Главная Культура 00:01 21 Февраля 2025 10764
Александр Зарядин: Я старался внутренне держать ответ перед самим Пушкиным

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории любви Пушкина и Натальи Гончаровой. Действие начинается в год, когда они встретились, и заканчивается знакомством поэта с Дантесом. Сыгравший Пушкина Александр Зарядин, один из ведущих актеров Театра на Таганке, рассказал «Труду» о роли счастливого случая в жизни, опасных съемках с медведем и чувстве ответственности перед «нашим всем».

— Как вы попали в проект «Натали и Александр»?

— Можно сказать, благодаря счастливому стечению обстоятельств. В начале лета 2023 года меня попросили прислать видеовизитку, и я ее записал, прогуливаясь по Москве. Между тем я отправлял свой ролик для этой картины еще несколько лет назад, когда там были другими и сценарий, и режиссер. Но подготовка к съемкам затянулась, потом долго не могли найти актера на заглавную роль: А в этот раз, когда я ехал на пробы на «Мосфильм», мне прислали СМС с предостережением: если вы недостаточно знаете текст или не уверены в своих силах, то можете не приезжать, не тратить свое и чужое время. Признаться, я тогда в себе сильно засомневался, в пути несколько раз успел подумать, что мне лучше было бы остаться дома. Но, к счастью, назад не повернул.

Уже потом, когда меня утвердили, я в течение двух месяцев ездил на «Мосфильм» как на работу — проводить ансамблевые пробы. Из раза в раз проходил одну и ту же сцену с разными партнерами. В общем, пришлось поволноваться, но все кончилось хорошо.

— Как вы готовились к своей роли?

— Читал биографические материалы, исследования Лотмана и Вересаева, составившего портрет Александра Сергеевича исходя из его переписки и документов. Ездил в музей Пушкина на Мойке, разговаривал с его хранительницей Галиной Михайловной Седовой. А параллельно шли уроки верховой езды и плавания — надо было дотягиваться до Пушкина и по этой части. Ходил в тренажерный зал — следовало уменьшить талию, ведь у поэта она была такой тонкой, что ему доводилось мериться талиями с дамами.

— Ну а что было для вас в этой роли самым главным?

— Пожалуй, чувство ответственности — я старался внутренне держать ответ перед самим Пушкиным. Мнения специалистов о том, каким был Александр Сергеевич, очень разнятся, и надо было из всего этого многообразия выбрать именно то, что делало Пушкина и живым, и великим. Например, достоверно передать на экране ощущение собственного достоинства, значимости, присущее Пушкину, умевшего спокойно, на равных, разговаривать даже с императором.

— Многие считали и считают, что Наталья Гончарова Александра Сергеевича не очень-то любила. Режиссер фильма придерживается другой версии. А вы что по этому поводу думаете?

— Мне нравится та история, которая отражена в нашей картине. На мой взгляд, она получилась объемной, со своими полутонами, нюансами и противоречиями. Да, вначале Пушкин и Гончарова любили друг друга, но потом, когда они вступили в брак, выяснилось, что семейную жизнь представляют по-разному. В их отношениях начались сложности. Но ведь тут ничего необычного, это довольно распространенная и узнаваемая ситуация, вне зависимости от того, какой век на дворе.

— Что вы скажете о своей партнерше Ксении Трейстер?

— У меня к ней теплое, даже восторженное отношение, прямо до мурашек. Несмотря на юный возраст, она талантливейшая актриса и прекраснейший партнер. С Ксюшей можно на съемочной площадке импровизировать и быть уверенным, что результат будет отличным. Я сам у нее учился гибкости, легкости, собранности и уверенности в себе. Должен сказать, что атмосфера на съемках получилась прекрасной из-за отличных партнеров, работать с которыми одно удовольствие, и из-за тех дворцов в Северной столице и Подмосковье, где шли съемки. Я очень люблю Петербург, мы там месяц жили, и этот период работы для меня был счастливым и запоминающимся, хотя мне приходилось ездить в Москву на спектакли и возвращаться обратно ночным поездом.

