Главная Культура 14:29 19 Апреля 2016 3109
Шутник вы, господин Гендель

Дирижер Спинози и его артисты сыграли оперу «Ксеркс» со скрупулёзностью музыковедов и драйвом джазменов

Надежда Игнатьева, выпускница Московской консерватории

12 апреля в столичном зале имени Чайковского ансамбль «Матеус» под руководством уникального французского исполнителя старинной музыки Жана-Кристофа Спинози сыграл и спел одну из последних опер Георга Фридриха Генделя «Ксеркс». Исполнение, по внешним признакам концертное, было очень театрализованным, хотя чем ближе к финалу, тем чаще солисты выходили с нотами: уж очень сложный материал им предстояло донести, не потеряв притом лёгкости духа замечательной лирико-комической оперы.

Из школьных уроков древней истории известно, что Ксеркс был персидский царь, начавший очередную греко-персидскую войну. Прославился же он тем, что для ускорения марш-броска из Азии в Грецию приказал выстроить понтонный мост через Геллеспонт (Дарданеллы), который был размётан волнами, за что царь повелел высечь море. Но в опере ничего этого нет, и, скажем честно, Ксеркс как историческая личность здесь ещё более условен, чем Юлий Цезарь в другой популярной опере Генделя.

Восхищаться барочной оперой вообще и генделевскими шедеврами в особенности надо не за соответствие сюжета и музыки исторической правде, а за их прихотливость. Что касается сюжета, то взаимоотношения героев и их поступки могут напомнить сериалы вроде «Санта-Барбары», но, в отличие от пресловутого фильма, все перипетии укладываются в 3 действия и занимают примерно 3 часа, что делает спектакль событийно насыщенным, а развитие интриги непредсказуемым. Теперь, чтобы понять, в чём суть этой самой интриги, читателю нужно быть внимательным — можно даже пальцем по строчкам водить.

У Ксеркса есть брат Арсамен, невеста принцесса Амастра и полководец Ариодат.

У Ариодата (полководца) есть две дочери: Ромильда и Аталанта.

У Арсамена (брата Ксеркса) есть слуга Эльвиро.

Арсамен любит Ромильду, но на неё же положил глаз Ксеркс.

Ромильда любит Арсамена, но на него же положила глаз некая активная девушка по имени Аталанта.

Амастра любит Ксеркса (хотя он порой ведёт себя как самодур, а то и тиран) и даже, ради любви, пробирается во дворец переодетая воином, где, никем не узнанная, активно участвует во всех любовных интригах.

Аталанту не любит никто.

Всё, разумеется, заканчивается свадьбой, торжеством любви и справедливости. Ариодат, получив от Ксеркса приказ выдать замуж свою дочь (не уточняется, какую) за человека, равного Ксерксу по положению и происхождению, якобы случайно женит тех, кого надо: Ромильду и Арсамена. Ксеркс, не успев хорошенько разгневаться, получает письмо, полное горьких упрёков, от своей невесты — и тоже женится на ком надо. Только Аталанта остаётся не у дел, но тут уж ничего не поделаешь: не надо было так цинично интриговать — этого порока либреттист ей не простил.

Итого 7 солистов, из которых двое — молодые влюблённые царского происхождения. Во времена Генделя подобные роли традиционно поручали петь кастратам. Страшно подумать, во что это обходилось, ибо они были одними из самых дорогостоящих певцов. Впрочем, на лондонской премьере 15 апреля 1738 года в роли Ксеркса блистал Кафарелли (Гаэтано Майорано), а вот Арсамена исполнила Мария-Антония Маркезини (женский труд в те времена оплачивался ниже, но это всё равно не уберегло Генделя от банкротства, уже второго в его карьере). К тому же, кастраты были страшно капризны и самолюбивы, и превращение оперы-сериа в «концерт в костюмах» во многом на их совести (и на совести слабовольных композиторов и импресарио, к которым Гендель уж точно не принадлежал). Так или иначе, в эпоху Просвещения искусство кастратов выходит из моды, переживает упадок, и, к счастью, эта бесчеловечная практика получения нечеловечески прекрасных голосов постепенно уходит в прошлое, а с ней — уже к несчастью — и огромное количество красивой музыки. В ХХ веке удалось найти альтернативу: отныне высокие мужские партии исполняют контртенора.

