Главная Экономика 00:01 19 Мая 2023 10446
Ни Бе, ни ме, ни кукареку

Почему лучший в мире самолет-амфибия не прилетел тушить лесной пожар?

Анатолий Журин
Созданный четверть века назад иркутскими авиаконструкторами гидросамолет так и не встал на конвейер. Фото: Ольга Соколова, globallookpress.com

Только за один день этой недели в 26 регионах России службы МЧС с помощью местных властей ликвидировали 89 пожаров на площади 18 тысяч гектаров. Чрезвычайная ситуация сложилась в шести субъектах: на всей территории Курганской, Свердловской, Тюменской, Амурской областей, Хабаровского края, а также на севере Омской области. Особый пожароопасный режим установлен в 49 субъектах РФ, включая Подмосковье. Президент Владимир Путин провел оперативное совещание, где заявил, что решения многих вопросов, несмотря на регулярные обсуждения, откладываются чиновниками в долгий ящик — до новых стихийных бедствий.

Мы вроде бы к пожарам привычны, но стихийного бедствия таких масштабов в России не было давно. Площади лесных пожаров в мае втрое превысили прошлогодние показатели. Аномальная сухая погода и шквалистый ветер мешают остановить и локализовать бушующее пламя. Как сообщил глава ФБУ «Авиалесоохрана» Дмитрий Селин, на борьбу с огнем брошены до 650 тысяч человек и более 3 тысяч единиц техники. Целая армия!

Эксперты снова (в который раз!) призывают для спасения ситуации с лесными пожарами возродить институт лесничества — то есть признать стратегическую ошибку и попытаться ее исправить. Ведь после известных реформ на 850 млн гектаров российского гослесфонда осталось только 20 тысяч лесников, а должно быть как минимум в пять раз больше.

Пока чиновники чешут затылки, размышляя, как остановить огненную стихию и спасти подаренное нам природой богатство, на Урале вместе с лесами выгорают деревни. В Свердловской области к борьбе с огнем привлекли даже военные вертолеты Ми-8. За одну смену, по данным Минобороны, воздушные суда совершают до 12 сбросов воды общим объемом около 50 тонн. Положение отчаянное: в оказавшихся в зоне бедствия районах проживают более 50 тысяч человек, еще функционируют металлургические, обрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия. По данным на конец апреля, в области сгорело 180 строений, преимущественная часть которых — жилые. Больше всего пострадало ставшее печально известным на всю страну масштабом огневого удара село Сосьва, где в огне погибли люди. Президент поручил восстановить в поселке лечебное учреждение и обеспечить погорельцев жильем. Но кто даст гарантии жителям других населенных пунктов, попадающих в огненное кольцо?

Спрашивается, а почему на борьбу с пожарами брошены военные вертолеты? Где наш знаменитый Бе-200, признанный лучшим в мире самолетом-амфибией?

Созданный четверть века назад иркутскими авиаконструкторами гидросамолет давно прошел сертификацию, но так и не встал на конвейер — как и пассажирские Ту-204, Ту-334, Ил-114. Внятных объяснений, почему это происходит, мы так и не получили от эффективных менеджеров, которые рулят российским авиапромом. По свидетельству создателя Бе-200 Александра Явкина, было выпущено всего два десятка амфибий. А ведь они уникальны по своим возможностям. Гидросамолет способен при скольжении по поверхности ближайшего водоема за 14 секунд наполнить баки 12 тоннами воды, максимально быстро доставить их и сбросить точно на очаг пожара.

Но даже Бе-200 один в поле (а точнее, в небе) не воин. Как говорил летчик-испытатель Валерий Крузе, демонстрировавший машину президенту России, существенный эффект от работы виден, когда с огнем борется целая эскад-рилья. Летящие друг за другом самолеты обеспечивают непрерывный процесс залива очага пожара. Они работают в цепочке, подобно людям, передающим на пожаре ведра с водой. Одиночный сброс мало что дает, потому что вода быстро испаряется. Пока самолет — а расстояния в нашей тайге сами знаете какие — возвращается с новой порцией воды, приходится все начинать с начала...

Сказанное неоднократно проверено опытным путем. Скажем, в 2021 году Бе-200 прекрасно себя показал при тушении пожаров в Греции, где действовал в составе международной воздушной флотилии. После получения сертификата типа, изданного в 2010 году Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) на самолет Бе-200ЧС-Е, впервые за десятилетия появилась возможность продвижения на мировой рынок российской авиатехники, превосходящей по своим характеристикам зарубежные аналоги. Самолет-амфибию были готовы покупать многие страны — Индия, Алжир, Австралия. Был подписан контракт на поставку 10 самолетов и с американской компанией ТТЕ International Inc. Но все ушло как вода в песок.

