Уважаемые пользователи! Сообщаем вам, что сайт подвергся DDoS-атаке из-за рубежа. Возможны сбои в работе.
Главная Культура 23:44 20 Августа 2015 2223
Полет огненных коней

Исполняется 50 лет гениальному фильму «Тени забытых предков» 

Леонид Павлючик

Редкий случай для сегодняшних дней: Украина и Россия готовятся отметить общую для них культурную дату. Напомним, «Тени забытых предков» поставил на киевской студии имени Довженко малоизвестный тогда выпускник московского ВГИКа Сергей Параджанов. Эта красочная, живописная лента, вдохновленная прозой украинского классика Михаила Коцюбинского и основанная на обычаях, поверьях гуцулов, произвела в свое время настоящий фурор во всем мире. За два года она получила порядка 30 призов на международных фестивалях, что было даже увековечено Книгой рекордов Гиннесса.

Несколько лет назад Эмир Кустурица назвал «Тени…» лучшим фильмом за всю историю кино. Обозреватель «Труда» не мог упустить возможность в канун юбилея гениального фильма поговорить с исполнительницей главной роли Ларисой Кадочниковой.

– Лариса Валентиновна, как готовитесь к юбилею?

– Я пришла к нему не с пустыми руками. Поскольку я не только играю в театре, снимаюсь в кино, но и рисую, то создала серию коллажей в стиле Параджанова, в которых использовала его подарки, детали своего кинокостюма, фотографии со съемочной площадки, предметы и утварь той поры. Надеюсь приурочить к юбилею свою небольшую выставку.

Но готовлюсь не только я, это будет праздник для всей Украины. В конце августа начнутся торжества в Ивано-Франковской области, где проходили съемки фильма. А 4 сентября состоится праздничный вечер в кинотеатре «Украина», где 50 лет назад прошла премьера «Теней». В этот же день отреставрированную копию картины покажут в ряде крупных городов страны. А буквально через несколько дней после этого праздника с Киевским театром Русской драмы я уеду на гастроли в Лондон, где сыграю в спектакле «Насмешливое мое счастье» и заодно представлю тамошней публике «Тени», расскажу о съемках фильма и о самом Параджанове. Надеюсь, что и в Москве в Доме кино состоится показ картины. Параджанов учился во ВГИКе, его фильмы – завоевание не только украинского, а всего нашего тогда еще советского кино.

– Как вы, коренная москвичка, попали на студию Довженко? 

– Это особая история. После окончания ВГИКа я работала в «Современнике» – лучшем театре той поры. А мой муж, выпускник операторского факультета Юрий Ильенко, как «нацкадр», по распределению уехал на Украину. Мы вынужденно жили порознь, каждый день перезванивались, при каждой возможности старались повидаться. Как-то Юра приехал в Москву, там же оказался Параджанов, который ранее пригласил Ильенко стать оператором «Теней». И они договорились встретиться на Тверской, обговорить планы. А меня Юра взял с собой за компанию.

Как сейчас вижу эту картину: в центре города на черном чемодане сидит странный человек лет сорока. В черном костюме, в черной шляпе, чем-то похожий на Чаплина, разве что без фирменной тросточки. «Это моя жена Лариса», – представляет меня Юра. «Как жена?» – восклицает этот странный человек. – «Это никакая не жена, это Маричка из нашего фильма. Все, не будет проб, я ее утверждаю». С этими словами, не слушая моих возражений про занятость в театре, он вручил мне сценарий фильма. Дома я прочла его, роль мне понравилась. В итоге я была поставлена перед выбором: театр или кино?

– А разве нельзя было совмещать одно с другим?

– Совмещать не получалось, потому что съемки планировались в Карпатах, где нам надо было поочередно снять все четыре времени года. Никакой театр не стал бы терпеть такой график. И я в итоге выбрала «Тени», выбрала мужа, с которым мы наконец-то воссоединились, и выбрала режиссера, о котором раньше ничего не знала. Руководивший «Современником» Олег Ефремов, который тоже не слышал имя Параджанова, узнав о моем решении, пришел в ярость. Он тут же подписал заявление о моем уходе и поставил на мне жирный крест.

