Главная Культура 00:01 21 Февраля 2025 10721
Александр Зарядин: Я старался внутренне держать ответ перед самим Пушкиным

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории любви Пушкина и Натальи Гончаровой. Действие начинается в год, когда они встретились, и заканчивается знакомством поэта с Дантесом. Сыгравший Пушкина Александр Зарядин, один из ведущих актеров Театра на Таганке, рассказал «Труду» о роли счастливого случая в жизни, опасных съемках с медведем и чувстве ответственности перед «нашим всем».

— Как вы попали в проект «Натали и Александр»?

— Можно сказать, благодаря счастливому стечению обстоятельств. В начале лета 2023 года меня попросили прислать видеовизитку, и я ее записал, прогуливаясь по Москве. Между тем я отправлял свой ролик для этой картины еще несколько лет назад, когда там были другими и сценарий, и режиссер. Но подготовка к съемкам затянулась, потом долго не могли найти актера на заглавную роль: А в этот раз, когда я ехал на пробы на «Мосфильм», мне прислали СМС с предостережением: если вы недостаточно знаете текст или не уверены в своих силах, то можете не приезжать, не тратить свое и чужое время. Признаться, я тогда в себе сильно засомневался, в пути несколько раз успел подумать, что мне лучше было бы остаться дома. Но, к счастью, назад не повернул.

Уже потом, когда меня утвердили, я в течение двух месяцев ездил на «Мосфильм» как на работу — проводить ансамблевые пробы. Из раза в раз проходил одну и ту же сцену с разными партнерами. В общем, пришлось поволноваться, но все кончилось хорошо.

— Как вы готовились к своей роли?

— Читал биографические материалы, исследования Лотмана и Вересаева, составившего портрет Александра Сергеевича исходя из его переписки и документов. Ездил в музей Пушкина на Мойке, разговаривал с его хранительницей Галиной Михайловной Седовой. А параллельно шли уроки верховой езды и плавания — надо было дотягиваться до Пушкина и по этой части. Ходил в тренажерный зал — следовало уменьшить талию, ведь у поэта она была такой тонкой, что ему доводилось мериться талиями с дамами.

— Ну а что было для вас в этой роли самым главным?

— Пожалуй, чувство ответственности — я старался внутренне держать ответ перед самим Пушкиным. Мнения специалистов о том, каким был Александр Сергеевич, очень разнятся, и надо было из всего этого многообразия выбрать именно то, что делало Пушкина и живым, и великим. Например, достоверно передать на экране ощущение собственного достоинства, значимости, присущее Пушкину, умевшего спокойно, на равных, разговаривать даже с императором.

— Многие считали и считают, что Наталья Гончарова Александра Сергеевича не очень-то любила. Режиссер фильма придерживается другой версии. А вы что по этому поводу думаете?

— Мне нравится та история, которая отражена в нашей картине. На мой взгляд, она получилась объемной, со своими полутонами, нюансами и противоречиями. Да, вначале Пушкин и Гончарова любили друг друга, но потом, когда они вступили в брак, выяснилось, что семейную жизнь представляют по-разному. В их отношениях начались сложности. Но ведь тут ничего необычного, это довольно распространенная и узнаваемая ситуация, вне зависимости от того, какой век на дворе.

— Что вы скажете о своей партнерше Ксении Трейстер?

— У меня к ней теплое, даже восторженное отношение, прямо до мурашек. Несмотря на юный возраст, она талантливейшая актриса и прекраснейший партнер. С Ксюшей можно на съемочной площадке импровизировать и быть уверенным, что результат будет отличным. Я сам у нее учился гибкости, легкости, собранности и уверенности в себе. Должен сказать, что атмосфера на съемках получилась прекрасной из-за отличных партнеров, работать с которыми одно удовольствие, и из-за тех дворцов в Северной столице и Подмосковье, где шли съемки. Я очень люблю Петербург, мы там месяц жили, и этот период работы для меня был счастливым и запоминающимся, хотя мне приходилось ездить в Москву на спектакли и возвращаться обратно ночным поездом.