Несмотря на очевидные достоинства Бе-200 и на то, что никто в открытую не выступает против развития этого проекта, производство самолетов в настоящее время практически остановлено. В результате конкуренты в мировом авиапроме обходят нас уже не только в пассажирском сегменте, но и в создании гидросамолетов. Воспользовавшись затянувшейся паузой в продвижении Бе-200 на мировой рынок, китайская корпорация AVIC с 2009 приступила к разработке своего многоцелевого самолета-амфибии AG600. На него возлагаются задачи в том числе по тушению лесных пожаров путем доставки воды к месту возгорания из ближайшего водоема.

По данным российского МЧС, количество чрезвычайных ситуаций природного характера в мире ежегодно увеличивается на 4%, а экономические потери от них — почти на 11%. Так что за спасательными гидросамолетами будущее, необходимость в них будет только возрастать. Вот только, похоже, это будущее — не за нашими крылатыми пожарными.

Остается только процитировать Владимира Путина после его памятного полета на Бе-200 22 мая 2013 года: «Самолет не просто лучший — он уникальный. Подобных машин в мире нет, которые летают 700 км в час, воду берут прямо при глиссировании». С тех пор прошло ровно 10 лет. И что же? Горим, братцы, снова горим.

Прямая речь

Евгений Седов, авиатор

— Конструктор Александр Васильевич Явкин бьется за свой Бе-200 так долго, что руки опускаются. В голове не укладывается: за столько лет страна не смогла довести нужную машину до ума, до конвейера! Уже бы вовсю она могла бы зарабатывать за рубежом, если бы наши чиновники по каким-то причинам не тормозили ее производство и международную сертификацию. А ведь есть пример, когда изобретатели спутниковой связи с летающими аппаратами успешно преодолели тот же путь от самого начала и до сертификации созданного ими спутникового терминала в составе самолетов «Руслан», Ан-140, Ан-150, Як-42 и других. Это очень сложный и очень дорогой процесс. Но они сумели это пройти и получить сертификат МАК, который признала FAA — та самая американская служба сертификации, на которую так рассчитывали создатели Бе-200. Спутниковый терминал с российским сертификатом, признанным FAA, устанавливали даже на самолетах «Фалькон» в Британии. По-хорошему надо бы давно от общих слов и сетований перейти конкретным фамилиям тех, кто ставил палки в колеса, запрограммировав на целые десятилетия упущенные выгоды!

Юрий Тютрин, предприниматель, Хатанга

— Новых достойных самолетов для арктических и труднодоступных районов в ближайшее время ждать не приходится. Поэтому есть смысл использовать лучший в мире самолет-амфибию не только для тушения пожаров, но и для перевозки пассажиров. Он может работать и на колесах, и на лыжах. При посадках на водоемах Бе-200 не нужна ВПП — на стоянку он может выруливать по гидроспуску. Вспомним, что у нас после войны так использовались в Арктике американские гидросамолеты «Каталина», поставлявшиеся по ленд-лизу.

Комментарии для сайта Cackle

В его основе лежит грядущая дедолларизация мировой экономики, уверен бывший французский военный разведчик Пьер Плас

Фото: CHROMORANGE/Bilderbox, globallookpress.com

Реальной причиной конфликта на Украине является приближающийся конец «эпохи доллара», что влечет за собой утрату США своего влияния в мире. Такое мнение высказал РИА Новости бывший французский военный разведчик, капитан в отставке...

Не имей 100 рублей, а имей в заначке доллар

Александр Киденис
Труд
Эксперты считают: без изменения геополитической и внутриполитической повестки ситуация с курсом рубля вряд ли улучшится. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

«Основная причина падения курса рубля, который уже пробил отметки 100 рублей за доллар и 110 за евро, — политика Центрального банка», — заявил в начале недели помощник президента России Максим...

С 1 января 2024 года в стране будет повышен МРОТ – сразу на 18,5%, что гораздо выше инфляции, объявил президент 

Фото: www.kremlin.ru

Реальные располагаемые доходы россиян (за вычетом инфляции) за первую половину 2023 года выросли на 4,7%. Об этом во вторник, 22 августа заявил на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент России Владимир...

Туризм в Узбекистане сегодня – сфера приоритетная. Развитию этой отрасли уделяет большое внимание руководство страны, заинтересованы в развитии туризма и частные компании

Наталья Кочеткова
Фото предоставлены Комитетом по туризму при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан

Восток любят все: за его красоту и гостеприимство, за его мудрость, древнюю историю и архитектурные памятники. Он привлекает гурманов и паломников, ценителей утончённой поэзии и изящного танца. Одним словом, путешественники стремились на Восток...

Имя основателя партии ЛДПР получил пассажирской самолет авиакомпании «Россия»

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

В России в воздух поднимется пассажирской самолет, названный в честь основателя партии ЛДПР Владимира Жириновского. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). «Новое...