– Итак, ваша судьба была решена…

– Бесповоротно. Я оставила родную Москву, оставила в Москве маму, великую актрису Нину Алисову, оставила «Мосфильм», где я уже снялась в фильмах «Василий Суриков», «Мичман Панин» и где едва ли не каждый месяц пробовалась на новые роли, и уехала в Киев, а потом и в Карпаты. После московской круговерти я оказалась на тихой Буковине, среди простых людей. И сама я неделями не снимала с себя народный костюм, в который меня обрядил Параджанов. Местные жители принимали меня за свою и при встречах певуче здоровались. Мы все, в том числе и режиссер, жили в простых деревенских хатах. По вечерам к Параджанову приходило все село. Он все время что-то дарил, менял, сводил и разводил людей, рассказывал смешные истории в лицах. Это был настоящий театр одного актера. И вдобавок бесплатный.

– Вы понимали тогда, что работаете с гением?

– Ни минуты не понимала и не догадывалась. Я ведь была воспитана на традициях психологического театра, а Параджанову нужно было для фильма что-то совсем другое. Ему, скорее, была важна моя походка, изгиб стана, влажный блеск глаз… И все это должно было каким-то образом совпадать с дыханием ветра, раскатами грозы, журчанием струй в реке, мерцанием одинокой звезды в черном небе. Мне такой подход не был близок. Но помогало то, что в детстве я занималась балетом, была пластичной. И я старалась не обмануть ожиданий режиссера.

Тем не менее, когда пришел первый отснятый материал, я была в ужасе, увидев какие-то красивые, но бессмысленные, как мне показалось, картинки. «Я не буду сниматься в этом ландрине, я ухожу», – сказала я Ильенко. Он сполна разделил мои чувства. Мы пришли к Параджанову и в два голоса заявили о своем уходе.

Для Параджанова это был удар, назавтра он отбил телеграмму на студию. Вскоре из Киева прибыли представители дирекции – это же скандал, не говоря про возможные убытки. Нас пробовали мирить, мы продолжали стоять на своем. Вместо меня вызвали из Львова другую актрису, а Юра, пока ему искали замену, продолжал снимать – нужно было выполнять съемочный план. К счастью, вскоре пришел новый материал. Мы с Юрой смотрим – и теряем дар речи от восторга. Разрозненные картинки выстроились в особую, уникальную эстетику. Это было как открытие неведомого нам прежде мира. И мы остались на картине. Параджанов на радостях устроил для всех роскошный ужин. Он вообще был человеком щедрым, широким, мог снять с себя последнюю рубаху. С этого момента наша группа стала одной семьей. Мы сплотились и уже вместе отбивались от худсоветов, поправок. И Параджанов в итоге снял такую картину, которую он видел в своих фантазиях и снах.                     

– Подозреваю, вы объездили с картиной весь мир…

– Ну, всю Европу точно. В одной только Франции я была больше десяти раз, в Германии побывала раз пятнадцать. Помню очереди на наш фильм, который во Франции назывался «Огненные кони», в кинотеатрах Парижа, помню сидящих на полу людей. Но самой памятной оказалась первая поездка на фестиваль в Мар-дель-Плата, куда мы полетели с исполнителем главной мужской роли, замечательным и незабываемым Иваном Миколайчуком. А Параджанова в Аргентину не выпустили. У него язык был как помело, он как-то шел по коридору студии и вслух сказал: «А мне нужен билет только в одну сторону». Кто-то эту шутливую реплику донес куда надо, и Параджанов стал невыездным.