— А нештатные ситуации на съемках случались?

— А как же без них? Но особенно мне запомнились съемки с медведем. Одна из картин рассказывала о веселом споре Пушкина с неким помещиком, предлагавшим приличную сумму за то, что поэт войдет в клетку со зверем. А Пушкину как раз очень нужны были деньги. Такой вот сюжет: Сначала сниматься с медведем было страшно. Но уже на второй день зверь приехал скучающий и уставший. К тому же он меня узнал и вместо того, чтобы яростно рычать, как полагалось по сценарию, мишка завалился на спину и, кажется, был не прочь, чтобы я ему почесал животик.

— Приходилось ли вам исполнять роль Пушкина до этого фильма?

— В Содружестве актеров Таганки в спектакле «Концерт по случаю конца света», в котором демонстрировался краткий экскурс по ключевым вехам в истории России, я играл Александра Сергеевича в сцене его известного диалога с императором. А еще в эскизе по современной пьесе Александры Фоминой «Как Петюнина против всех была» исполнял роль Пушкина, но там они с Дантесом были, можно сказать, не очень-то серьезными персонажами, которые периодически появлялись, конфликтовали и расходились миром. Увы, в жизни все случилось совсем не так.

— Вы в театре и сейчас играете поэта с трагической судьбой — Бориса Рыжего в нынешней премьере «Я всех любил. Без дураков». Что скажете об этой роли?

— Она тоже мне досталась благодаря счастливому случаю. Даже не знаю, почему мне так везет на роли поэтов — сам я в жизни не написал ни одного стихотворения. Но в этом спектакле совсем другая история. А опыт работы в фильме «Натали и Александр» мне помог в другой премьере — в «Пиковой даме», где у меня роль Германа. И хотя в нашем спектакле пространство вневременное, но понимание быта ХIХ века оказалось полезным.

— Вы помните, когда именно решили стать актером?

— Путь к профессии оказался извилист. В школьные годы я дружил с соседом, который был старше и учился на актера. Иногда он приглашал меня к себе на уроки, мне они нравились. Я не дружил с математикой, так что по окончании школы думал поступать либо на журфак, либо на актерский, хотя не написал ни строчки и не был на сцене. Но девушка, которую я любил, стала студенткой и уехала в Чехию, и я последовал за ней. Выбрал там учебу, как ни странно, на банковского менеджера. Но быстро понял, что это не мое, и от скуки нашел в Праге любительскую театральную студию, которой руководил режиссер Александр Созонов, нынешний главный режиссер ярославского Театра имени Волкова. И там мне уже захотелось заниматься актерской профессией серьезно. Я вернулся в Москву и со второго раза поступил в Щепкинский театральный институт, на курс народного артиста Василия Ивановича Бочкарева.

— Каков был ваш опыт работы в кино до «Натали и Александра»?

— Впервые я снялся в фильме еще на третьем курсе. И периодически участвовал в разных проектах. У меня была главная роль в картине «Райский уголок» режиссера Александра Созонова, того самого, у которого я играл в театральной студии в Праге. Но ничего подобного по объему «Натали и Александру» в моей фильмографии не было. К тому же сразу после работы в этом фильме у меня возникла плотная занятость в Театре на Таганке. Кроме тех работ, о которых я рассказал, мы с Дарьей Авратинской выпустили на двоих спектакль «Варшавская мелодия».

— Что значит для вас Театр на Таганке?

— Очень многое. Это место актерского роста. Здесь я общаюсь с людьми, у которых учусь. Когда еще был жив Николай Николаевич Губенко, я часто наблюдал за тем, как он работает в качестве актера. Нынешний директор театра Ирина Викторовна Апексимова сама прекрасная актриса, на совместных репетициях много подсказывает и помогает.

— О чем мечтаете для себя в профессии и просто по-человечески?

— Трепетный для меня вопрос. Надеюсь, что меня ждет что-то еще более интересное и значительное, чем выпадало до сих пор. Слава богу, любимая работа у меня уже есть, недостает только любимой семьи, опоры и основы в жизни.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22856
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5660
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5466
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5345
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?