В этот вечер Ксеркса исполнял австралиец Дэвид Хансен, а его более удачливого в любви брата — канадец корейского происхождения Дэвид Дикью Ли. Скажем прямо, он и вокально был более удачлив. Отчасти тут виной самая первая ария, нежнейшая «Ombra mai fu», которую Ксеркс поёт платану, пока ждёт у моря погоды (что, безусловно, хоть и комическая, но положительная характеристика героя: с цветами обязательно нужно нежничать — они от этого зеленеют пышнее и растут гуще). Этот шедевр, открывающий оперу, один из самых популярных и известен, наверное, всем — даже тем, кто про Генделя слышал лишь краем уха. Такое начало накладывает на певца особую ответственность, ибо слушатель ждёт красот и небывалых эстетических переживаний. И хотя слушательские ожидания всегда завышены, но от одного из самых востребованных и многообещающих контртеноров, рискнувшего в дебютном альбоме посоперничать, ко всеобщему восторгу, с легендарным Фаринелли, слушатели были вправе ждать чего угодно, но только не крепкого усреднённо-хорошего исполнения с несколько грубоватым вибрато…

 

Ксеркс в исполнении австралийца Дэвида Хансена чаще напоминал короля эстрады, чем древнего монарха

 

Что касается музыки, то во времена Генделя никто никуда особо не спешил. (Всякий раз наблюдая в районе четверти десятого ручеёк истекающей из зала публики, невольно задумаешься, какой процент слушателей проживает в ближнем и не очень Подмосковье. Ведь только жёсткой привязкой к графику электричек или автобусов можно объяснить это бегство от прекрасной музыки). Вообще, в старину умели пожить со вкусом. Не все, конечно, но Гендель не для всех и писал. Поэтому, несмотря на лихо закрученную интригу, действие идёт неторопливо: в эпоху позднего барокко арии сочиняются под девизом «меньше слов — больше музыки». Правда, Гендель в этой опере выступает рискованным новатором и наряду с традиционными развёрнутыми ариями da capo он пишет более сжатые, лаконичные, а то и вовсе прибегает к аккомпанированным ариозным речитативам. И конечно же использует разные способы сделать эти арии выразительными. У него в арсенале для этого много средств, например: придумать лёгкие подвижные колоратуры в запредельной тесситуре, или изобрести проникновенную мелодию (от которой любой платан зазеленеет), или приперчить дуэт щемящими секундами, которые лучше всяких слов говорят о душераздирающем отчаянии, испытываемом героями.

Эти композиторские приёмы исполнители дополнили собственными находками и выкрутасами. Ксеркс-Хансен поёт свое признание Ромильде в откровенно джазово-блюзовой манере (что поддерживается риффом, по-другому и не назовёшь, у контрабаса). Арсамен-Ли, грозя призвать всех духов преисподней, вдруг с нежных сопрановых нот переходит в самый что ни на есть брутальный басовый регистр, чего при Генделе кастраты, просто в силу физиологических причин, не могли сделать. Эльвиро — итальянский баритон Кристиан Сенн, — во втором действии изображая торговку цветами, в одной руке держит розы, другой закрывает себе лицо нотами (первые фразы он так и поёт из-под нот), а при уходе мило дарит цветы дамам в первом ряду. Аталанта – шведское сопрано Керстин Авемо – постоянно пританцовывает (поскольку героиня деятельная и энергичная, то Гендель ей написал подвижные и моторные арии) и все сложнейшие колоратуры выпевает с такой лёгкостью и темпераментом, что поневоле им заражает. Или раздражает. В одной арии Спинози собственноручно подыгрывал ей на скрипке (тут же без боя взятой у концертмейстера оркестра Лоранс Погам), а в другой Ксеркс, не выдержав её кипучей суетливости (и постоянных повторов), на очередной репризе просто зажал ей рот. Вы думаете, это прервало поток фиоритур? Конечно же нет.