Жаль, что он не смог пережить вместе с нами триумф. На фестивале фильм был назван гениальным и заслуженно получил несколько наград. Потом мы уже перестали вести счет призам, «Тени» собирали почетные статуэтки по всему миру. Наряду с «Землей» Довженко, это самый титулованный фильм украинского кино. Для Параджанова «Тени» остались непревзойденной вершиной, хотя он впоследствии снял еще несколько шедевров. Я счастлива, что была причастна к гениальному фильму, а затем продолжила съемки в целой обойме выдающихся картин украинского кино, среди которых «Вечер накануне Ивана Купала», «Родник для жаждущих», «Белая птица с черной отметиной», «Комиссары», «Черная курица». При этом я охотно и часто снималась на «Мосфильме» и «Ленфильме». В частности, у Михаила Швейцера, Саввы Кулиша, Родиона Нахапетова. В итоге была удостоена званий народной артистки Украины и народной артистки России. Так что Украина и Россия – две родные для меня и навек любимые страны. Так было, так есть. На том и стою. 

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:05 / 09 Сентября 2022 16689
Граненый символ эпохи

Почему этот стакан назвали «губастым» и за что его уважали любители «сообразить на троих»

Марина Крючкова, архивариус
Труд
«Утренний натюрморт», Кузьма Петров-Водкин, 1918 г. Фото из открытых источников.

Николай II, объявивший в 1913 году, что 11 сентября отныне станет Днем трезвости, не подозревал, что судьба и здесь приготовила ему сюрпризец. Ровно через три десятилетия, день в день, на заводе в городе...

Артист Юрий Соломин – о тайне великого первооткрывателя Владимира Арсеньева, роль которого сыграл полвека назад

Любовь Лебедина
Труд
Фильм «Дерсу Узала», удостоенный «Оскара», приза Московского кинофестиваля и многих других наград, давно стал мировой классикой. Фото: kinopoisk.ru

10 сентября исполняется 150 лет со дня рождения знаменитого исследователя Приамурья, офицера русской императорской армии Владимира Арсеньева, внесшего неоценимый вклад в изучение уникальной природы и истории этого богатого...

Актриса и член жюри конкурса комедий – о том, почему дела с юмором в искусстве у нас не очень веселы

Сергей Бирюков
Труд
У актеров, несущих зрителям радость, часто грустные глаза. Лика Рулла – не исключение. Фото из личного альбома

Сообщение это одновременно пришло из «юморного» ТНТ и академического ГИТИСа: оба столь непохожих учреждения, при поддержке главного отечественного видеохостинга Rutube, объявили совместный конкурс на написание комедий,...

Многие-то думали, что она останется за границей. А зря

Алексей Мажаев, музыкальный критик
Труд
Алла Борисовна вернулась, и куча бойких болтунов померкла на ее фоне. Фото: Вадим Тараканов, globallookpress.com

Старинный анекдот про Брежнева, «мелкого политического деятеля эпохи Аллы Пугачевой», живо вспомнился мне после возвращения Аллы Борисовны в Россию. Многие-то думали, что она останется в Израиле или Латвии, куда отправилась...

Культура 17:01 / 10 Сентября 2022 13684
Роковая кондитерская

Есть в Петербурге зловещее место…

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

В русской истории это место на углу Невского и Мойки сыграло зловещую роль. В знаменитой кондитерской Вольфа и Беранже 27 января 1837 года Пушкин встретился со своим секундантом Данзасом за час до рокового...

Культура 00:22 / 12 Августа 2022 13421
Ася вернулась

В повторный прокат выходит «полочный» шедевр Андрея Кончаловского

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» с сайта kinopoisk.ru

В московском киноцентре «Октябрь» стартовала ретроспектива к 85-летию классика отечественного кино Андрея Кончаловского. Открыла киномарафон «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»....

Легендарный фильм Михаила Козакова впервые выходит на большой экран

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Путь «Покровских ворот» к зрителю оказался тернистым. Кадр с сайта kinopoisk.ru

С 8 сентября в кинотеатрах по всей стране стартует показ фильма «Покровские ворота», покадрово восстановленного в лабораториях киноконцерна «Мосфильм». Благодаря качественной реставрации, зрители...

