваль «Красная площадь»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

У стен Кремля открылся XI книжный фестиваль «Красная площадь». Свои новинки и бестселлеры представляют более 400 издательств со всей страны. В программе более 600 событий: от спектаклей и литературно-музыкальных...

Более 400 экспонатов с «лучшими друзьями человека» собраны под крышей Русского музея

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Френц Р.Ф. Две гончие. Начало 1870-х. ГРМ. Фото: Русский музей

«Чем больше узнаю людей, тем больше нежности к собакам», — признавался поэт и философ Гейне. Категорично, но небезосновательно! В чем убеждаешься на новой выставке Русского музея «Жизнь замечательных...

В «Студии театрального искусства» состоялась премьера спектакля «В родном городе»

Любовь Лебедина, театральный критик
Труд

В «Студии театрального искусства» под руководством Сергея Женовача состоялась премьера спектакля «В родном городе» по давней повести писателя-фронтовика Виктора Некрасова, получившего Сталинскую премию...

За каждым из этих имен и экспонатов - целая эпоха и немного магии

Елена Широян, искусствовед
Труд
Магический жезл эпохи Среднего царства (XXI-XVIII века до н. э.) Фото: Пушкинский музей

Музей сегодня — не просто территория истории, искусства, развлечения. На этапе перелома всегда тянет обрести духовную опору, поверить в магию, способную ответить чаяниям людским и дать надежду. Такие мысли возникают...

Музей архитектуры показал, как воссоздают древние храмы Новгорода

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Удивительный симбиоз архитектуры и живописи Великого Новгорода, истинное сокровище древнерусского искусства, ожил в проекте «Восстает во славе». Новгородский музей-заповедник приурочил его к трем юбилейным датам. Все...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?