Были шуточки, связанные со вставкой русских выражений. Пропустим не вполне приличное словцо, которое адресовал своему брату Арсамен, и в качестве примера приведём одну из последних сцен. После чтения письма от Амастры Ксеркс, абсолютно уверенный, что это письмо вероломной Ромильды, пропустил все свои реплики (очевидно пребывая в ступоре из-за того, что брат всё-таки его обхитрил; но зрители могли насладиться ими в переводе, который проецировался на стену). И вдруг в конце, после пафосной фразы «Я буду рыдать до последнего вздоха, Амастра», куртуазный персидский царь произносит простецкое русское «что?!» к невинной радости зала.

Скрипачи неожиданно встают и с энтузиазмом поют вместо хора. Как тут не вспомнить, что роль хора в традиционной опере seria, как правило, скромна (ничуть не удивлюсь, если всему виной чисто экономические причины и непомерные гонорарные аппетиты тех же кастратов, сжиравшие львиную долю бюджета).

Остальные персонажи выпендриваются меньше, разве что невеста-воин время от времени топает ножкой на непутёвого жениха, но вокально они ничуть не уступают тем, кто уже назван. Даже несколько обидно, что роль Ариодате такая короткая: у итальянца Луиджи ди Донато очень красивый бас, но у его героя всего две арии — а этого всё-таки маловато для серьёзных обобщений.

В целом, хотя нашлись те, кто покривились от подобной свободы исполнения, всё же (за исключением пары-тройки мест) эта «полупостановка» представилась соответствующей стилю и духу эпохи. И дело тут, конечно, не только в аутентичных инструментах, а ещё в том потрясающем чувстве самого музыкального материала, которое присуще всем солистам и ансамблю «Матеус», собранным в тот вечер под руководство Спинози. А что до свободы обращения с этим материалом, то для особых ревнителей правил и строгих предписаний напоминаем хотя бы такой факт: в одном из своих органных концертов Гендель предлагает исполнителю сымпровизировать… целую медленную часть.

Комментарии для сайта Cackle

Что бывает, если худрук вовремя не позаботился о смене

Любовь Лебедина
Труд
Александра Захарова в последнем спектакле Марка Захарова «Капкан», который пришлось завершать уже ей самой, без отца. Фото: А. Стернин

Тревожно в столичных театрах. Уход из жизни бесспорных лидеров творческого процесса открыл шлагбаум для временщиков, спровоцировал дефицит авторитетов, упадок дисциплины, наплыв бездарных экспериментаторов, разрушающих художественную...

27 августа великому украинскому актеру Богдану Ступке могло бы исполниться 80 лет

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: Viktor Chernov/Russian Look, globallookpress.com

Богдана Сильвестровича нет с нами уже более девяти лет. Его уход летом 2012 года стал шоком для коллектива театра имени Франко, который он возглавлял на протяжении ряда лет, для всей Украины, для любителей кино на всем постсоветском...

Должен ли худрук получать в 50 раз больше своих подчиненных

Анна Чепурнова
Труд
Уволенные артисты Театра им. Ермоловой говорят: за выход на сцену Олегу Меньшикову платят 103 тысячи рублей, а рядовому актеру - около двух. Фото: Екатерина Цветкова, globallookpress.com

Мелькнувшая месяц назад новость о том, что около 20 из 90 актеров Театра им. Ермоловой будут уволены в связи с оптимизацией кадрового состава, на днях получила громкое продолжение. Кандидаты на увольнение...

На «Новой волне» Игоря Крутого звезды будут ходить друг к другу по кругу

Константин Баканов
Труд
Список главных концертов «Новой волны» навевает вселенскую тоску. Изображение с сайта newwavestars.eu

В Сочи вчера стартовала очередная «Новая волна» — поп-фестиваль, который его вдохновитель Игорь Крутой по-прежнему просит называть конкурсом. Нельзя не отдать должного организаторам и участникам, особенно...

Подобно мушкетерам, богатырям или основателям марксизма-ленинизма идут они поступью победителей по информационному пространству

Сергей Беднов
Труд
Эти деятели успешно увеличивают и без того огромные армии фанатов и свои заработки. Фото: Komsomolskaya Pravda, Дмитрий Рогулин, Павел Кашаев, globallookpress.com

Как три мушкетера, как три богатыря, как Маркс — Энгельс — Ленин, идут они поступью победителей по информационному пространству, увеличивая и без того огромные армии поклонников и размеры заработков. Только...