Он сыграл в сериале «Классная Катя» про географичку поневоле, которой стала безбашенная дочка мэра

Сергей Беднов
Труд
Фото: Дмитрий Рогулин, globallookpress.com

До начала учебного года осталось всего ничего. Он ознаменуется двумя телепремьерами, о которых «Труд» уже писал. «Россия 1» запустит шоу «Классная тема», где выдающиеся педагоги продемонстрируют...

Культура 21:21 / 17 Сентября 2022 11314
Неужели ничего святого?!

У британской молодежи вызвала нехорошие подозрения одна деталь траурного туалета супруги принца Гарри Меган Маркл

Труд
Фото: Pool/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как уже сообщал «Труд», работа над шестым сезоном сериала «Корона» в связи с кончиной главной героини — королевы Елизаветы II — была прервана. «Корона» — это наше...

Культура 00:20 / 16 Сентября 2022 11273
Как подставить Вангу

Телеканал НТВ откопал на российских просторах живого и довольно бодрого в свои 86 лет Вангу-деда

Сергей Беднов
Труд
Иван Дмитриевич дал свой прогноз на будущее президента Украины Владимира Зеленского: «17 сентября его ждет большая неожиданность»

Помните американский блокбастер «Послезавтра» про Апокалипсис, постигший человечество из-за глобальной катастрофы? Оглушенные зрители, выходя из зала, утешали себя: мол, даже если подобное вообще возможно, то когда оно,...

Новый фильм известного режиссера включен в конкурс Московского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как выразилась режиссер - с ее «Огорода» сняли два урожая

Через неделю, 26 августа, стартует Московский международный кинофестиваль (ММКФ) — главное кинематографическое событие года. Всего в рамках фестиваля покажут более 230 фильмов из 65 стран. В основной конкурс,...

Режиссер низкопробных комедий замахнулся на святое. И вот что из этого получилось…

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
На экране ближе к финалу все счастливы. А в зрительном зале царит уныние. Кадр из фильма «Ирония судьбы в Голливуде» с сайта kinopoisk.ru/picture/3874071/

На российские экраны вышел англоязычный ремейк знаменитого рязановского фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Поставил картину российско-американский режиссер Марюс Вайсберг, печально известный по низкопробным...

ФССП обязала Мариинку сохранить дом Лермонтова

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
«Будем трудиться!» - заверил в 2016 году руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Уникальный случай в истории отечественной оперы и балета. Прославленный Мариинский театр будет принужден Федеральной службой судебных приставов к сохранению дома Лермонтова. «Реставрация дома Лермонтова на Садовой...

30 лет назад в России появились «новые русские»

Ирина Хмара
Труд
Образ «нового русского» в кино весьма наглядно воплотил Никита Михалков в фильме «Жмурки»

В сентябре 1992-го в газете «Коммерсантъ» впервые появился термин «новые русские». Изначально это понятие имело вполне положительное значение: так журналисты окрестили зарождавшийся в стране «передовой...

Культура 00:27 / 26 Августа 2022 10165
А посадки, похоже, будут

Неожиданную поддержку градозащитному движению Петербурга оказал Следственный комитет РФ

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: пресс-служба СКР, globallookpress.com

Глава СК Александр Бастрыкин лично дал поручение разобраться с дельцами, которые занимаются сносом исторических памятников города на Неве. Будоражащие новости приходят ежедневно. Несколько уголовных дел возбуждено по фактам...

В театры возвращается цензура

Любовь Лебедина
Труд
В Вахтанговском театре открыли памятник Владимиру Этушу, Василию Лановому и Юрию Яковлеву. И заявили, что решать все творческие вопросы будут без вмешательства извне. Фото предоставлено пресс-службой театра

Помните перестроечную борьбу с цензурой, итог которой был закреплен в Конституции, исключающей это проявление несвободы в России? Сколько восторгов было тогда по такому поводу. Похоже, поторопились? Цензура, она такая: ты ее в дверь,...




Реклама. Рекламодатель: АО «Всероссийский банк развития регионов» /ID-vbrr





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?