Лидеры отечественной строительной индустрии пытаются убедить президента, что в отрасли нет проблем. Но это не так

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«На рынке недвижимости начинают возникать и определенные дисбалансы», признал вице-премьер Марат Хуснуллин. Фото: пресс-служба правительства РФ, globallookpress.com

Вот и отшумели фанфары по поводу Дня строителя, который шумно отмечался в минувшее воскресенье, 13 августа. По этому поводу было даже созвано совещание в Кремле, где руководители отрасли произносили речи об успехах,...

Экономика 00:11 / 18 Августа 2023 4675
Имя в обмен на уху

Два молодых москвича поменяли свои паспортные имена ради бесплатной еды в сети ресторанов «Тануки»

Алекс Зверев
Труд
Компания объявила, что будет всегда бесплатно кормить «фанатов суши», если те станут Тануками Тануковыми. Фото: Michael Kappeler/dpa, globallookpress.com

Для рестораторов это была рекламная акция. Компания объявила, что будет без денег кормить до гробовой доски «преданных фанатов суши», если те сменят в паспорте свои ФИО на Танукова Танука Тануковича или Танукову...

Действительно ли беспилотники представляют опасность для пассажирских авиарейсов?

Евгений Акатов
Труд
Атаки дронов на Москву напугали руководство авиакомпании «Туркменистан». Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Авиакомпания «Туркменистан» на этой неделе приостановила рейсы в Москву из-за рисков, связанных с регулярными атаками беспилотников на нашу столицу. Из-за них возникали паузы в работе аэропорта Внуково. Действительно ли...

Они вплотную приблизились к рекордной отметке в 900 миллиардов рублей

Максим Башкеев
Труд
Одна из основных причин — постоянный рост тарифов. Фото: Александр Легкий/Russian Look, globallookpress.com

Долги россиян за услуги ЖКХ за год выросли еще на 72 млрд рублей и вплотную приблизились к рекордной отметке в 900 млрд. Откуда взялись такие умопомрачительные цифры и в чем причина упорного...

Худеющий на глазах рубль грозит дефицитом продуктов для небогатых россиян

Александр Киденис
Труд
Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Правительство объявило о временном запрете на вывоз за рубеж риса и рисовой крупы. В постановлении сообщается, что решение принято для поддержания стабильности на внутреннем рынке — чтобы товар с магазинных...

Иски Генпрокуратуры об изъятии собственности у бизнеса в пользу государства начали приобретать массовый характер

Евгений Акатов
Труд
Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

На Восточном экономическом форуме разгорелась дискуссия о том, идет ли в стране деприватизация. Основанием стали иски Генпрокуратуры об изъятии собственности у бизнеса в пользу государства, которые начали приобретать...

Экономика 00:01 / 01 Сентября 2023 2749
Рожайте, милые!

В Госдуму внесен законопроект об увеличении материнского капитала на 170 тысяч рублей. Поможет ли это в решении демографической проблемы?

Александр Киденис
Труд
В нынешнем году в России уже поставлен антирекорд по рождаемости. Фото: Jan Husar/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Авторы документа предлагают с 1 февраля 2024 года платить российским матерям за рождение первого ребенка 756,7 тысячи, за второго и третьего — до миллиона рублей. Парламентарии полагают, что законопроект...

Как отметили представители кредитной организации, на деятельности банка это никак не отразится

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Санкции против акционеров Альфа-групп — Михаила Фридмана, Петра Авена, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, введенные министерством финансов США, никак не отразятся на работе Альфа-банка. Как сообщает РИА Новости, об этом заявили в пресс-службе...

Главная причина роста потребления деликатеса - катастрофическое падение зарубежного туризма

Алекс Зверев
Труд
Фото: «Комсомольская правда»/Russian Look, globallookpress.com

В первом полугодии 2023 года число покупок черной икры в столичном регионе оказалось на 11% выше прошлогоднего, что и зафиксировали аналитики ресурса «ЧекИндекс», крупнейшего в России оператора фискальных...

Газета Tagesspiegel сообщила, что немецкие власти внимательно следят за развитием российской экономики и сильно расстраиваются, что она не рухнула из-за санкций

Фото из открытых источников

Санкции, введенные западными странами против России, не нанесли экономике России тот вред, на который рассчитывали в Евросоюзе и США, правительство Германии пристально наблюдает за ситуацией. Об этом рассказал обозреватель немецкого издания...

На прошлой неделе чиновники вновь шумно обсуждали проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Петербург. В который уже раз…

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Пока мы думали, Китай создал самую протяженную в мире сеть высокоскоростных магистралей. Фото: Li Ziheng/Синьхуа, globallookpress.com

К давней идее во время открытия движения на линии московского железнодорожного диаметра вернулся президент Владимир Путин. Еще ничего толком не сделано, нет ни одного километра рельсов ВСМ, нет подвижного состава, нет...





Реклама. Рекламодатель - Общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»/ID-RDF
Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?