Сто лет назад был арестован и расстрелян Николай Гумилев

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Он собирался прожить 90 лет, а прожил всего 35

Он собирался прожить 90 лет. Прожил всего 35. Дворянин, монархист, путешественник, воин, поэт, наконец, первый муж Анны Ахматовой, Николай Гумилев был арестован в Петрограде 3 августа 1921 года. А в ночь на 26 августа...

Уходящее лето обернулось кошмаром для нашего кинопроката

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Большие надежды прокатчики связывают со второй половиной месяца, когда на экраны выйдут голливудские фильмы, в том числе фантастический триллер «Воспоминания» с Хью Джекменом

Два первых летних месяца установили новые антирекорды по оттоку зрителей из кинозалов. Небывалая жара, пожары в одних регионах, дожди и наводнения в других, новая волна пандемии, наконец, почти полное отсутствие ярких...

Культура 00:08 / 17 Сентября 2021 12529
Певцов и бесовщина

Известный актер тоскует по цензуре

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Дмитрий Анатольевич считает, что искусство нужно цензурировать. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере...

Теперь вместо захвата вокзалов, мостов, телеграфа и телефона всякого рода путчисты сразу стремятся установить контроль над телевидением

Сергей Беднов
Труд
Этот, в общем-то, светлый балет Чайковского наше ТВ превратило в поминальный. Или даже в знак беды. Фото: Justin Spittle/ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

В начале недели все ведущие телекомпании мира показывали кадры из аэропорта Кабула, где отчаявшиеся люди хватаются за стойки шасси американских самолетов, пытаясь то ли остановить их, то ли таким безнадежным способом...

Огромная конструкция из сосновых досок была снабжена бронзовой табличкой «Возвращению домой греки посвящают это подношение Афине» 

Кадр из фильма «Троя», режиссер – Вольфганг Петерсен, 2004 г.

Международная группа археологов заявила, что при раскопках на холме Гиссарлык в Турции ими обнаружены фрагменты деревянной конструкции, которая с высокой вероятностью является троянским конем, описанным древнегреческим поэтом Гомером в поэме...

Общественный совет при Минкульте озаботился репертуаром театров на предмет соответствия национальной безопасности

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
В социальных сетях уже гуляет шутка: балет «Спартак» в Большом театре в опасности как экстремистский. Там ведь гладиаторы против власти поперли… Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Общественный совет при Министерстве культуры озаботился: чем бы вы думали? Рушащимися историческими памятниками? Разваливающимися домами культуры? Отсутствием денег на издание отечественных классиков уровня Георгия Свиридова?...

Лера Кудрявцева стала расспрашивать олимпийских чемпионок насчет денежных премий. Что вообще-то считается моветон

Сергей Беднов
Труд
А у представителей старшего поколения Кудрявцева поинтересовалась их пенсиями. Фото: Vadim Tarakanov, globallookpress.com

На сей раз в студии программы НТВ, упомянутой в заголовке, собрали олимпийских чемпионок, свежеиспеченных и тех, кто завоевывал медали в прежние времена. Банальное название выпуска — «Цена золота» —...

Ведущий шоу реалити «Охотники» на телеканале «ЧЕ!» рассказал «Труду», какие аферы возмущают его больше всего

Анна Чепурнова
Труд
«Охотники» работают дружной командой, где один за всех и все за одного. Владимир Сорков – справа. Фото из личного альбома телеведущего

Вряд ли есть среди нас счастливчики, на кошельки которых ни разу не покушались разного рода аферисты. Звонки со словами «ваша карта заблокирована», предложения взять «супервыгодный» кредит от сомнительных...

Депардье планирует снять фильм о военных летчиках

Труд
Жерар Депардье. Фото: © Thierry Roge, globallookpress.com

Жерар Депардье решил снять фильм о летчиках из знаменитого полка «Нормандия — Неман». Часть съемок планируется в Калининградской области, ведь французы, воевавшие в составе Красной армии, Победу встретили...

«Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет», - сообщила оперная певица Анна Нетребко

Труд
Фото: via www.imago-images.de, globallookpress.com

Элла Памфилова, глава ЦИК - Не поддавайтесь ни на какие провокации, на давление тех или иных недобросовестных чиновников, которые захотят вам выкрутить руки! Александр Лукашенко, президент Белоруссии - Меня очень интересует и волнует проблема...

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?