— А нештатные ситуации на съемках случались?

— А как же без них? Но особенно мне запомнились съемки с медведем. Одна из картин рассказывала о веселом споре Пушкина с неким помещиком, предлагавшим приличную сумму за то, что поэт войдет в клетку со зверем. А Пушкину как раз очень нужны были деньги. Такой вот сюжет: Сначала сниматься с медведем было страшно. Но уже на второй день зверь приехал скучающий и уставший. К тому же он меня узнал и вместо того, чтобы яростно рычать, как полагалось по сценарию, мишка завалился на спину и, кажется, был не прочь, чтобы я ему почесал животик.

— Приходилось ли вам исполнять роль Пушкина до этого фильма?

— В Содружестве актеров Таганки в спектакле «Концерт по случаю конца света», в котором демонстрировался краткий экскурс по ключевым вехам в истории России, я играл Александра Сергеевича в сцене его известного диалога с императором. А еще в эскизе по современной пьесе Александры Фоминой «Как Петюнина против всех была» исполнял роль Пушкина, но там они с Дантесом были, можно сказать, не очень-то серьезными персонажами, которые периодически появлялись, конфликтовали и расходились миром. Увы, в жизни все случилось совсем не так.

— Вы в театре и сейчас играете поэта с трагической судьбой — Бориса Рыжего в нынешней премьере «Я всех любил. Без дураков». Что скажете об этой роли?

— Она тоже мне досталась благодаря счастливому случаю. Даже не знаю, почему мне так везет на роли поэтов — сам я в жизни не написал ни одного стихотворения. Но в этом спектакле совсем другая история. А опыт работы в фильме «Натали и Александр» мне помог в другой премьере — в «Пиковой даме», где у меня роль Германа. И хотя в нашем спектакле пространство вневременное, но понимание быта ХIХ века оказалось полезным.

— Вы помните, когда именно решили стать актером?

— Путь к профессии оказался извилист. В школьные годы я дружил с соседом, который был старше и учился на актера. Иногда он приглашал меня к себе на уроки, мне они нравились. Я не дружил с математикой, так что по окончании школы думал поступать либо на журфак, либо на актерский, хотя не написал ни строчки и не был на сцене. Но девушка, которую я любил, стала студенткой и уехала в Чехию, и я последовал за ней. Выбрал там учебу, как ни странно, на банковского менеджера. Но быстро понял, что это не мое, и от скуки нашел в Праге любительскую театральную студию, которой руководил режиссер Александр Созонов, нынешний главный режиссер ярославского Театра имени Волкова. И там мне уже захотелось заниматься актерской профессией серьезно. Я вернулся в Москву и со второго раза поступил в Щепкинский театральный институт, на курс народного артиста Василия Ивановича Бочкарева.

— Каков был ваш опыт работы в кино до «Натали и Александра»?

— Впервые я снялся в фильме еще на третьем курсе. И периодически участвовал в разных проектах. У меня была главная роль в картине «Райский уголок» режиссера Александра Созонова, того самого, у которого я играл в театральной студии в Праге. Но ничего подобного по объему «Натали и Александру» в моей фильмографии не было. К тому же сразу после работы в этом фильме у меня возникла плотная занятость в Театре на Таганке. Кроме тех работ, о которых я рассказал, мы с Дарьей Авратинской выпустили на двоих спектакль «Варшавская мелодия».

— Что значит для вас Театр на Таганке?

— Очень многое. Это место актерского роста. Здесь я общаюсь с людьми, у которых учусь. Когда еще был жив Николай Николаевич Губенко, я часто наблюдал за тем, как он работает в качестве актера. Нынешний директор театра Ирина Викторовна Апексимова сама прекрасная актриса, на совместных репетициях много подсказывает и помогает.

— О чем мечтаете для себя в профессии и просто по-человечески?

— Трепетный для меня вопрос. Надеюсь, что меня ждет что-то еще более интересное и значительное, чем выпадало до сих пор. Слава богу, любимая работа у меня уже есть, недостает только любимой семьи, опоры и основы в жизни.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3343
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3242
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3103
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?